Особое мнение
При проведении анализа «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55) выявлено следующее:
1.Целью «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (далее – Типовая Программа) определена «подготовка вахтенных матросов морских судов в соответствии с международным законодательством» (Типовая Программа, стр. 1, раздел «Общие положения», п.2).
Однако данное целеполагание не находит подтверждения при сравнении Типовой Программы с положениями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с поправками).
Например, согласно Типовой Программы (стр. 2, раздел «Общие положения», п.6) «слушателями курсов могут быть лица имеющие среднее общее образование и выше, достигшие 18-летнего возраста», а в Правиле II/5 «Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса» Главы II «Капитан и палубная команда» Манильских поправок к Приложению к Конвенции ПДНВ 1978 года возрастной ценз кандидатам на получение диплома установлен как «не быть моложе 18 лет» и без каких-либо требований к образовательному цензу на момент поступления на курсы. Выполнение требований Типовой Программы приведет как к поражению в образовательных возможностях курсантов морских учебных заведений среднего профессионального образования до официального получения ими «среднего общего образования и выше» и/или «достижения 18-летнего возраста» так и к падению конкурентности молодых российских моряков на рынке труда по отношению к ровесникам из других стран.
2. При сравнении содержания Типовой Программы со Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты (Функция: Судовождение на вспомогательном уровне), таблица A-II/4 и Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса (Функции: Судовождение на вспомогательном уровне, Обработка и размещение грузов на вспомогательном уровне, Управление операциями судна и забота о людях на судне на вспомогательном, Техническое обслуживание и ремонт на вспомогательном уровне) таблица A-II/5 не находит подтверждения п.7 (стр. 2, раздел «Общие положения»): «Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный матрос».
Как один из примеров:
В таблице к главе II. Учебный план в разделе 1.Общепрофессиональный цикл представлен п.3 Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности, отсутствующий в таблицах A-II/4 и A-II/5 Спецификаций минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, зато вопросы «знания применения, технического обслуживания и использования ручных и электрических инструментов» (Функция: Техническое обслуживание и ремонт на вспомогательном уровне, таблица A-II/5 ПДНВ) не нашли своего отражения в Учебно-тематический плане профессиональных модулей Типовой Программы.
Что же касается п.3 «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности», отсутствующего в таблицах A-II/4 и A-II/5 «Спецификаций минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава», то он не включен и в «Типовую основную программу профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"», размещенной на сайте МинТранса.
3. Определенные вопросы вызывают и выполненный расчет учебного времени для освоения Типовой Программы.
3.1) Так, даже сравнение «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55) с «Типовой основной программой профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "вахтенный моторист"», демонстрирует отличающиеся подходы по определению временных показателей.
Например,
Наименование цикла/модуля/ дисциплины/раздела |
«Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос», часы |
«Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"», часы |
I. Общепрофессиональный цикл, в т.ч |
186 |
142 |
Основы производственной деятельности на морских судах |
22 |
16 |
Безопасность жизне-деятельности и охрана труда |
36 |
30 |
Компьютерное сопровож-дение профессиональной деятельности |
34 |
Не предусмотрен |
Теория и устройство судна |
50 |
32 |
Английский язык |
Не предусмотрен |
40 |
и так далее
, но при этом в табл.VII «Содержание производственной (профессиональной) практики» Типовой Программы пункт 4 «Работа с судовыми устройствами» не предусмотрено время на освоение рулевого, грузового и спасательного устройств судна, что входит в противоречие с требованиями Спецификации минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты, таблица A-II/4 и Спецификацией минимального стандарта компетентности для лиц рядового состава в качестве матроса первого класса, таблица A-II/5 ПДНВ.
3.2) Временной объем «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (утверждена приказом Минтранса России от 27 февраля 2014 г. №55) составляет 908 часов (из них 369 часов теории и 495 часов практики. Так в документе. Справочно: 369+495=864 часа), «Типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"» - 784 часа (из них 253 часа теории и 497 часов практики. Так в документе. Справочно: 253+497=750 часов).
Если курсанты морских учебных заведений осваивают практически всю теоретическую часть Типовой Программы в ходе обучения на 1 и 2 курсе, а практическую часть – в ходе учебной плавательной практики, то для потенциальных слушатели курсов профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» не являющимися курсантами морских учебных заведений (например, уволенных в запас военнослужащих ВС РФ контрактной службы, кроме офицеров ВМФ РФ) столь продолжительные временные показатели курса могут стать решающими при принятии решения на прохождение обучения и получения новой рабочей специальности.
Выполнение в полном объеме временных требований действующей Типовой Программы в среднесрочной перспективе может привести как к уменьшению кадровой базы моряков рабочих специальностей рыбопромыслового и транспортного флотов РФ, что противоречит духу и букве Резолюции 12 ПДНВ «Привлечение новых кандидатов в морскую профессию …», падению международного престижа российских морских компаний и отечественного морского образования в связи с «принятым дискриминационным законодательством и осуществляемой практики, которые могут препятствовать молодым людям в получении профессии…», так и в переориентации граждан РФ на получение начального морского образования в морских учебных заведениях за рубежом (для граждан РФ, проживающих в Калининградской области – в морских учебных заведениях Литвы и Польши).
4. Вызывает также определенные вопросы и окончательная проработанность (т.с. «вычитанность») документа.
Как один из примеров,
III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла
№ п/п |
Наименование цикла/модуля/дисциплины раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
… |
|
|
|
|
5. |
Основы судовождения |
32 |
26 |
6 |
Экзамен |
|
… |
|
|
|
|
5.6 |
Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги |
4 |
4 |
2 |
- |
|
… |
|
|
|
|
Предложения:
1. Исполнителя (исполнителей) наказать, документ переработать в соответствии с назначенными целями.
2. Определить Федеральному Агентству по рыболовству право самостоятельно разработать и ввести программу профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов по профессии «матрос служб добычи и обработки рыбы» для судов рыбопромыслового флота РФ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.