«Освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков».
Оценка 4.7

«Освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков».

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
22.01.2020
«Освобождение  Краснодара от немецко-фашистских захватчиков».
развитие чувства патриотизма у подростков, изучение жизни людей во время оккупации г. Краснодара немецкими войсками с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г.
Освобождение Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.docx

План-конспект

проведения классного занятия

 

Тема: «Освобождение  Краснодара от немецко-фашистских захватчиков».

Форма проведения: исторический экскурс.

Цель:  развитие чувства патриотизма у воспитанников Краснодарского Президентского кадетского училища, изучение жизни людей во время оккупации г. Краснодара немецкими войсками с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г.

Задачи:

1.Обучающая: обобщить знания об основных этапах ВОв, о военных действиях на Кубани, через истории, собранные воспитанниками-исследователями.

2.Развивающая: продолжить формирование навыков работы с семейными архивными документами, анализировать литературу о войне, мотивировать поисковую и исследовательскую работу кадет.

3.Воспитывающая: способствовать воспитанию личностного, гражданско-патриотического отношения к подвигам земляков, чувства гордости за своих родственников – защитников Отечества, желания быть похожими на них. Воспитывать готовность к защите своей Родины.

Оборудование: презентация, видеоролики, план-конспект.

 

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной этап. Ролик «Враги сожгли родную хату»,  видеоролик о Краснодаре в период оккупации «Союзкиножурнал № 14 , март 1943 года».

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный, заключительный этап.

Элементы технологии сотрудничества 

Основной этап.

Элементы технологии развития критического мышления

Заключительный этап. Рефлексия.

План классного часа:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

II.               Основная часть.

1.     Занятие города.

2.     Жизнь во время оккупации.

3.     Образ  врага.

4.     Освобождение города.

III.            Подведение итогов.

 

                                                   Ход мероприятия:

I.      Мобилизующее начало. Вступительное слово ведущих на фоне музыки,  звучит минусовка «Журавли» (музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова).

Организационный момент.

Классный руководитель: Добрый день! В этом году наш город празднует 75-летие со Дня освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Слайд 1.

История Кубани насчитывает тысячелетия. Многое повидала кубанская земля. Скифы, сарматы, греки и турки -  многие  народы сменяли здесь друг друга, вели войны за что, чтоб жить на этой благодатной земле. 

В тяжелые годы Великой Отечественной войны общая трагедия нашего народа не миновала и Кубань. Наш край в полной мере разделил боль, страдания и лишения со всей страной. Война пришла и к нам в край, в город Краснодар, который был оккупирован немецкими войсками с 9 августа 1942г. по 12 февраля 1943г.

Гитлер разработал специальный план захвата Северного Кавказа, который  получил название «Эдельвейс».

Посмотрите на карту, как вы думаете, почему Гитлеру так важно было захватить Кубань?

(ответы воспитанников: край богат не только плодородными землями, благоприятным климатом, но и важными полезными ископаемыми-нефтью, газом; удобно расположен стратегически - имеет прямой выход к двум морям, Черному и Азовскому, и потенциальный выход к Каспийскому морю).

Слайд 2.

II.               Основная часть.

1. Занятие города.

Ведущий 1:   Гитлер рвался на юг – к нефти Кубани и Кавказа.   Это была важная, но только ближайшая задача фашистской армии. Последующие действия должны были обеспечить немецким войскам выход к границам Ирана и Ирака, захват этих государств, покорение стран Ближнего Востока. Для достижения этих целей  битва за Кавказ была ключевым элементом плана фашистской Германии по установлению мирового господства.

9 августа 1942 года немцы оккупировали главный город Кубани -Краснодар.   Берлинское радио вещало на весь мир: «На Восточном фронте за последние 24 часа произошли события, которые окажут решающее влияние на исход войны. Советам (Советскому Союзу) нанесен новый сокрушительный удар, последствия которого до сих пор еще не могут быть по-настоящему оценены. Германские войска захватили Краснодар и Майкоп. Потери этих двух   городов окажут влияние на общее военное положение».

