Василь Владимирович Быков – советский и белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны.
В.Быков родился 19.06.1924г. в деревне Бычки Витебской обл. Белоруссии в многодетной крестьянской семье.
После окончания 8 класса Василь Быков стал учиться на скульптора в Витебском художественном училище (1939-1940гг.), а затем в школе ФЗО, экстерном сдал экзамены за 10 класс и был вынужден пойти работать. Василь хорошо рисовал, возможно, он стал бы выдающимся художником, но судьба уготовила этому талантливому человеку совсем иной путь.
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Война застала В.Быкова на Украине – он там участвовал в оборонных работах. В г.Белгороде, во время отступления, когда 17-летний юноша отстал от своей колонны и был арестован по подозрению в шпионаже, его едва не расстреляли.
Зимой 1941 – 1942гг.он жил в г.Аткарске Саратовской обл., где учился в железнодорожной школе, а затем, летом 1942г. был призван в армию, закончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943г. ему было присвоено звание младшего лейтенанта.
В.Быков участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку, прошел по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, дважды был ранен, в живот и ногу в боях под Кировоградом. Его даже по ошибке внесли в список погибших солдат, и на памятнике было его имя, а родители Василя получили похоронку. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Позже это происшествие легло в основу повести «Мертвым не больно».
Неудивительно, что произведения В.Быкова пропитаны запахом войны. События с 1941 по 1945гг.оставили кровавый след в сердце писателя, отразились на его жизни. Ему приходилось наблюдать кровь, голод и смерть, которая постоянно витала в воздухе. Быков принадлежал к поколению, почти полностью уничтоженному войной.
Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился 21г., суждено было уцелеть.
Писатель Ч.Айтматов сказал: «Я не могу отделаться от мысли, что судьба сберегла нам В.Быкова, чтобы он, пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое лихолетье партизанской Белоруссии, сказал бы в послевоенной литературе свое сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней боли слово…»
После демобилизации Быков жил в г.Гродно (с 1947г.), культурной столице Белоруссии. Он работал в редакции газеты «Гродненская правда» (до 1949г.) редактором и писал свои первые рассказы.
С 1949 по 1955гг.В.Быков снова служил в армии, его, как офицера запаса, призвали в армию. Демобилизовался он в звании майора.
И с 1955 по 1972гг. он вновь работал в той же газете.
С 1959г.начинается его творческая биография. Большинство произведений – повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны, и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее
драматичные моменты жизни.
Известность пришла к Быкову после появления в 1962г. повести «Третья ракета». Затем последовали повести «Альпийская баллада» (1963), «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1965), «Проклятая высота», «Круглянский мост» (1968), которые поставили В.Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX столетия. В 1970-е гг. Быков получил официальное признание и мировую известность. В этот период он создал повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1971), «Дожить до рассвета» (1972), «Пойти и не вернуться» (1972),и др.
По многим повестям сняты фильмы.
К позднему творчеству В.Быкова относится удостоенная Ленинской премии повесть «Знак беды» (1983), «Карьер» (1986), «Облава» (1988) и др.
Произведения В.Быкова переведены более чем на 50 языков мира.
С 1959г. В.Быков – член Союза писателей СССР. В 1972-1978гг. – секретарь Союза писателей Белорусской ССР. В 1978г. он переезжает в г.Минск, где был избран депутатом Верховного Совета Белорусской ССР в 1978-1989гг.
С конца 1997г.писатель жил за границей в политической эмиграции, вначале в Финляндии, затем в Германии (из-за разногласий с руководством Беларуси).
В эмиграции написал повесть «Волчья яма» о последствиях Чернобыльской катастрофы (1998).
Писатель вернулся в родную страну лишь за месяц до смерти. Он ушел из жизни 22.06.2003г. в возрасте 79 лет. Проститься с писателем пришли многие тысячи его соотечественников.
Оригинальный дом семьи Быковых не сохранился. Он был восстановлен и называется «Усадьба- музей» в деревне Бычки, хотя это обычный деревенский дом с хозяйственными постройками.
Государственные награды В.Быкова
За свою литературную деятельность В.Быков был удостоен ряда наград, среди них орден Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина и золотая медаль «Серп и молот», орден Отечественной войны 1 степени и др.
Он - лауреат Государственной премии СССР (1974), Государственной премии Белорусской ССР им.Я.Коласа (1978), Ленинской премии (1986)
В 1980г.присвоено звание «Народный писатель Белоруссии»
Среди писателей «Военной темы» В.Быков – один из наиболее известных. Он был участником войны и свидетелем трагических событий в Белоруссии, где каждый четвертый житель погиб от руки гитлеровцев.
