Особое мнение
Оценка 4.9

Особое мнение

Оценка 4.9
Документация +3
docx
Междисциплинарный 5
21.12.2022
Особое мнение
особое мнение
особое мнение.docx

Особое мнение

При проведении анализа «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55)  выявлено следующее:

1.Целью «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (далее – Типовая Программа) определена «подготовка вахтенных матросов морских судов в соответствии с международным законодательством» (Типовая Программа, стр. 1, раздел «Общие положения», п.2).

Однако данное целеполагание не находит подтверждения при сравнении Типовой Программы с положениями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с поправками).

Например, согласно Типовой Программы (стр. 2, раздел «Общие положения», п.6) «слушателями курсов могут быть лица имеющие среднее общее образование и выше, достигшие 18-летнего  возраста», а в  Правиле II/5 «Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса» Главы II «Капитан и палубная команда» Манильских поправок к Приложению к Конвенции ПДНВ 1978 года возрастной ценз кандидатам на получение диплома установлен как «не быть моложе 18 лет» и без каких-либо требований к образовательному цензу на момент поступления на курсы. Выполнение требований Типовой Программы приведет как к поражению в образовательных возможностях курсантов морских учебных заведений среднего профессионального образования до официального получения ими «среднего общего образования и выше» и/или  «достижения 18-летнего  возраста» так и к падению конкурентности молодых российских моряков на рынке труда по отношению к ровесникам из других стран.

2. При сравнении содержания Типовой Программы со Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты (Функция: Судовождение на вспомогательном уровне), таблица A-II/4 и Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса (Функции: Судовождение на вспомогательном уровне, Обработка и размещение грузов на вспомогательном уровне, Управление операциями судна и забота о людях на судне на вспомогательном, Техническое обслуживание и ремонт на вспомогательном уровне) таблица A-II/5 не находит подтверждения п.7 (стр. 2, раздел «Общие положения»): «Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный матрос».

Как один из примеров:

В таблице к главе II. Учебный план в разделе 1.Общепрофессиональный цикл представлен п.3 Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности, отсутствующий в таблицах A-II/4 и  A-II/5 Спецификаций минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, зато вопросы «знания применения, технического обслуживания и использования ручных и электрических инструментов» (Функция: Техническое обслуживание и ремонт на вспомогательном уровне, таблица A-II/5 ПДНВ) не нашли своего отражения в  Учебно-тематический плане профессиональных модулей Типовой Программы.

Что же касается п.3 «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности», отсутствующего в таблицах A-II/4 и  A-II/5 «Спецификаций минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава», то он не включен и в «Типовую основную программу профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"», размещенной на сайте МинТранса.

3. Определенные вопросы вызывают и выполненный расчет учебного времени для освоения Типовой Программы.

3.1) Так, даже сравнение «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55)  с «Типовой основной программой профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "вахтенный моторист"»,  демонстрирует отличающиеся подходы по определению временных показателей.

Например,

Наименование цикла/модуля/ дисциплины/раздела

«Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос»,  часы

«Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"»,  часы

I. Общепрофессиональный цикл, в т.ч

186

142

Основы производственной деятельности на морских судах

 

22

 

16

Безопасность жизне-деятельности и охрана труда

36

30

Компьютерное сопровож-дение профессиональной деятельности

34

Не предусмотрен

Теория и устройство судна

50

32

 Английский язык

Не предусмотрен

40

и так далее

, но при этом в табл.VII «Содержание производственной (профессиональной) практики» Типовой Программы  пункт 4 «Работа с судовыми устройствами» не предусмотрено время на освоение рулевого, грузового и спасательного устройств судна, что входит в противоречие с требованиями Спецификации минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты, таблица A-II/4 и Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса, таблица A-II/5 ПДНВ.

3.2) Временной объем «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55)  составляет 908 часов (из них 369 часов теории и 495 часов практики. Так в документе. Справочно: 369+495=864 часа), «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"» - 784 часа (из них 253 часа теории и 497 часов практики. Так в документе. Справочно: 253+497=750 часов).

Если курсанты морских учебных заведений осваивают практически всю теоретическую часть Типовой Программы в ходе обучения на 1 и 2 курсе, а практическую часть – в ходе учебной плавательной практики, то  для потенциальных слушатели курсов профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» не являющимися курсантами морских учебных заведений (например, уволенных в запас военнослужащих ВС РФ контрактной службы, кроме офицеров ВМФ РФ) столь продолжительные временные показатели курса могут стать решающими при принятии решения на прохождение обучения и получения новой рабочей специальности.

Выполнение в полном объеме временных требований действующей Типовой Программы в среднесрочной перспективе может привести как к уменьшению кадровой базы моряков рабочих специальностей рыбопромыслового и транспортного флотов РФ, что противоречит духу и букве Резолюции 12 ПДНВ «Привлечение новых кандидатов в морскую профессию …», падению международного престижа российских морских компаний и отечественного морского образования в связи с «принятым дискриминационным законодательством и осуществляемой практики, которые могут препятствовать молодым людям в получении профессии…», так и в переориентации граждан РФ на получение начального морского образования в морских учебных заведениях за рубежом (для граждан РФ, проживающих в Калининградской области – в морских учебных заведениях Литвы и Польши).

4. Вызывает также определенные вопросы и окончательная проработанность (т.с. «вычитанность») документа.

Как один из примеров,

III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла

п/п

Наименование цикла/модуля/дисциплины раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

5.

Основы судовождения

32

26

6

Экзамен

 

 

 

 

 

5.6

Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги

4

4

2

-

 

 

 

 

 

 

Предложения:

1.     Исполнителя (исполнителей) наказать, документ переработать в соответствии с назначенными целями.

2.     Определить Федеральному Агентству по рыболовству право самостоятельно  разработать и ввести программу профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов по профессии «матрос служб добычи  и обработки рыбы» для судов рыбопромыслового флота РФ.

 


 

Особое мнение При проведении анализа «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос»…

Особое мнение При проведении анализа «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос»…

Как один из примеров: В таблице к главе

Как один из примеров: В таблице к главе

Теория и устройство судна 50 32

Теория и устройство судна 50 32

РФ, проживающих в Калининградской области – в морских учебных заведениях

РФ, проживающих в Калининградской области – в морских учебных заведениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022