Оккупация  Краснодара длилась 6 месяцев, но они  стали самыми страшными за всю историю города.

Классный руководитель: О Краснодаре в годы Великой Отечественной войне написано много литературы, изданы сборники архивных документов, воспоминаний людей, переживших оккупацию. Рассказывая о военных событиях, историки-краеведы ссылаются на детские сочинения. Так, в сборнике документов Архивного фонда Кубани для характеристики разрушенного Краснодара присутствуют цитаты из школьных сочинений. Давайте  попытаемся представить себе оккупацию Краснодара глазами девочек.

Сочинения из Архивного фонда Кубани были написаны ученицами 7 «А» и 7 «Б» классов средней женской школы № 45 г. Краснодара. Это была их домашняя работа – написать сочинение на тему: «Мои переживания во время эвакуации (оккупации)». Эту домашнюю работу они выполняли 8 февраля 1945 года, накануне 12 февраля, в честь годовщины освобождения Краснодара от оккупации.

Слайд 3.

Ведущий 2: Из школьных сочинений.

Жардиенко Марианна: «Мы второпях собирали вещи и спешили на вокзал. Там было очень много народу. Как только подошел поезд, все бросились к нему, толкая друг друга. Кажется, все жители Краснодара хотели сесть на этот поезд. Сильные лезли по головам, слабые падали; их толкали и топтали спеша сесть в вагон, невзирая на их крики. Кто лез в двери, кто в окна, кто на крышу. Ввиду того, что я была не из числа сильных (мне было тогда десять с половинной лет) мне порядочно досталось. Спасать свои вещи было невыносимо. Кто лез с чемоданом, того выталкивали и не пускали в вагон. Наши вещи тоже остались на станции. Невозможно было взять даже продукты, иначе мы остались бы на станции...».

Евсеева Люда: «Заводы, фабрики, люди эвакуируются в тыл. Хотелось поскорее выехать, чтобы не попасть в лапы фашистов, но завод, где работал мой отец, должен был уезжать в последнюю очередь. 9 августа мы должны были уезжать, но проклятые немцы уже заняли город. Выехать мы не успели. Хотелось плакать, кричать от горя».

Классный руководитель: Продолжим хронику событий.

Бои шли под Краснодаром, и немцы постоянно бомбили город. При отступлении, 9 августа 1942 г., 15-й специальный взвод 56-й армии и сотрудники краевого управления НКВД осуществляли мероприятия по выводу из строя предприятий и административных зданий, чтобы немцам ничего не осталось. В Краснодаре список ликвидируемых предприятий включал 36 пунктов. В числе подлежащих уничтожению оказались заводы им. Седина, «Октябрь», «Краснолит», нефтеперегонный завод, комбинат «Главмаргарин», мясокомбинат, хлебокомбинат, спиртзавод и пр. Последними были взорваны мосты через реку Кубань.

Ведущий 3: Из школьных сочинений.

Шаруненко Людмила: «Четвертого августа, днем, на наш город налетели немецкие самолеты. В это время я была у мамы на работе. Было сброшено несколько бомб, которые упали рядом с нашим домом. Когда мы с мамой пришли домой, то все стекла в окнах повысыпались и мы не знали, что делать. На улицах были видны следы крови, на углу снесло дом и поранило людей, везде валялись бревна, железо с крыш, куски мяса».

Синенко Клара: «Всю ночь и утро горел нефтеперегонный завод. Бледный диск солнца тускло светил сквозь рыжую мглу пожара... Высоко в темно-синем небе расцветали красные букеты разрывов и надрывно выли моторы «Юнкерсов». Где-то на окраине блекло и разгоралось зарево пожара, отблеск его отражался в окнах домов. Город был полон тревожной военной жизни. По ночам через него двигались бесконечной лентой войска; тянулись обозы, тяжело громыхали гусеницы танков, шла пехота».

Слайд 4.

Классный руководитель: Силами семи пехотных и одной моторизированной дивизии 17-й армии Руоффа, при поддержке танков и авиации немецкие войска нанесли удар на Краснодар и захватили город. 9 августа 1942 г. весь Краснодар был занят немцами.