Повести Быкова можно определить как героико-психологические, философско-нравственные. Во всех ее проявлениях война – это не только страшная народная трагедия, но и проверка духовных качеств советского человека, который не только разгромил фашизм, но и одержал над ним моральную победу, об этом говорит писатель в своих произведениях.
В его произведениях мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения, внутренний мир рядового солдата на большой войне, стремясь правдиво показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.
в экстремальной ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы отличает его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Сотников», Дожить до рассвета», «Обелиск», «Знак беды» и др.
Героизм в его произведениях лишен внешнего блеска, эффекта «героического ореола». Писателя интересует «душа» подвига – нравственность: «Меня интересует, в первую очередь, не сама война, не ее быт и технология боя, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа».
Не просто выстоять и победить, но и остаться в этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе Человеком, противопоставив фашизму, которого Гитлер освободил от совести, человечности и морали, не только силу оружия, но и силу убежденности в правоте своего дела, силу нравственности – вот главное для героев произведений В.Быкова.
В отличие от таких писателей, как Бондарев, Стаднюк, Бакланов, которые ставят во главе произведений масштабные сражения, В.Быков строит свои сюжеты на драматических моментах войны местного значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов
Творчество В.Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. В.Быкова называют одним из самых выдающихся представителей «лейтенантской прозы» 60-х гг. «Очень это непросто писать о пережитом, тем более о давнем военном прошлом… Мне все это видится в кровавом…тумане – как оно и отразилось тогда в нашем горячечном сознании, изнурительными боями, опасностью, предельным физическим напряжением …», писал В.Быков.
«Фронт борьбы с гитлеровцами, - писал Быков, - проходил по каждой околице, каждому подворью, по сердцам и душам людей. Всенародная борьба означала, что каждый был воином со всеми вытекающими обязанностями и последствиями. Независимо от возраста, пола, невзирая на то, имел он оружие и стрелял в оккупантов или только сеял картошку и растил детей, - каждый был воином. Потому что оружие, и подросшие дети, да и само существование каждого белоруса в итоге были направлены против оккупантов».
Проверяя персонажей на прочность, писатель подводит героя к последней черте, заставляя сделать самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя перед людьми, перед самим собой, - вот дилемма, которую решают герои Быкова. Вставшие перед проблемой решающего выбора герои Быкова могут сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Им для этого порой не надо даже вставать на путь предательства, нужно лишь немного, чуть-чуть отступить от собственных принципов, пойти против собственной совести. Но в том-то и сила быковских героев, что они не признают нравственных компромиссов, какими бы мелкими и незначительными они на первый взгляд ни казались.
Когда возможности человеческой жизни сходят на нет, герои Быкова открыто бросают вызов своим врагам, предпочитая мученическую смерть жалкой участи раба. Погибает на виселице изуродованный полицаями Сотников, сгорит в подожженной хате гордая Степанида, пропадает тихий Петрок, решивший не покоряться, убивают учителя Мороза и т.д. Их смерть, самопожертвование не ведут к прямому практическому результату, но за «бесполезностью» их жертв нужно уметь – как это делает В.Быков – увидеть и понять моральное их значение, высший и отдаленный по времени результат.
И тогда в ином свете увидим мы этих героев. Это не отдельные уже люди, частные судьбы – это сам народ поднялся, бесстрашен и грозен, навстречу врагу.
Особенности прозы В.Быкова
Герои В.Быкова просты на первый взгляд, но через их характеры раскрываются некоторые важные черты народной войны.
В центре повестей писателя обычно всего несколько эпизодов, действие обычно сосредоточено на малом участке пространства и замкнуто в краткую временную протяженность
В произведении действуют всего 2-3 героя, за ними ощущается масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины.
В.Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей, поэтому одной из центральных является проблема нравственного выбора человека на войне.
Повесть «Альпийская баллада»
Повесть была написана в 1964г. Это пронзительная, наполненная невыразимым трагизмом повесть, невероятно трогательная, написанная на разрыв. Ее невозможно забыть, с ней невозможно расстаться.
В.Быков рассказывал о своей встрече с реальной пленницей «в полосатой куртке», которая искала Ивана. В 1944г. она убежала в Альпы и встретила там русского военнопленного. Там они напоролись на полицаев, и ее снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.
Действие происходит в лагере для военнопленных, находящемся в Австрийских Альпах во время Второй мировой войны. Во время бомбардировки лагеря нескольким узникам удается бежать, среди них был и Иван. В горах он встречает итальянскую девушку Джулию, которая тоже убежала из немецкого плена. Вместе они пытаются спастись от преследования и выжить. Смогут ли они это сделать?
