Островский: начало творческого пути. (Материалы литературной гостиной)
Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
08.08.2017
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Островский начало.doc
Островский: начало творческого пути.
(Материалы литературной гостиной)
Еще с гимназических лет Островский становится завзятым театралом.
Он посещает Петровский (ныне Большой) и Малый театры, восхищается
игрой Щепкина и Мочалова, читает статьи В.Г. Белинского о литературе и
театре. В конце 1840х годов Островский пробует свои силы на писательском,
драматургическом поприще и публикует в «Московском городском листке»
за 1847 год «Сцены из комедии “Несостоятельный должник”», «Картину
семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Ли
тературную известность Островскому приносит комедия «Банкрот», над
которой он работает в 1846—1849 годах и публикует в 1850 году в журнале
«Москвитянин» под измененным названием «Свои люди — сочтемся!».
Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и
Петербурга. Писатель В. Ф. Одоевский сказал: «Я считаю, на Руси три
трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я ставлю
номер четвертый». Пьесу Островского ставили в один ряд с гоголевскими
произведениями и называли купеческими «Мертвыми душами». Влияние
гоголевской традиции в «Своих людях...» действительно велико. Молодой
драматург избирает сюжет, в основе которого лежит довольно распростра
ненный случай мошенничества в купеческой среде. Самсон Силыч Большаков
занимает крупный капитал у своих собратьевкупцов, а так как возвращать
долги с большими процентами ему не хочется, объявляет себя обанкротив
шимся человеком, несостоятельным должником. Свое состояние он переводит
на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, а для крепости мошеннической
сделки отдает за него замуж свою дочь Липочку. Большакова могут посадить
в долговую тюрьму, но он не унывает, поскольку верит, что Лазарь внесет для
его освобождения небольшую сумму от полученного капитала: «Свои люди —
сочтемся!» Однако он ошибается: «свой человек» Лазарь и родная дочь Ли
почка не дают отцу ни копейки.
На первых порах ни один из героев комедии не вызывает никакого
сочувствия. Кажется, что, как в «Ревизоре» Гоголя, единственным
положительным героем у Островского является смех. Однако по мере
движения сюжета к развязке в комедии появляются новые, не свойственные
Гоголю мотивы. В пьесе Островского сталкиваются два купеческих
поколения: «отцы» и «дети». Различие между ними сказывается даже в
«говорящих» именах и фамилиях. Большов — от крестьянского «большак», глава семьи — купец первого поколения, мужик в недалеком прошлом.
Разбогатев, Большов порастратил народный нравственный «капитал». Став
купцом, он готов на любую подлость по отношению к «чужим» людям. Но
коечто из прежних нравственных устоев в нем еще теплится, он еще верит в
святость семейных отношений: свои люди друг друга не подведут.
Но то, что живо в купцах старшего поколения, совершенно не властно
над детьми. На смену самодурам большовым идут самодуры подхалюзины.
Для них уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее при
бежище нравственности — святость семейных уз. Смешной и пошлый в начале
комедии, Большов вырастает в ее финале в трагического героя. Когда
поруганы детьми родственные чувства, когда единственная дочь жалеет дать
гроши кредиторам и с легкой совестью спроваживает отца в тюрьму, в
Большове просыпается страдающий человек: «Уж ты скажи, дочка:
ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого
дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть...
Знаешь, Лазарь, Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы
совесть за деньги продаем...» Сквозь пошлый быт пробиваются в пьесе
Островского трагические мотивы. Поруганный детьми, обманутый и
изгнанный, купец Большов напоминает короля Лира из одноименной
шекспировской трагедии. Именно так исполняли его роль русские актеры.
А это значит, что, наследуя гоголевские традиции, Островский шел
вперед. Если у Гоголя все персонажи «Ревизора» одинаково бездушны, а их
бездушие взрывается изнутри лишь смехом, то в мире Островского
открываются источники живых человеческих чувств.
В следующей комедии «Бедность не порок» (1854) на первый взгляд те
же герои, что и в «Своих людях...»: самодурхозяин Гордей Торцов, покорная
ему жена Пелагея Егоровна, послушная воле отца дочь Любушка и, наконец,
приказчик Митя, неравнодушный к хозяйской дочери. Задуривший отец хочет
отдать дочь за постылого старика, московского фабриканта Коршунова,
оставить провинциальный Черемухин и уехать в Москву.
Но разгулявшейся своевольной натуре Гордея Карпыча противостоит
вековой уклад русской жизни. Действие комедии происходит в поэтическое
время Святок: звучат песни, заводятся игры и пляски, появляются ряженые.
Жена Гордея говорит: «Модноето ваше да нынешнее... каждый день
меняется, а русскийто наш обычай испокон веку живет!» Митя в пьесе
совершенно не похож на Лазаря Подхалюзина. Это человек одаренный,
талантливый, любящий поэзию Кольцова. Его речь возвышенна и чиста: он не столько говорит, сколько поет, и песня его то жалобная, то широкая и
раздольная. Своеобразен и Любим Торцов, родной брат Гордея. В прошлом он
был богат, но промотал все состояние. Теперь он беден, нищ, но зато и
свободен от развращающей душу власти денег, чинов, рыцарски благороден,
человечески щедр и высок. Его обличительные речи пробуждают совесть в
самодуре Гордее. Намеченная свадьба Любушки с Африканом Коршуновым
расстраивается. Отец отдает дочь замуж за бедного приказчика Митю.
Над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах
торжествует народная нравственность. Островский верит в здоровые и
светлые начала русского характера, которые хранятся в купечестве. Но в то
же время он видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство
подтачивают устои вековой народной морали, как непрочно подчас
оказывается их торжество. Тем не менее взгляд на купеческую жизнь в первой
комедии «Свои люди — сочтемся!» кажется теперь Островскому «молодым и
слишком жестким». «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на
сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право
исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и
хорошее; этимто я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», —
пишет Островский М.П. Погодину, редактору журнала «Москвитянин»,
пригласившему начинающего драматурга и его друзей к сотрудничеству.
При «Москвитянине» образуется «молодая редакция», душой которой
оказывается Островский. Его окружают талантливые критики Аполлон
Григорьев и Евгений Эдельсон, проникновенный знаток и одаренный
исполнитель народных песен Тертий Филиппов, начинающие писатели и поэты
Алексей Писемский и Алексей Потехин, Сергей Максимов и Борис Алмазов,
Лев Мей... Кружок ширится, растет. Живой интерес к народному быту, к
русской песне, к национальной культуре объединяет в дружную семью
талантливых людей из разных сословий — от дворянина до купца и мужика
отходника. Само существование такого кружка — вызов казенному
однообразию русской жизни эпохи «мрачного семилетия», ознаменовавшей
финал николаевского царствования. В пьесах первой половины 50х годов «Не
в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»
Островский изображает преимущественно светлые, поэтические стороны
русской жизни, возвращая на сцену чистые чувства, «горячие сердца».
Островский: начало творческого пути. (Материалы литературной гостиной)
Островский: начало творческого пути. (Материалы литературной гостиной)
Островский: начало творческого пути. (Материалы литературной гостиной)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.