Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ОСВОЕНИЕ
КОСМОСАО сколько нам
открытий чудных готовит
просвещенья дух!
А. С. Пушкин
Т и п у р о к а : повторение материала.
В и д у р о к а : интегрированный.
Ц е л и :
Дидактические – создать условия для повторения учебного
материала, используя проблемное обучение и такие мотивационные
приемы, как «занимательность», «практичность теории».
Развивающие – формировать познавательный интерес, реализуя
межпредметные связи курсов астрономии, физики и химии; развивать у
школьников умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически
излагать свои мысли; развивать самостоятельность и волю школьников,
используя для этого творческие, экспериментальные задания; развивать
эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности. В
течение урока пытливый ум обнаруживает открытия нового, видит
свежим взглядом интересные явления.
Воспитательные – развивать коммуникативные умения работать в
группах, парах; прививать культуру умственного труда.
О б о р у д о в а н и е :
мультимедийный проектор,
пружинные весы, килограммовая гиря, чувствительный гальванометр,
моток проволоки, наручные часы.
компьютер,
О ф о р м л е н и е : две презентации «Основные этапы освоения
космоса», «Космическая “Своя игра”»; выпуск стенгазет (вывешены в
классе и в коридоре); музыкальное сопровождение: «Знаете, каким он
парнем был», «Земля в иллюминаторе», «Музыкальная зарядка» и т. д.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
В в о д н о е с л о в о у ч и т е л я .
– Наш сегодняшний урок будет посвящен космонавтике. Мы
попробуем объединить знания физики, химии, истории для знакомства сновой наукой – астрономией. Каким образом человек освоил космос?
Что мы знаем о космосе?
Астрономия – счастливая наука: она, по выражению французского
ученого Д. Ф. Араго, не нуждается в украшениях. Достижения ее
настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот
для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не
только из удивительных открытий и смелых теорий. Ее основу
составляют факты обыденные, повторяющиеся изо дня в день: восход и
заход Солнца, смена лунных фаз, звезды на ночном небе. Полет человека
в космос. Высадка на Луну.
Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны.
A космос жил, не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
А. Семенов
II. Изучение нового материала.
– На нашем интегрированном уроке вы узнаете об основных этапах
освоения космоса. (Слайд 4.)
– Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный
спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и
дальним мирам – Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши
автоматические станции, а первым человеком во Вселенной стал наш
соотечественник Юрий Гагарин. (Слайд 5.)
– 12 апреля 1961 года состоялся первый полет в космос. Юрий
Алексеевич Гагарин за 108 минут совершил кругосветное космическое
путешествие. Этот день стал Днем космонавтики, который отмечают на
всех континентах Земли. (Слайд 6.)
– О нем писали на всех языках мира. Его любила вся планета.
(Слайды 7–8.)
– Первый искусственный спутник Земли был разработан в
Сергея
руководством
Болшеве
подмосковном
Павловича Королёва. (Слайд 9.)
поселке
под– Константин Эдуардович Циолковский является основоположником
и теоретиком космической науки. Он заложил общие основы теории
реактивного движения, разработал основные принципы и схемы
реактивных летательных аппаратов,
доказал необходимость
использования многоступенчатой ракеты для межпланетных полетов.
Идеи Циолковского успешно осуществлены в СССР при постройке
искусственных спутников Земли и космических кораблей. (Слайд 10.)
– 4 октября 1957 года – начало космической эры. Благодаря работе
ученых Сергея Павловича Королёва и Михаила Васильевича Келдыша
впервые в истории мира на орбите оказался первый искусственный
спутник Земли. На борту второго спутника было живое существо –
собака Лайка. (Слайд 11.)
– Первый групповой полет в космос. Впервые над планетой летели
сразу два космических корабля «Восток3» и «Восток4», которые
установили между собой устойчивую радиосвязь. В это время из
космоса впервые транслировались телевизионные передачи. (Слайд 12.)