Голодные, измученные, преследуемые погоней узники борются за свою жизнь и свободу на фоне прекрасных пейзажей альпийской природы, как бы существующей вне времени; в этом контрасте умиротворяющего ландшафта и постоянно висящей над беглецами опасности между
мужчиной и женщиной зарождается любовь. Они встретились, чтобы после ада концлагеря разделить «три огромных, как вечность, дня побега из концлагеря, любви и невообразимого счастья». Суровая и прекрасная природа Альп созвучна событиям и чувствам героев.
Вместе они проводят в Альпах 3 дня, спасаясь от преследования, пока немцы с собаками не настигают беглецов. Диалог между ними идет на разных языках.
В нечеловеческих условиях настигающей погони озверевших фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую девушку. У молодых людей не было другого выхода, они бежали к обрыву. Иван сбросил Джулию с обрыва в сугроб, а сам погиб, его загрызли собаки фашистов.
Закончилась война. Итальянка Джулия через всю жизнь пронесла светлую память о своем спасителе, после войны разыскала его следы в России, нашла родных и написала им письмо, чтобы рассказать правду о подвиге их земляка и
о том, что у нее есть сын от Ивана, которого она выучила русскому языку.
Повесть В.Быков назвал балладой, потому что герои пережили в Альпах романтические приключения, они были способны к самопожертвованию, а их любовь была противопоставлена насилию и смерти.
«Альпийская баллада» - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героев.
В 1966г. был снят фильм «Альпийская баллада».
Повесть «Обелиск»
Повесть была написана в 1971г. В 1974г. за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В.Быков был удостоен Государственной премии СССР.
Тропа поиска привела В.Быкова к обелиску, на котором значилось 5 имен подростков, погибших во время войны, а через годы появилось еще одно имя – их учителя Алеся Мороза. Повесть В.Быкова «Обелиск» звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным.
Это случилось в годы войны, когда Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, рассказывается история об учителе Морозе, который пожертвовал жизнью ради своих учеников, и его учениках. Но на обелиске нет его имени, хотя его постоянно кто-то дописывает.
Когда гитлеровцы пришли в село, учитель Мороз остался в деревне, потому что боялся за детей, он тайно помогал партизанам. По доносу полицая на учителя немцы разгромили школу и допросили Мороза.
Преданные учителю ребята решили отомстить полицаю. Они подрезали столбы у моста, и проезжавшая машина с немцами и полицаем рухнула в воду. Уцелевшие фашисты заметили мальчишек и схватили их. Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, ребят отпустят.
Учитель добровольно сдался немцам, но те слово свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороз помог бежать мальчику Павлу Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Мороза забили насмерть.
В честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не все считали подвигом – он не убил ни одного немца, наоборот, записан как попавший в плен, однако выживший Миклашевич доказал обратное. Он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал для освобождения страны от немецких захватчиков.
Учитель Мороз поступает истинно героически, не пытаясь спастись, ибо для него в данной ситуации другого достойного выхода просто не было по его пониманию человеческого и учительского долга. Здесь отражены те неизвестные подвиги и героизм, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками. Это малая частица поистине народного сопротивления врагу в годы войны, это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы.
«Жизнь – это миллионы ситуаций, миллионы характеров. И миллионы судеб. А вы все хотите втиснуть в две- три расхожие схемы… Убил немца или не убил?.. Он сделал больше, чем если бы убил его. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно», - писал В.Быков.
Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.
Повесть «Знак беды»
Повесть была написана в 1982г., отмечена Ленинской премией в 1986г. и экранизирована.
Осень 1941г. Немолодые уже Степанида и ее муж Петрок живут на хуторе, недалеко от деревни Выселки, когда приходят немецкие оккупанты, которые отправляют хозяев из дома жить в сарай.
С первых же минут гитлеровцы ощущают молчаливое презрение хозяйки дома, ее явное нежелание хоть в чем-нибудь угождать им.
Степанида понимает, что в дом пришла беда, а ее муж стремится избежать конфликтов с фашистами, надеясь, что все обойдется миром.
Конфликты с фашистами вспыхивают постоянно, Степанида недодала им молока, ее ударили, затем немцы разозлившись, забили корову, а Степанида ночью выкинула их винтовку в колодец. Но на этом фашисты не останавливаются. Местные полицаи активно участвуют в расправах, избивают Степаниду и мужа, требуя самогона, бросают его в тюрьму.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.