Государственное учреждение образования
«Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодежи»
От творческо – поисковой
деятельности
к исследованию
В связи с динамическим обострением экологической ситуации на планете выживание человечества связывается с сознательным процессом развития экологической культуры личности. Решение подобного рода проблем невозможно без изменения ценностных ориентаций широких слоёв населения, начиная с детей и молодёжи.
Исходя из изложенного выше, задачей педагога дополнительного образования в рамках экологического воспитания и образования является донесение до учащихся идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также рационального подхода к неизбежному вмешательству человека в естественные природные процессы. Если каждый человек будет жить с учётом соблюдения этих норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистом мире.
В работе даётся авторская трактовка технологии развития экологической культуры учащихся с упором на аксиологический аспект и представлены методические материалы для педагогов эколого-биологического профиля учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, а также преподавателей соответствующих дисциплин учреждений общего среднего образования:
§ разработки занятий;
§ сценарии проведения тематических мероприятий (Приложение 1);
§ задания для проведения викторин или конкурсов (Приложение 2).
Цель: создание условий для экологического образования и воспитания учащихся через вовлечение их в различные виды творческо-познавательной деятельности и сотрудничество с семьёй.
Для понимания сути данного вопроса актуальное значение приобретает высказывание доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Исходя из этого, основной задачей экологического образования учащихся является получение знаний о природе и воспитание бережного отношения к ней.
Полученные знания формируют у учащихся понятия о ценности природы и жизни, вырабатывают систему умений и навыков взаимодействия с ней, формируют чувство ответственности.
В связи с этим в рамках данной работы рассматриваются следующие направления:
– создание развивающей экологической среды;
– работа с учащимися;
– работа с родителями.
Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий приведёт к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацелит на решение практических задач.
В силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер.
Экологические игры подводят учащихся к осознанию своего места и своей роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию экологических проблем современности.
Наиболее популярные виды экологических игр – криптограммы, ребусы, кроссворды и головоломки. Их можно использовать при проведении любых мероприятий, а также на занятиях объединения по интересам и в качестве домашних заданий.
Проблема отношения к природе в последние годы обсуждается многими учеными. Разрабатываются и внедряются проекты и программы, которые, к сожалению, часто затрагивают лишь решение отдельных задач экологического образования. Поэтому актуальной становится разработка и внедрение таких методик обучения и воспитания, которые решали бы все поставленные перед экологическим образованием задачи в комплексе.
Педагогика работает на развитие всех сфер личности ребенка: эмоциональной, познавательной, практической. При этом важно, что именно школа, учреждения дополнительного образования отвечают за «правильное включение» учащихся в отношения с окружающей средой.
На фоне многообразных преобразований проблема совершенствования системы отношений детей к природе приобретает еще большую актуальность. Формировать необходимо экологическое отношение к природе, под которым мы понимаем такой способ взаимодействия с природой, который гармонично сочетает интересы природы и человека, основан на понимании законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении человеком нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности в отношении окружающей среды, в пропаганде идей рационального природопользования.
В современный период благодаря бурному росту народонаселения планеты, колоссальному развитию производства и несовершенству его технологии, огромному вовлечению природных богатств в сферу жизнедеятельности человека значительно возросло его как прямое, так и косвенное воздействие на природу. Всё это обуславливает необходимость охраны природы и рационального использования её ресурсов. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего поколения (Приложение 3).
Реализация идеи экологического образования осуществляется во всех формах воспитания и образования.
Наиболее актуальны проблемы развития самостоятельности и творчества учащихся. Эффективными являются практические знания, которые строятся таким образом, чтобы перед учащимися стояла задача поиска и решения проблемы. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать и делать выводы).
|
|
Взаимодействие учащихся с природой организуется как в естественных, так и в "искусственных" условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относятся:
экскурсии, экологические акции, работа на учебно-опытном участке, проектирование и создание учебных экологических троп. В "искусственных" условиях данное взаимодействие реализуется посредством:
экспозиций в живых уголках, созданием искусственных природных ландшафтов, оранжерей, а также путём общения с домашними животными.
Деятельность ребят, организуемая в рамках экологического образования и воспитания, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы.
Развитию мышления учащихся помогает применение современных педагогических технологий, а также использование межпредметных связей.
Введение новых педагогических технологий диктуется необходимостью обновления содержания образования. Педагогические технологии, используемые в процессе занятия, решают задачу максимального стимулирования мыслительных процессов у учащихся, формирование навыка рефлексии, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Успех работы зависит от того, как педагог сочетает деятельность учащихся с изучением природной среды.
Принципы экологического обучения и воспитания учащихся
Система экологического воспитания и образования
Образовательный процесс |
Воспитательная работа |
Дополнительное образование |
Системность излагаемой информации. Интеграция предметных знаний |
Конкурсы, выставки, викторины, видеолектории |
Экскурсии, научно – исследовательская деятельность, занятия в объединениях по интересам |
Проектная деятельность |
Практическая работа на территории учебно-опытного участка учреждения образования, трудовые десанты |
Осуществление экологического образования является эффективным, если оно осуществляется совместно с родителями и входит в систему семейных ценностей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, его привычки. Слова и дела родителей формируют мир ценностей у детей.
