Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения
Оценка 4.8
Научные работы +3
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
12.03.2018
В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ. Поэтому данный вопрос необходимо рассматривать как первостепенную работу всего педагогического коллектива, который работает в условиях инклюзивного образования
Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения.docx
Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением
зрения
Специальное оборудование для слабовидящих: зрительные ориентиры на
спортивном оборудовании;
— учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
—указки с ярким наконечником;
— различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного
использования);
— дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и
дополнительное освещение доски;
— комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими
модулями и ковром.
Гигиенические требования к учебному оборудованию
Учебнонаглядные пособия должны подбираться таким образом, чтобы
удовлетворять одновременно лечебноофтальмологическим и педагогическим
требованиям.
В учебновоспитательной работе необходимо учитывать зрительные
возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы,
соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени
выполнения письменных работ.
Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради
и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между
строками надо оставлять широкие промежутки. Не рекомендуется писать на
тонкой и/или глянцевой бумаге.
Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для
детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см,
для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06—0,2 это
расстояние сокращается до 17—25 см, при остроте зрения 0,01—0,05 до 3—
12 см.
Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей
поверхности. Недопустима большая разница в яркости между рабочей
поверхностью и окружающим пространством. Это приводит к повышенному
утомлению и снижению зрительной работоспособности. Для данной категории
детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами,
для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким,
точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Контрастность
изображений в учебных пособиях и оптикоэлектронных приборах должна
находиться в пределах 60—100 %, а насыщенность цветовых тонов должна
составлять 0,8—1,0.
Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом
фоне и наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание
на цвет, а больше на форму предмета. Для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия необходимо строго продумывать цветовые
сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой
зеленого, черного и красного цвета. При нистагме и косоглазии ребенку очень
трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной
плоскости на другую, определять место начала написания и чтения.
Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством
элементов.
Данные рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми данных
категорий и всем интересующимся вопросами специальной педагогики и
психологии.
Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению
трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения
1. Ознакомиться с заключением врачаофтальмолога о состоянии зрения
школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям
рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая
чувство стеснения, не надевают их вокружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре класса,
на первойвторой парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным
освещением.
Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в
помещении против света, на фоне окна.
В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета,которые
лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями
замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно
письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка
красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
Школьному педагогупсихологу рекомендуются занятия с таким ребенком,
направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков
штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие
зрительного восприятия, внимания, памяти.
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений
для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в
учебновоспитательный процесс динамических пауз, которые являются
своеобразным отдыхом для глаз.
Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко,
кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание.
Не следует торопить их с ответом, дать 12 мин на обдумывание.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения,
создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения
его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру,
силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна
быть меньше дома, помидор меньше кочана капусты и т. п.
Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в
единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения
занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем
нормально видящим Детям, время для зрительного восприятия, осмысления
задачи, повторного рассматривания.
Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в
полном объеме (обводят его контур, часть), использовать дополнительный
материал: контур,
игрушки,
индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
мелкие картинки,
силуэт,
рисунок,
Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный
способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого
материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).
При предъявлении материала, связанного с его осязательным
обследованием, время также увеличивается в 23 раза по сравнению с
выполнением задания на основе зрения.
Трудности координации движения, несогласованность движений руки и
глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных
с предметнопрактической деятельностью, поэтому при выполнении
графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность
выполнения задания.
Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность
подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней
материал.
Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения
Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения
Особые образовательные потребности обучающегося с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.