Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации правового воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ОТ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ К ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
(вводная тема)
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет
особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя
полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и
действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе
с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности,
особенно важно своевременное привести в действие такое средство
профилактики правонарушений и преступлений,
как формирование
законопослушных граждан, уделить особое внимание умению добывать правовую
информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения,
результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что
приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному
существованию после школы.
Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового
образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся:
общее изменение целей образования в условиях информационного общества;
возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального
и государственного заказа на правовое образование и др. Будучи одновременно и
областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет
уникальные возможности для решения современных педагогических задач,
позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах
общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки
социального действия. Под правовым образованием в лицее мы понимаем
систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование
у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений,
опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры,
основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций,
достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта
деятельности в социальноправовой сфере. Правовое образование – это условие
формирования индивидуальных способностей, получения навыков социального
функционирования. Эти элементы правового образования реализуются и
приобретают различное значение на каждой ступени образования.Система образовательных компонентов предполагает:
изучение основ правовых знаний с раннего возраста;
тренинг социальных навыков обучающихся основной школы;
изучение курса «Право и экономика» в старшей школе;
тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в 9–11
классах;
факультативный курс «Теория государства и права» в 11 классе;
интеграцию базового и дополнительного образования;
взаимодействие школы и вуза в практикоориентированном гражданско
правовом обучении;
преподавание специальных дисциплин преподавателямиспециалистами;
реализацию межпредметных связей.
Правовое обучение включает в себя такие компоненты, как учебно
методическое, информационное и психологическое сопровождение. Вовлечение
обучающегося в научноисследовательскую деятельность повышает его
познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои
действия и поступки. Информационное сопровождение позволяет искать
резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои
жизненные
позволяет
диагностировать изменение личностных особенностей обучающегося, оценивать
их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использованию ситуации
успеха своевременно и продуктивно.
Психологическое
позиции.
сопровождение
Задача учебнометодического сопровождения – обеспечение обучающихся
информацией о начальном уровне правовых знаний, об усвоении и навыках
практического применения правовых знаний, о творческих способностях и
возможностях.
Задачей информационного сопровождения является получение сведений
разнопланового характера: профессиональные предпочтения, мотивы учебной
деятельности, обеспеченность семьи и т. д., позволяющие устанавливать более
тесный контакт с обучающимися, видеть их проблемы, формировать творческие
группы для проектной деятельности.
Задачи психологического сопровождения: оценка эмоционального состояния
обучающихся при реализации практикоориентированного обучения,
диагностика готовности к творческой деятельности.Приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права,
юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также
способы познавательной деятельности, освоение которых является условием
дальнейшего обучения и профессионального становления, изучение права на
профильном уровне позволяет познакомиться со спецификой профессиональной
юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя,
юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска,
анализа и использования правовой информации; формирует умение
сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяет оценить
общественные события и явления, действия людей с точки зрения их
соответствия законодательству, выработать доказательную аргументацию
собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм
права. В результате практикоориентированного обучения, основанного на
усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование,
конструирование некой экономической, политической или любой другой
жизненной ситуации, школьники приобретают навыки использования норм права
при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по
правовым темам в учебных целях, ведении дискуссий. В результате практико
ориентированного обучения выпускники смогут самостоятельно составлять
отдельные виды юридических документов, анализировать собственныеэкономикой,
обществознанием,
профессиональные склонности, способы их развития и реализации. Системный
подход в практикоориентированном обучении обеспечивает координацию со
смежными предметами:
политологией,
социологией, историей за счет вычленения правового контекста отношений
человека в обществе, сопоставления правовых норм с иными социальными
нормами, правовой интерпретации социальных и экономических явлений.
Правовая компетентность человека является комплексной характеристикой
социального действия, в которой проявляются знания, навыки, ценности,
личностные установки и способы поведения. Развитие базовых коммуникативных
компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать
ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру
мышления, столь необходимую в повседневной жизни.
Практикоориентированный подход в системе правового образования требует
и определенных технологий обучения:
обучение в сотрудничестве;
метод анализа конкретных ситуаций;
«портфолио» ученика;
разноуровневое обучение;
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
формирование критического мышления;
метод проектов;
возможности рефлексии, которые используются во всех технологиях.
Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем
действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях.
Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и
запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной
плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным.
Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а
овладение ими определенными способами деятельности. Таким образом, система
практикоориентированного обучения, применение интерактивных форм и
методов, интегрированная структура «Школа – вуз» способствуют социализации
обучающихся.
Решение поставленных задач гражданскоправового воспитания обучающихся
можно представить с помощью следующей схемы, в которой отражены приемы и
методы, используемые в процессе обучения, указаны результаты и основные
направления:Реализацию практикоориентированного обучения можно увидеть в играх.
Наиболее эффективным является обучение, при котором ученик погружен в
реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает
самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных
действий по ее преобразованию, обеспечивает переход от правовых знаний к
гражданской позиции. «Игра,– замечает С. А. Шмаков, – выверенный веками,
народным опытом, социальнокультурными нормами общества фактор
социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития
культуры всего общества».
