Научный альманах (юридические науки)
Архипова Марина Николаевна
Преподаватель правовых дисциплин
Центр-колледж прикладных квалификаций
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Осуществление социальной защиты населения на муниципальном уровне
Социальная защита осуществляется на различных уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Особую роль в социальной защите населения играют органы местного самоуправления, т.к. они наиболее приближены к территории, к конкретному человеку (несмотря на то, что на сегодняшний день органы социальной защиты относятся к органам государственного управления).
Социальная защита является трудной экономической и политической задачей для органов власти, особенно для муниципальных органов, так как их бюджеты являются достаточно ограниченными и зачастую зависят от регионального и федерального бюджетов.
Сегодня перед органами власти стоит большое количество вопросов, в частности: «Что такое «бедность», каков ее порог?», «Какие доходы рассматривать при определении права на социальную поддержку?», «Следует ли учитывать единовременные пособия, ссуды, кредиты, страховые выплаты, доходы от подсобного хозяйства?» и т.д.
Для ответа на эти и многие другие вопросы необходима четкость понятий, выработка определенных принципов и комплексной программы социальной работы на их основе, необходима система подготовки кадров, работающих в этой сфере [1, c.25].
На территории муниципального образования учреждения социальной защиты представлены центрами социальной защиты или социального обслуживания, учреждениями социальной защиты, отделами социального обеспечения, управлениями труда и занятости населения, домами ночного пребывания, центрами социальной помощи семье и детям, приютами и др.
Органы местного самоуправления могут разрабатывать и осуществлять местные программы адресной поддержки из муниципального бюджета и с помощью привлекаемых средств. Примером до недавнего времени могли служить программы жилищных субсидий. Это одна из немногих массовых программ по оказанию адресной социальной помощи с четкой привязкой к уровню дохода семьи.
Организация работы органами власти по социальной защите населения крайне важна сегодня, но чтобы быть эффективной, необходимо иметь комплексную программу органов исполнительной власти субъекта и муниципальных органов в области социальной защиты населения. Органы местного самоуправления имеют достаточно широкие полномочия в сфере социальной защиты населения. Предоставляя те или иные права органам местного самоуправления в области социального обеспечения, государство пытается как можно больше приблизить органы местного самоуправления к социально незащищенным слоям населения.
Органы местного самоуправления вправе определять условия отпуска древесины на корню для строительства жилых домов инвалидам войны, устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия для инвалидов, участников войны, для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий), ветеранам труда при выходе на пенсию и предоставлять льготы в данной сфере. Органы местного самоуправления должны оказывать содействие деятельности общественных объединений ветеранов [3, c.154].
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.
Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.
Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан пожилого возраста и инвалидов, проживавших и умерших в стационарных учреждениях социального обслуживания, не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном секторе социального обслуживания осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции [2, c.168].
Органы местного самоуправления совместно с организациями независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе создавать специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание [4, c.78].
Подводя итог, следует отметить, что тенденции оказания социальной помощи и планируемые расходы на данную сферу определяются развитием экономики субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, поэтому каждое муниципальное образование должно развиваться динамично по всем направлениям: промышленность, сфера услуг, социальная сфера и т.д.
Список использованных источников литературы
1. Андреева, А. М. Социальная политика государства в условиях реформ. [Текст] / А. М. Андреева. - М., 2016. – 281 с.
2. Бароздин, К. В. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. [Текст] / К.В. Бароздин. - М., 2014. – 344 с.
3. Зайкин, А. Д. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. [Текст] / А.Д. Зайкин. - М., 2012. – 256 с.
4. Право социального обеспечения: Учебн. пособие [Текст] / Под ред. К. Н. Гусова. - М., 2015. – 391 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.