Ведущий 1:

Синенко Клара:  «Улицы наполнились ревом моторов, едким запахом эрзац-бензина и чужой хриплой речью. Потянулись страшные дни оккупации. Казалось, время замедлило свои шаги, час казался днем и день годом».

Опомах:  «…9 августа 1942 года в 10 часов утра прошли черные немецкие танки по улицам города. Многие из жителей в этот ужасный час, находились в темных подвалах. Здесь была я и вся моя семья. Мы ушли, чтобы не видеть проезжающих гитлеровцев, которые подняли огонь. Они стреляли, убивали наших людей. В подвале слышны были стоны, жизнь стала не жизнь. Лучи, ярко светящего солнца, скрылись, свет стал темен и не радостен. Настали месяцы, о которых и сказать жутко, это месяцы мучений, слез и крови».

2. Жизнь во время оккупации.

Классный руководитель: хроника событий. Первую неделю оккупации, почти всю оккупацию и не меньше месяца перед отступлением немецкие солдаты мародерствовали.

Ведущий 2: Из школьных сочинений.

Воскобойникова: «Немцы сразу же пошли грабить мирное население. Они ходили по домам и забирали все, что им заблагорассудиться. Так в нашем дворе, немец пришел в комнату одной женщины и взял шелковую косыночку. Они издевались над жителями нашего города, заходили во дворы, ловили домашнюю птицу, уводили коров, свиней, забирали все, что им нравилось, неистово хохотали над жителями, старались мычать, как коровы, проявляя при этом свою дикость».

Слайд 5.

Классный руководитель: С первых же часов оккупации все вопросы решались военной комендатурой, но уже 10 августа состоялось городское собрание «общественности», на котором был избран бургомистр. Ему подчинялись районные управы. Вводился институт участковых старост, которые содержались за счет местного населения.

На всех улицах города были установлены радиорепродукторы, через которые немцы передавали свои сообщения и приказ. Сообщения по радио дублировалось объявлениями, расклеенными на перекрестках улиц города. Немецкие приказы сопровождались указанием меры за невыполнение приказа. В большинстве случаев эта мера определялась расстрелом, а за сопротивление властям – повешением или расстрелом. Террор, преследования, унижения людей, налоги, различные поборы – вот что было нормой жизни при оккупантах.

Ролик «Враги сожгли родную хату».

Ведущий 3: Из школьных сочинений.

Артемова: «Через несколько дней я решилась выйти и посмотреть на город. Улицы были грязны и малолюдны. Меня никто не трогал, но чувства свободы не было. Ведь хозяевами города были немцы. Эта мысль вызывала сознание какой-то униженности. Как будто весь город опутан невидимой колючей проволокой, и оккупант с автоматом в руках недоброжелательно следит за каждым твоим движением. На стенах появились приказы. Почти каждый пункт оканчивался угрозой расстрела».

Классный руководитель: Хроника событий.

Немецкие власти приступили к восстановлению разрушенных предприятий. Одним из первых был восстановлен мельзавод № 3. Уже в сентябре в Краснодаре действовали кожевенный и пивоваренный заводы, хлебозавод № 2. К ноябрю 1942 года были восстановлены молочный завод, отдельные цеха мясокомбината. Частично были восстановлены нефтеперегонный завод, цеха заводов им. Седина и «Краснолит», где изготавливались детали для танков и машин. В городе были полностью восстановлены водопровод, электростанция и трамвайное движение. Работал кинотеатр и театр «миниатюр», но только для немцев.

Была проведена перерегистрация всего населения. Все работающие граждане обязаны были вернуться на свои рабочие места. Остальные жители от 14 до 60 лет должны были зарегистрироваться на бирже и работать на немцев. Оказавшись в экстремальной ситуации, многие жители, чтобы спасти себя и свою семью от физической расправы, голода и лишений стали служить немцам, работать на заводах и фабриках, на транспорте. Рабочий день на предприятиях длился 10 часов, выходных не было.

Ведущий 3: Из школьных сочинений.

