От идеи к анимации: как нейросети становятся соавторами на уроке информатики

  • Лекции
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект выступления на городском методическом объединении учителей информатики Тема: «От идеи к анимации: как нейросети становятся соавторами на уроке информатики»
Иконка файла материала План.docx

План-конспект выступления на городском методическом объединении учителей информатики

Тема: «От идеи к анимации: как нейросети становятся соавторами на уроке информатики»

(Создание учебной анимации с помощью нейросетей на примере платформы “Шедеврум”»)

Цель: Познакомить коллег с практическими аспектами использования генеративных нейросетей в образовательном процессе и наглядно продемонстрировать создание анимированного контента для уроков.

Оборудование:

·         Компьютер/ноутбук, подключенный к проектору.

·         Стабильный доступ к интернету.

·         Предварительно открытый сайт  в браузере.

·         Желательно: возможность для коллег работать за своими ноутбуками/планшетами для параллельного участия.


Ход выступления

(Слайд 1: Титульный лист)

·         Название темы, ваши ФИО, должность, название учебного заведения.

I. Введение: Почему нейросети — это не просто игрушка? (5 минут)

(Слайд 2: ИИ в нашей жизни)

·         Приветствие. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об инструменте, который уже перестал быть футуристической фантазикой и стал частью нашей реальности. Речь о генеративных нейросетях.

·         Актуальность. Нейросети — это не только ChatGPT для написания текстов или Midjourney для создания картинок. Это мощный образовательный инструмент, который позволяет:

o    Визуализировать сложные абстрактные понятия (например, работу процессора, распространение сигнала в сети, алгоритмы).

o    Персонализировать обучение, создавая контент под интересы конкретного класса.

o    Повышать мотивацию учеников через современные и креативные форматы.

o    Экономить время учителя на подготовке материалов.

(Слайд 3: Что мы будем делать сегодня?)

·         Анонс практической части. Сегодня мы не только поговорим о возможностях, но и сразу же попробуем их на практике. Наша задача — за 15-20 минут создать короткий анимированный ролик, который можно будет использовать на уроке, используя русскоязычный сервис «Шедеврум».

II. Краткий обзор нейросетей для создания видео (5 минут)

(Слайд 4: Ландшафт нейроинструментов)

·         Текст -> Видео. Это одно из самых молодых и впечатляющих направлений. Если генерация изображений уже стала привычной, то генерация видео — на переднем крае.

·         Популярные сервисы: Runway ML, Pika Labs, Kaiber. Но многие из них платные, требуют регистрации и сложны для быстрого старта.

·         Почему «Шедеврум»?

o    Доступность: Не требует регистрации для базового использования.

o    Простота: Интерфейс на русском языке, максимально упрощен.

o    Скорость: Идеально для нашего мастер-класса — результат получаем за несколько минут.

·         Важный момент: Качество пока далеко от голливудского, возможны артефакты. Но для учебных целей — это более чем достаточно!

III. Практический воркшоп: «Создаем анимацию для урока» (20 минут)

(Переключаюсь на живой показ экрана с открытым сайтом «Шедеврум»)

·         Шаг 0: Открываем сайт. Коллеги, если у вас есть возможность, можете повторять действия за мной на своих устройствах. Открываем сайт  shedevrum.ai.

·         Шаг 1: Выбираем режим. Видим несколько вариантов: «Текст в видео», «Фото в видео» и другие. Сегодня работаем с первым пунктом — «Текст в видео».

·         Шаг 2: Составляем запрос (ПРОМТ). Это самый важный этап! От запроса зависит 90% успеха.

o    Правило 1: Будьте максимально конкретны.

o    Правило 2: Указывайте стиль (мультфильм, 3D-анимация, пиксель-арт, научная иллюстрация).

o    Правило 3: Добавляйте детали (цвета, настроение, объекты на переднем/заднем плане).

Примеры плохих запросов:

o    «Информатика» (слишком абстрактно)

o    «Компьютер» (неясно, что с ним происходит)

Примеры хороших запросов для урока:

o    «Киберпанк-город, по которому летают нули и единицы, неоновые цвета, анимированная гифка» (для темы «Двоичный код»)

o    «Мультяшный процессор на материнской плате, который улыбается и обрабатывает разноцветные потоки данных, стиль диснея» (для темы «Устройство компьютера»)

o    «Робот-путешественник проходит через разные порталы, символизирующие этапы развития вычислительной техники, от абака до квантового компьютера, эпичный стиль» (для темы «История ВТ»)»

·         Шаг 3: Запускаем генерацию.

o    Вводим один из промтов (или свой собственный) в текстовое поле.

o    Нажимаем кнопку «Создать».

o    Ждем 1-2 минуты. Это время можно обсудить с коллегами их идеи для запросов.

·         Шаг 4: Анализируем результат.

o    Нейросеть покажет 4 коротких варианта (обычно 2-4 секунды).

o    Обсуждаем: Что получилось хорошо? Что получилось странно? Почему?

o    Важно: Это не брак, это особенность технологии. Мы можем усовершенствовать запрос на основе увиденного. Например, если робот получился не таким, как мы хотели, добавляем в запрос уточнение: «робот в стиле ретро-футуризм, металлический».

o    Показываю процесс повторной генерации с улучшенным промтом.

·         Шаг 5: Скачиваем и используем.

o    Выбираем понравившийся вариант.

o    Нажимаем кнопку скачивания.

o    Обсуждаем применение: Этот ролик можно вставить в презентацию, использовать как заставку для начала урока или как тему для обсуждения («Что, по вашему мнению, здесь изображено?»).

IV. Обсуждение, идеи для уроков и «подводные камни» (5 минут)

(Слайд 5: Практические идеи для учителя информатики)

·         Создание тизера к новой теме для создания интриги.

·         Визуализация абстрактных терминов: «большие данные», «искусственный интеллект», «киберпространство».

·         Проектная деятельность: Ученики могут создавать такие анимации для своих собственных проектов (например, по теме «Будущее технологий»).

·         Критическое мышление: Анализ артефактов и ошибок нейросети — отличный повод поговорить о том, как ИИ работает и какие у него есть ограничения.

(Слайд 6: Важно помнить!)

·         Авторское право: Сгенерированный контент часто имеет неясный правовой статус. Для внутреннего учебного использования риски минимальны, но для публикации где-то стоит быть осторожнее.

·         Контент-фильтры: Нейросети имеют защиту от генерации неприемлемого контента. Иногда это может блокировать безобидные запросы.

·         Этика: Обязательно обсуждаем с учениками вопросы, достоверность информации и этику использования ИИ.

V. Заключение (2 минуты)

(Слайд 7: Выводы)

·         Нейросети — это мощный и доступный ассистент учителя, а не его замена.

·         Они позволяют быстро создавать уникальный визуальный контент, оживляющий урок.

·         Чтобы эффективно ими пользоваться, нужно развивать навык «промтостроения» — четкой постановки задачи для ИИ.

·         Главное — не бояться экспериментировать!

·         Призыв к действию: Уважаемые коллеги, я настоятельно рекомендую вам потратить 15 минут после совещания или дома, чтобы просто поиграть с этим сервисом. Создайте 2-3 ролика на свою самую любимую или самую сложную тему. Уверена, вы сразу увидите педагогический потенциал.

Готовые промты (запросы) для демонстрации Для темы

1.    Для темы "Сети": «Глобальная паутина из светящихся соединений между континентами, потоки данных в виде звезд, космический стиль»

2.    Для темы "Безопасность": «Щит с бинарным кодом, который отражает кибер-атаки в виде черных стрел, цифровой стиль»