– Первый полет женщины в космос. Впервые в мире на околоземной
орбите оказалась Валентина Владимировна Терешкова. «Чайка» – такой
позывной Терешковой – летала в космосе около 70 часов. (Слайд 13.)
– Первый выход человека в космос. Во время полета космического
корабля «Восход2» на втором витке вокруг Земли Алексей Архипович
Леонов
системой
жизнеобеспечения впервые в мире вышел из корабля в космическое
пространство. (Слайд 14.)
специальном
скафандре
в
с
автономной
– 25 июля 1984 года первая женщина – Светлана Савицкая – вышла в
открытый космос. (Слайд 15.)
– Андриян Григорьевич Николаев – летчиккосмонавт СССР, третий
в мире человек, покоривший космос, генералмайор авиации (1970),
дважды Герой Советского Союза (18.08.1962 и 03.07.1970). (Слайд 16.)
– Чтобы стать космонавтом, надо много работать над собой!
Ф и з к у л ь т з а р я д к а . (Слайд 17.)
Демонстрация портретов космонавтов во время проведения
зарядки. (Слайды 18–29.)
– Когда в космическом корабле вы находитесь в состоянии
невесомости? (Слайд 31.)
З а д а ч а 1 . Вы находитесь в открытом космосе, вам необходимо
вернуться на корабль. На Земле это задача нехитрая, знай себе шагай, нов космосе все значительно сложнее, так как оттолкнуться ногами не от
чего. Как же вам сдвинуться с места? (Слайд 32.)
З а д а ч а 2 . Как меняется вес вашего тела на Луне? (Слайд 33.)
З а д а ч а 3 . Вы решили определить массу Юпитера. Для этой цели
вы можете воспользоваться пружинными весами и килограммовой
гирей. Каким образом это сделать, если радиус планеты вам известен из
астрономических измерений? R = 71 400 000 м. (Слайд 34.)
З а д а ч а 4 . Определите массу каждого химического элемента
планеты Юпитер, если в среднем на 10 000 атомов водорода приходится
около 1 000 атомов гелия, 5 атомов кислорода и менее одного атома
железа. (Слайд 35.)
З а д а ч а 5 . Подлетев к незнакомой планете, космический корабль,
выключив двигатели, вышел на круговую орбиту, и вы приступили к
предварительным исследованиям. Можете ли вы определить среднюю
плотность вещества планеты, пользуясь только часами? (Слайд 36.)
З а д а ч а 6. Какие химические реакции происходят на Солнце? Как
надолго хватит энергии Солнца? (Слайд 37.)
З а д а ч а 7. Как, прилетев на незнакомую планету, космонавты могут
с помощью чувствительного гальванометра и мотка проволоки
определить, обладает ли планета магнитным полем или нет? (Слайд 38.)
– Магнитометр – прибор для измерения характеристик магнитного
поля и магнитных свойств материалов. (Слайды 39–40.)
Применяется:
џ в геологии, при поиске полезных ископаемых;
џ в археологии, при археологических раскопках;
џ в астрофизике, при исследовании орбиты планет;
џ в навигации на море, космосе и авиации;
џ в биологии и медицине;
џ в сейсмологии (предсказании землетрясений).
– Закончить наш интегрированный урок можно словами космонавта
А. Г. Николаева: «…У космической дороги нет конца, как бесконечна
сама Вселенная. Решив одни задачи, человечество непременно поставит
перед собой новые, еще более грандиозные. Конца пути не будет. Разум
всесилен, он будет торжествовать всегда…» (Слайд 42.)
Во время решения интегрированных задач учащиеся в классе
отвечают на вопросы о космосе из презентации «Космическая “Свояигра”».
III. Итог урока.
– Сегодня вы хорошо и много работали!
Выставление оценок за урок. Награждение командпобедителей
благодарственными письмами.
Р е л а к с а ц и я .
Учащиеся пишут пожелания себе самим на этот год на заранее
заготовленных звездах. Далее эти звезды вывешиваются на
стенгазету «Мечты человечества».