Саенко Т.: «На Красной улице, в кинотеатрах, театрах, магазинах появились надписи: «Только для немцев». Не имея возможности эвакуироваться, мы с грустью и с жаждой мести смотрели на стальные каски и зеленые мундиры, которые хозяйничали в городе».

Воронина Р.: «Немцы заняли наши школы своими складами, выбросили парты на двор, а потом сожгли их. У меня пропал один учебный год... Город утопал в грязи и мусоре об этом гитлеровцы не заботились. Они разрешали ходить только до 4 часов вечера».

Слайд 6.

Ведущий 1:

Артёмова: «Немцам понравился трехэтажный благоустроенный дом, в котором мы жили. За один день всем русским было приказано выехать из дома. Выселяли на самые далекие окраины. В этом был открытый цинизм свойственный обращению немцев: немцам – центр, русским – окраины родного города».

Ермакова Валя: «Мать моя во время оккупации всегда скрывалась, потому что не была зарегистрирована на бирже труда. Почему не зарегистрирована? Потому что не было смысла работать на врагов своей родины, зная, что каждый трудовой день будет обращен в грозное оружие против советских воинов. За это мать рисковала жизнью, но все равно не пошла. Не были зарегистрированы мамина сестра и дедушка».

Классный руководитель: Хроника событий.

Вместе с немецкими войсками в Краснодар прибыли гитлеровские спецслужбы. Контрразведывательный и карательный орган «Зондеркоманда СС-10А», который краснодарцы называли «гестапо» разместилась по ул. Орджоникидзе,61. Кроме него, расправами с мирным населением занимались тайная полиция и Краснодарская городская полиция.

Уничтожать горожан немцы начали с евреев и пациентов больниц. Евреям было приказано явиться на регистрацию, а потом их посадили в машину, вывезли за рощу и расстреляли. За два дня было уничтожено свыше тысячи человек.

Видеоролик о Краснодаре в период оккупации «Союзкиножурнал № 14 , март 1943 года».

Ведущий 2: Регулярно проводились облавы. Чаще всего захват людей проходил на рынках, когда всю территорию оцепляли и людей вывозили на расстрел либо сразу сажали в душегубки. Запертые в этой машине люди погибали от газа. Трупы зарывали в противотанковом рву, в районе завода измерительных приборов. В «душегубках» уничтожали не только людей арестованных по обвинениям, но и граждан схваченных во время массовых облав на базарах и не имевших с собой учетной карточки с отметкой  биржи труда о работе или болезни. Всего за период оккупации таким способом было уничтожено около семи тысяч человек, среди них – женщины, старики и дети. А всего в Краснодаре за 6 месяцев оккупации погибло 11 472 человека, из них 4972 мужчины, 4322 женщины, 2187 детей.

В работах по восстановлению городских объектов оккупанты использовали труд военнопленных. Их лагеря находились на территории стадионов «Динамо» и «Труд», в районе аэродрома, на территории бывшего завода им. Калинина, мясокомбината. Самый крупный лагерь был на территории стадиона «Динамо», где находилось до 10 тысяч наших солдат.

Слайд 7.

Ведущий 3: Из школьных сочинений.

Саенко Т.: «Расстреливали женщин, детей, стариков. С первых же дней начались аресты и появились первые повешенные на площадях, на бульварах, на главной улице и на базарах. Ветер раскачивал окоченелые трупы с различными надписями на груди. На улице нельзя было показаться после четырех часов. Людей, которые попадали в руки немецких палачей, сажали в закрытые машины и увозили неизвестно куда. В городе повсюду происходили облавы. Полицейские рыскали по домам, искали комсомольцев, коммунистов, евреев и учиняли над ними зверские расправы».

Дуреева Таисия: «Ранним утром девятого августа по нашей улице прошли немецкие танки. Через несколько часов стали забирать мужчин, в том числе забрали моего брата и угнали в концлагерь. Заставляли выполнять непосильную работу, морили голодом и за целый день не давали воды. Он заболел и его бросили по дороге. Нам сообщили колхозники, что он лежит у них больной, и не в состоянии добраться домой, мы поехали и забрали его. Долго он был болен, но молодой организм поборол болезнь и он поправился и сейчас находится в рядах Красной Армии».