Организационнодеятельностные игры (ОДИ) – одна из форм организации
коллективной мыследеятельности, средство обучения. Это особая форма
осмысления общественноисторической практики, площадка для создания
социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной
как для учеников, так и для педагогов.
Ценность организационнодеятельностной игры в том, что в ней, как правило,используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих
решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применению
их в нестандартных ситуациях,
когда требуется
самостоятельность, творчество. Посредством проведения организационно
деятельностных игр могут быть реализованы следующие развивающие цели:
то есть тогда,
развитие умений анализировать информацию;
повышение коммуникативной культуры;
формирование умения делать выводы;
поиск ошибок и упущений в логике рассуждений;
проявление готовности к пересмотру своих суждений и изменению образа
действий при наличии убедительных аргументов.
В процессе ОДИ бесспорна социализация обучающихся в групповой форме.
Само формирование групп обеспечивает самоопределение участников в
предмете деятельности,
их самообъединение в общность людей,
заинтересованных в развитии индивидуальных и коллективных навыков
общественноисторической практики решения различных проблем. Работа в
группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему,
вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы
появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.
ОДИ способствуют применению знаний, умений и навыков в решении
жизненно важных ситуаций, некоторых профессиональных проблем, что
обеспечивает социальнотрудовую ключевую компетенцию учащихся.
Возможность гласно, через эмоциональные переживания и мыследеятельность
осознать достижения индивидуальных и коллективных результатов,
рефлексивное отношение к происходящему посредством ответов на вопросы:
компетентность
ценностносмысловую
– Что я делаю? (анализ предметного содержания)
– Как я делаю? (анализ способов деятельности)
– С какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций) –
обеспечивает
личное
самосовершенствование. В процессе ОДИ формируется готовность обучающихся
к самореализации в «пространстве собственной индивидуальности», усиливается
учебнопознавательный интерес, мотивация достижения, стремление к
самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений,
обеспечивается взаимодействие всех участников игры с ориентацией на
результат. Организуя коммуникации, используя конфликты, разногласия,
отсекая второстепенное, педагог в ОДИ обеспечивает движение групп по
заданной теме, сам занимая рефлексивную позицию по отношению к участникам.
Насыщенная информационная среда ОДИ обеспечивает связи и
ивзаимоотношения между субъектами, свободе ученика противопоставляется
граница в коллективном интересе, а форма ее то, что называется
воспитанностью.
Таким образом, организационнодеятельностные игры соответствуют всем
ключевым компетентностям образовательного процесса, следовательно, могут
быть одной из составляющих профильного обучения старшеклассников.
ОДИ, предлагаемые в данном сборнике, разработаны в системе «Школа – вуз»
при взаимодействии МОУ лицея № 7 г. Волгограда и ВА МВД России.
В разработке игр принимали участие:
Анисимов Павел Викторович – научный руководитель – заместитель
начальника ВА МВД России, полковник милиции, доктор юридических наук,
профессор.
Синкевич Ю. И. – научный сотрудник ВА МВД России.
Попов В. В. – старший преподаватель Волгоградской академии МВД России,
кандидат юридических наук.
Федорцов С. С. – аспирант ВА МВД.
Никитин Р. С. – адъюнкт ВА МВД.
Сухова Т. В. – директор МОУ лицея № 7.
Драчева О. М. – учитель МОУ лицея № 7.
Степанько С. Н. – учитель МОУ лицея № 7.
Лазновская И. А., Салова И. С., Гончарова О. А. – курсанты ВА МВД.
Основными характеристиками процесса игры выступают:
1. Выделение продукта деятельности как особого состояния процесса.
2. Представление этого состояния как формы рефлексивного понимания
субъектом.
3. Выделение игры как результата рефлексии.
4. Получение личностного самоопределения как основного результата ОДИ.
Процессуальные особенности деятельности в игре:
1. Выделение продукта деятельности и соотнесение его соответствия
поставленным целям.
2. Построение этапов и процесса деятельности, их организация в единую
структурную целостность.
3. Возвращение к продукту как основному рабочему результату (для всех).
На фоне этого (игры и деятельности) и строятся процессы исследования,
проблематизации, рефлексии, понимания ОДИ.Организационнотехническая структура ОДИ:
После предварительного самоопределения и формирования групп
(в проведенной игре: адвоката, криминалистов, следователей, прокуроров, СМИ)
был введен игровой режим работы, строящийся по следующей схеме:
Организационнодеятельностная игра не может быть неуправляемой. Одним
из способов задания направления движения игры является установление
определенных рамок, в которых идет игра.
За счет групповой работы формируются следующие способности участников
игры:
1. Осознавать и осмысленно занимать ту или иную позицию, говорить и
действовать именно с этой позиции (прокурора, адвоката, следователя, эксперта,
журналиста).
2. Осознанно менять позицию в зависимости от процесса расследования:3. Анализировать ту или иную ситуацию в процессе расследования с разных
позиций:
4. Организовывать (простраивать) коммуникации или вступать в
коммуникацию:
5. Различать мысль и действие, мысль и личность:
М
Д
6. Переводить мысль в действие:
М
М
Л
Д