Работа с родителями по экологическому воспитанию и обучению детей — одна из составляющих частей работы учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования. Знания о природе детям системно даёт педагог, но определённое отношение к ней воспитывается в семье.
Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания и обучения.
Все формы работы с родителями в рамках экологического образования должны основываться на педагогике сотрудничества. Схематически данный процесс можно отобразить следующим образом:
Проводя данную работу, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, её микроклимат. При этом используется индивидуальный подход. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры детей существенно дополняет разнообразные формы и методы экологического воспитания.
Традиционными формами работы с родителями являются:
– родительское собрание на определённую тематику;
– беседы и консультации;
– круглый стол;
– экологические тропы (например: «тропой Берендея»);
– экологический КВН;
– день открытых дверей;
– проекты совместной деятельности;
– экологические праздники;
– анкетирование (Приложение 4).
С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от её ресурсов и был вынужден считаться с особенностями образа жизни животных.
Жизнь показывает, что учреждения образования находятся в ответе за правильный выбор учащимися своего дальнейшего жизненного пути. В связи с этим при планировании образовательного процесса значительную роль следует уделить профессиональной ориентации, как составляющей части социального заказа общества на оказываемые образовательные услуги.
Так как занятие — это основная организационная форма образовательного процесса в учреждениях образования, то профессиональная ориентация — составная её часть. Поэтому главным принципом, которым следует руководствоваться педагогу в данной работе, является формирование установки на приобретение профессий социально значимых для общества.
Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: профессиональная ориентация на занятиях должна осуществляться путём описания сути профессий с использованием словесных и наглядных методов (беседа, рассказ, видеопрезентация).
Однако часть учащихся не мотивирована к получению знаний, умений и навыков, и как следствие они не владеют спецификой той или иной профессии. Эффективность работы по профессиональной ориентации во многом зависит от постановки целей и задач трудового обучения и воспитания, от того как относятся педагоги к успехам учащихся.
К примеру: учебные мастерские для учащихся являются прообразом промышленного предприятия. По ним они судят об организации технологического процесса на промышленном производстве, а о педагогах — как о рабочих, техниках и инженерах, задействованных на нём.
Всё это обуславливает подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, особенно в сфере производства. Ведь именно труд учащихся является той воспитательной силой, без которой невозможна сама профориентация.
Выбор профессии зависит от следующих факторов:
– информированности о специфике той или иной профессии;
– знания своих личностных профессиональных предпочтений;
– умения соотносить квалификационные требования профессии со своими деловыми качествами. В данном вопросе ведущая роль принадлежит специалистам психолого-педагогических служб учреждений образования (Приложение 5).
Ступени профессионального самоопределения учащихся
В ходе реализации мероприятий по экологическому образованию учащиеся должны знать:
– основы экологической культуры;
– особенности природы своего родного края;
– место природы в системе общечеловеческих ценностей;
– правила бережного отношения к окружающей среде;
– специфику трудовой деятельности людей, задействованных в профессиях эколого – биологического профиля.
Должны уметь:
– различать объекты флоры и фауны;
– вести наблюдение природных явлений под руководством педагога;
– проводить поисково – исследовательскую деятельность под руководством педагога.
Успешное экологическое просвещение может осуществлено при соблюдении следующих условий:
Исходя из Концепции Экологического образования школьников в Республике Беларусь можно сделать вывод, что экологическое образование и воспитание ― это целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие разумного отношения к природе.
Заключение
Ничто в природе не исчезает бесследно,
кроме окружающей нас среды.
Леонид Сухоруков
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом она становится всё глобальнее, так как людьми наносится огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать.
Очевидно, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, осушить реку) путь очень короток, и важно не перейти ту роковую черту, после которой не будет возврата.
В то же время экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, но и воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к людям, которые живут рядом, к своим предкам и потомкам.
Не претендуя на полноту и энциклопедичность изложения рассматриваемого материала, авторы надеются, что данная разработка найдёт свою целевую аудиторию, так как она адресована исследователям в области экологического образования и воспитания: педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям учреждений общего среднего образования, родителям учащихся и всем интересующимся вопросами развития экологической культуры личности.
Литература
1. Акимова, Т. А. Экология. Человек. Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов /Т.А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
2. Дзятковская, Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. / Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 2. с. 24 – 30.
3. Дзятковская, Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. / Е.Н.Дзятковская //Экологическое образование. – 2010. – № 4. с. 9– 13.
4. Дзятковская, Е. Н., Захлебный, А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. / Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный //Экологическое образование. – 2009. № 4. с. 6 – 10.
5. Либеров, А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография / А.Ю.Либеров – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007. – 160 с.
6. Моисеев, Н. Н. Экология, нравственность и политика. / Н.Н. Моисеев //Вопросы философии. – 1989. – № 5. – с. 3-25.
7. Моисеев, Н. Н. Экология в современном мире / Н.Н. Моисеев //Энергия: экономика, техника, экология. – 1996. – № 5. – с. 8-18.
8. Реймерс, Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. /Н.Ф. Реймерс. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. – 262 с.
9. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.