Ведущий 1: Из школьных сочинений.

Мотовилина Антонина: «В последние дни оккупации, на площадях висели те, кто боролся против их рискуя своей жизнью. Это была молодежь, у которой молодое, пылкое сердце рвалось к свободе, к счастью, к светлой и жизнерадостной жизни. Тысячи и десятки тысяч детей, стариков, да и вообще населения, погибло от жестокой, бессердечной руки гитлеровцев. Душегубками были задушены дети, которые привыкли к светлой, счастливой жизни. Они были отторваны от любимой матери, которая взлелеяла их своей материнской лаской, и обречены на жестокую, невиданную до сего времени пыткую смерть. Но какая мать будет молчать, когда у неё отнимают может быть единственного ребенка. Какая мать отдаст его в руки палачам. О нет…! Она шла туда тоже, туда за своей крошкой, туда…. На жуткую смерть!».

Коваленко Наталья: «Каждый час я, как и другие ждала смерти. Много было пленных русских. Их держали за колючей проволокой, их по утрам гнали на тяжелые работы и притом даже близко не подпускали к ним. Этим они, палачи, хотели скрыть свои издевательства над измученными бойцами. Но мы все видели. Много девушек увозили в Германию на непосильные работы. Так прошла зима хмурая, как сами палачи».

Слайд 8.

Ведущий 2: Из школьных сочинений.

Васильева Муза: «К моей подруге немцы ворвались в дом, приказали следовать за ними её отцу и больше он домой не вернулся. После оказалось, что он был в гестапо, а после попал в машину-душегубку, в которой был увезен за город. Во время пути, все люди, которые находились умерли от едких газов, которые пускали в машину. У нас во дворе немец убил маленького мальчика, который сидел на руках у бабушки и смертельно ранил бабушку».

Медко Эмилия: «Во дворе жила Гаранина. Она была женой офицера Красной Армии. Изменники родины донесли в гестапо, что она не эвакуировалась. На другой день пришел лейтенант с тремя солдатами, и её увели. Через неделю мы узнали, что ее повесили. Однажды я шла от своей тёти домой и на улице увидела, как вели пленного красноармейца. Немец, идущий рядом с ним, бил его длинной плетью по спине. Это зрелище глубоко потрясло мою душу».

Классный руководитель: Хроника событий. Магазины в городе не работали. Хлеб населению не выдавался. Чтобы как-то получить продовольствие, люди на базарах меняли вещи на продукты. Хотя на базары было опасно ходить из-за того, что немцы там постоянно устраивали облавы. Большинство горожан предпочитали ходить в станицы и там обменивать вещи на продукты.

Ведущий 3: Из школьных сочинений.

Киселёва Надежда: «Жить тогда было нечем, и мы продали все вещи… Немцы хлеба не давали. Люди были без работы, болели и умирали с голода. Однажды немцы ворвались к нам в квартиру и взяли последние полпуда зерна, несмотря на то, что у нас девять человек семьи. Тогда я очень много пережила трудностей».

Дуреева Таисия: «Мне с сестрой приходилось ходить по 50-60 км в станицы, с целью достать себе продукты. Однажды был такой случай, что мы шли со станицы с продуктами, нас встретили на окраине города немецкие патрули и отобрали продукты».

3. Образ  врага.

Классный руководитель:  В школьных учебниках по истории пишут: «немецкие войска», «немецкие солдаты», «немцы», «фашисты», «немецко-фашистские войска», «германские генералы», «германская армия», «немецкие захватчики», «противник».

Слайд 9.

Из школьных сочинений:

Хомякова З.: «гитлеровские людоеды», «…кровавые лапы немецкого зверя».

Васильева Муза: «немецкие людоеды».

Майстренко: «гитлеровские разбойники», «гитлеровские банды».

Мотовилина Антонина: «Изверги, душегубы, палачи людей!».

Токмачева: «Красная Армия освободила нас от двухногого зверя».

