От обучения к трудоустройству: как готовим операторов ЭВ и ВМ с особыми образовательными потребностями»

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа практики подчёркивает практическую направленность и итоговый результат.
Иконка файла материала Проф_практика с титульником выложена на портале ЗНАНИО.docx

комплекс интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»г. Саратов, 2025Санькова Анна Борисовна, мастер производственного обученияОт обучения к трудоустройству: как готовим операторов ЭВ и ВМ с особыми образовательными потребностями»»
     
Профессиональная практикаГАПОУ СО
 «Саратовский комплекс интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

АННОТАЦИЯ

Современное общество нуждается в квалифицированных специалистах, способных эффективно работать в сфере информационных технологий. При этом существует острая необходимость в создании условий для профессиональной реализации людей с особыми образовательными потребностями.

Существующие барьеры в получении профессионального образования лицами с инвалидностью требуют разработки специальных программ обучения, учитывающих индивидуальные особенности и потребности обучающихся.

Представленная практика является результатом многолетней работы по адаптации образовательных программ для лиц с особыми образовательными потребностями.


Целевая аудитория включает обучающихся по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», в возрасте 17 – 24 лет, имеющих различный характер инвалидности (ментальные нарушения, нарушения слуха и опорно-двигательного аппарата) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель практики заключается в формировании и закреплении профессиональных навыков работы с компьютерной техникой, офисным программным обеспечением. Подготовки обучающихся к реальным условиям труда, развитие уверенность в своих силах и готовность к самостоятельной работе.

Практика реализуется с 2022 года в период 1 и 2 курсов обучения. Представленная практика является результатом многолетней работы по адаптации образовательных программ для лиц с особыми образовательными потребностями.

Задачи практики:

  • Освоение основных программных продуктов (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для работы с графикой), а также формирование навыков работы с базами данных, поиска информации в интернете и ее анализа, работы с периферийным оборудованием (принтеры, сканеры и т.д.).
  • Адаптация к рабочему месту и взаимодействие с коллективом.
  • Развитие умения адаптироваться к новым профессиональным программам и технологиям.

Методы работы:

Практика предполагает сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения, которые позволяют сделать обучение интересным и доступным. Особое внимание уделяется адаптации методов обучения к индивидуальным потребностям каждого обучающегося с учетом его особенностей здоровья.

Использование современных педагогических технологий – здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), игровых, технологии уровневой дифференциации и профессионального обучения – все это помогает создать ситуацию успеха и мотивационную среду, в которой каждый обучающийся может раскрыть свой потенциал.

Этапы реализации:

Подготовительный этап: при тесном взаимодействии педагога с медицинскими работниками и психологом в социальной сфере, изучаются физические, психологические, личностные качества каждого обучающегося. Эти данные ложатся в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей каждого обучающегося.

Основной этап: реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, направленная на формирование профессиональных компетенций обучающихся, закрепление профессиональный навыков при выполнении практических заданий профессионального харпктера.

Заключительный этап: применений профессиональных умений и навыков в ходе производственной практики, ориентированной на дальнейшее трудоустройство.

Результаты практики потверждают повышение уровня владения компьютерной техникой и программным обеспечением, успешное выполнение профессиональных задач, уверенность в собственных силах и готовность к трудоустройству. Улучшение социальной адаптации и коммуникативных навыков обучения. Трудоустройство 75% выпускников группы.

Программа реализуется при поддержке ведущих организаций, включая НКО «Океан», НКО «Развитие», маркетплейсы Wildberries и Ozon, что обеспечивает её практическую направленность и актуальность.

Дальнейшее совершенствование практики предполагает:

-       расширение партнерской сети с предприятиями для обеспечения прохождения производственной практики.

-       разработку дополнительных учебных материалов и адаптация существующих программ для различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, представленная практика является важным шагом на пути к созданию адаптированного профессионального обучения, обеспечивающего возможности для профессионального развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.

 


 

Скачано с www.znanio.ru