Рыжкова: «Это были не такие люди как другие – это были кровожадные звери с хищными глазами, которые так и искали чтобы сотворить что-нибудь ужасное».

Опомах: «противные изверги».

Артёмова: «…Советским людям казалось, что их душу потирает кованый сапог чужеземца… Однажды на улице немцы вывесили портрет Гитлера. Я молча смотрела на него. На низкий лоб свисал клок волос, даже на портрете выражение лица было злое и отталкивающее. Неужели у этого человека со лбом дегенерата могли быть великие мысли? Я вспомнила великолепный лоб Ленина и почувствовала гордость, превосходство перед немцами».

Теперь я понимаю, что девочки, пережив оккупацию, имели право так называть немцев. Как иначе можно назвать взрослых мужчин, которые просто так убивали детей и матерей?

4. Освобождение города.

Классный руководитель:  Живя в занятом немцами Краснодаре, дети жили надеждой о его освобождении.

Ведущий 1: Из школьных сочинений.

Ермакова Валя: «Немецкие пропагандисты пускали слухи, что Красная Армия уже разбита. Но мысль смелая, в тоже время полная надеждами, жила в сердцах Советских людей. Но хотя эти надежды было опасно высказывать, все-таки каждый гражданин преданный родине знал, что придет день освобождения от немецкого ига. И этот день пришел».

Слайд 10.

Бобылева Ира: «За шесть месяцев мы только и мечтали, когда части Красной Армии отобьют наш город и возвратят нам свободу».

Классный руководитель:  В начале февраля 1943 г. советские войска начали Краснодарскую наступательную операцию. Накануне отступления оккупанты повесили около 80 человек на улицах Красной, Красноармейской, Новой, на базарных площадях. Последним злодеянием фашистов был поджог здания гестапо с содержащимися там арестованными. Всего сгорело около 300 человек, о чем говорит мемориальная надпись на бывшем здании гестапо – ул. Орджоникидзе,69. Уходя из города, немцы взрывали дома. После освобождения города выяснилось, что были разрушены 161 предприятие, 119 торговых точек, 3 театра, 6 рабочих клубов, 17 школ, 5 институтов, 3 гостиницы и Дом колхозника, 4 больницы, 20 детских яслей, 3 трамвайных парка, городской водопровод, электростанция, 613 жилых домов и много другого имущества.

В ночь с 11 на 12 февраля 1943 года 40-ая отдельная мотострелковая бригада и 31-ая стрелковая дивизия (части 46-й армии ордена Красного Знамени) форсировали Кубань в районе нынешнего парка 40-летия Октября, вступили в бой с немцами и в результате ожесточенных боев освободили город Краснодар. Радостно встречали жители своих освободителей.

Ведущий 2: Из школьных сочинений.

Рыжкова: «Немцы отступали. Они лихорадочно жгли свои машины, обливая их бензином. Они жгли наши лучшие здания, школы, театры, и жилые дома. Они отступали, оставляя после себя следы кровавой расправы. На улицах, на столбах висели трупы замученных мужчин и женщин».

Без подписи: «Так на углу улицы Красной и М. Горькова немцы не предупредили жителей и зажгли дом. Дом запылал, а в нем ведь находились люди. Люди выпрыгивали из окон на другие крыши домов, чтобы только спасти себя от смерти».

Воронина Р.: «В нашем доме все спят не раздеваясь, чтобы с приходом Красной Армии сразу выбежать на улицу. Ожидание становилось невыносимым. Наконец, в городе больше нет ненавистных оккупантов, но советские войска ещё не зашли. Над городом повисла тишина. Утром во дворе вдруг послышались взволнованные радостные голоса. Наши в городе! Мы бросились на улицу. Мимо проходили усталые бойцы. Их радостно встречали освобожденные жители. Улицы, усеянные битым стеклом и кирпичом, ещё дымившиеся от недавних пожарищ, заполнились празднично-веселой толпой. Бойцов окружали со всех сторон. Красное знамя развевалось над освобожденной столицей Кубани... Мы возродим Краснодар из пепла и развалин!».

Слайд 11.

Ведущий 2:

Евсеева Люда: «С улыбками, со слезами на глазах встречали жители города своих освободителей... Теперь я снова могу учиться в школе и благодарностью Красной Армии будет моя хорошая учеба».

Неудивительно, что приход Красной Армии ассоциировался у детей с началом новой жизни, дающей возможность учиться и строить счастливую свободную жизнь. Я обратила внимание на то, что в детских сочинениях деятельность Красной Армии ассоциировалась с деятельностью Сталина.

Многие девочки, также как и Осташко Елена заканчивали свои сочинение подобными фразами: «Да здравствует наша доблестная и мужественная Красная Армия!»

III. Заключительный этап:

Классный руководитель:  Итак, благодаря детским сочинениям, мы можем не только увидеть, но и почувствовать события военных лет. Они передают картину тех часов, минут ужаса, которые переживали взрослые и дети, жители города, находясь в оккупированной немцами территории.

И всё-таки, сочинения не позволяют нам увидеть подлинную картину событий. О многих событиях, например таких как, строительство оборонительных рубежей, бой на Пашковской переправе, выпуск немцами газет и журналов, немецкая пропаганда, организация управления городом девочки не пишут, просто потому, что это не коснулось их непосредственно. Но это все равно уникальные источники об эпохе, отражающие детские переживания и позволяющие по-новому взглянуть на события, в которых авторы принимали непосредственное участие. Особенно по-новому взглянуть на немецких солдат. Воспоминания дают материал для изучения психологии, сознания и внутреннего мира современников.

Слайд 12.

Читая сочинения, чувствовалось, как быстро повзрослели дети. Они не были избалованы, на их плечи легли взрослые проблемы, и им приходилось брать на себя ответственность. Они хотели быть полезными и нужными, «отблагодарить Красную Армию хорошей учебой», помочь восстанавливать город, чтобы быстрее началась светлая, радостная жизнь.

Переживая вместе с ними события оккупации, я ловила себя на мысли: «Какое счастье, что мы не жили в то время!». Я не знаю, как бы я жила в оккупированном Краснодаре, но я точно знаю, что войны быть не должно, а впечатления из детства не должны омрачать последующую жизнь. Война, как написала Киселёва Надя в своём сочинении, «…это темная и холодная жизнь для меня и для всех жителей г. Краснодара». У детей не должно быть темного и холодного детства. Оно у детей одно, и его не должна омрачать война. Их жизнь в оккупированном городе – это уже подвиг.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект проведения классного занятия

План-конспект проведения классного занятия

Образ врага. 2. Освобождение города

Образ врага. 2. Освобождение города

Кубани -Краснодар. Берлинское радио вещало на весь мир: «На

Кубани -Краснодар. Берлинское радио вещало на весь мир: «На

Выехать мы не успели. Хотелось плакать, кричать от горя»

Выехать мы не успели. Хотелось плакать, кричать от горя»

В подвале слышны были стоны, жизнь стала не жизнь

В подвале слышны были стоны, жизнь стала не жизнь

Немецкие власти приступили к восстановлению разрушенных предприятий

Немецкие власти приступили к восстановлению разрушенных предприятий

Вместе с немецкими войсками в

Вместе с немецкими войсками в

Заставляли выполнять непосильную работу, морили голодом и за целый день не давали воды

Заставляли выполнять непосильную работу, морили голодом и за целый день не давали воды

Это зрелище глубоко потрясло мою душу»

Это зрелище глубоко потрясло мою душу»

Теперь я понимаю, что девочки, пережив оккупацию, имели право так называть немцев

Теперь я понимаю, что девочки, пережив оккупацию, имели право так называть немцев

Люди выпрыгивали из окон на другие крыши домов, чтобы только спасти себя от смерти»

Люди выпрыгивали из окон на другие крыши домов, чтобы только спасти себя от смерти»

Воспоминания дают материал для изучения психологии, сознания и внутреннего мира современников

Воспоминания дают материал для изучения психологии, сознания и внутреннего мира современников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020