Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Кафедра специальной педагогики, инклюзивного образования и психологии
Отчет о прохождении стажировки
Тема: «Специфика деятельности учителя-логопеда психолого-медико-педагогической комиссии»
Выполнила: учитель – логопед
Швенк Екатерина Валерьевна
2020
Тема: «Специфика деятельности учителя-логопеда психолого-медико-педагогической комиссии»
Цель стажировки – обобщение нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих деятельность учителя-логопеда психолого-медико-педагогической комиссии.
План
1. Нормативно-правовой блок.
-нормативно-правовая база деятельности ПМПК
2. Диагностический блок
3. Консультативный блок
4. Технология деятельности учителя – логопеда по оценке особенностей развития детей с ОВЗ; определение специальных образовательных условий для детей с ТНР.
Введение
Чистая, правильная речь – одно их важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в развитии речи и усложняется структура речевых дефектов.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченны возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Речевые расстройства, оказывая отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют так же его успешной социальной адаптации.
В связи с этим в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение.
1. Нормативно-правовой блок
-нормативно-правовая база деятельности ПМПК
Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека нам развитие своих способностей и правом на будущее. Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, о нем можно говорить не только как об инновационном процессе, позволяющим осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками.
В первую очередь, изменения системы психолого-медико-педагогического консультирования опираются на имеющуюся законодательную базу. В настоящий момент можно говорить о нескольких нормативно-законодательных актах, кардинально изменяющих всю деятельность психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Помимо действующего с 20 сентября 2013г. Положение о ПМПК (Приказ Министерства образования и науки №1082 от 20 сентября 2013г) это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ Министерства образования и науки №273 от 29 декабря 2012г.), а также Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09 2013г. № 1014, «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Сюда относится и региональное законодательство, определяющее характер и особенности образования детей с ОВЗ. «О совершенствовании деятельности ПМПК 2016», «Порядок работы ПМПК НСО 2019»; «Положение о психолого- педагогическом консилиуме МКДОУ – детский сад «Лучик» от 3108.2016 г.».
2. Диагностический блок
Совершенно очевидно, что данный блок является одним из основных для деятельности ПМПК. Оценка актуального уровня и особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и ограничений, прогнозирование трудностей его адаптации в образовательной и любой другой среде. Все это необходимо при разработке, включая адекватную для ребенка образовательную программу, формы ее реализации, режима, а также других специальных образовательных условий и комплексной помощи ребенку.
Данный пакет представляет диагностические средства, выявляющие особенности состояния всех компонентов и функций речи для логопедического обследования на ПМПК детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). В пакет входит 21 методика.
Методики, выявляющие особенности состояния всех компонентов и
функций речи, используемые учителем-логопедом ПМПК при
обследовании детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)
Метод наблюдения за коммуникативным поведением ребенка
Краткая аннотация. Наблюдение является одним из ведущих методов
диагностики, позволяющим оценить особенности поведения и деятельности ребенка в ходе реального общения. Данные, получаемые в ходе наблюдения позволяют судить о коммуникативной активности ребенка, характере используемых вербальных и невербальных средств, а также о сформированности функциональной базе речи: наличии мотивационной готовности к общению, к взаимодействию со взрослым в процессе игровой и/или манипулятивной деятельности, характер и степень активности подражательной деятельности в игре, а также при предъявлении вербального материала.
Важным условием является создание условий для непосредственного общения
ребенка в процессе игры или взаимодействия со взрослым.
Варианты: наблюдение за совместной деятельностью матери (или другого близкого родственника) и ребенка; наблюдение в процессе совместной деятельности с незнакомым человеком.
Оцениваемые показатели:
• различие в стилях общения ребенка с матерью и с незнакомым взрослым;
• уровень сформированности коммуникативных средств и их качество;
• возможность и темп формирования навыка эхолалии (у безречевых детей с
нормой слуха).
Ограничения. Методика не имеет ограничений.
Обследование связной речи
Краткая аннотация. Обследование связной речи позволяет оценить достаточно широкий спектр речевых и неречевых средств, однако, в соответствии с законами развития речи в онтогенезе, на данном уровне возрастного развития преобладает диалогическая форма связной речи, при этом ребенок может охотно общаться с близкими людьми, но «свертывать» объем вербального материала в процессе общения с незнакомыми. Подобная стеснительность нормативна для данного возраста, что необходимо учитывать при выстраивании процедуры обследования и последующей оценки результатов обследования. Методика обследования связной речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века.
Оцениваются следующие показатели:
• сформированность связной речи
• грамматическое оформление высказываний (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования)
• словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и
потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое
наполнение лексики)
• соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках
местного диалекта возрастным нормативам
• Особенности голосоподачи и голосоведения, темпо-ритмические характеристики речи
• уровень помощи взрослого
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми
нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Методика обследования объема пассивного и активного словарного
запаса
Краткая аннотация. В лингвистической литературе выделяется два вида словаря - активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются носителем языка при восприятии чужого высказывания. При этом соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным в условиях разных форм патологий.
Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание).
Объем лексического запаса ребенка зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Существуют определенные закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе. Например, в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре или лексиконе ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие ребенка предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия. В процессе
взросления на смену наглядно-действенной форме мышления приходит наглядно -образная, а в продуктивном и рецептивном словарях увеличивается количество слов, обозначающие предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщенным и абстрактным значением, с переносным значением. Конкретный набор лексических единиц определяется характером осведомленности ребенка о различных сторонах окружающей его действительности и степени обученности ребенка. Таким образом, сужение или искажение словарного запаса далеко не всегда свидетельствует о первичной патологии речевого развития. Это может быть следствием ограничений представлений об окружающем мире в силу разнообразных причин.
Оцениваются следующие показатели:
• количественный и качественный состав активного и пассивного словаря
• уровень владения значением лексических единиц
• особенности процесса становления парадигматических и синтагматических связей
• характер лексических ошибок
• уровень помощи взрослого
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Обследование звуковой стороны речи.
Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи включает диагностику звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематического слуха, слоговой структуры слова.
Таким образом, отдельными оригинальными методиками следует считать:
1. Обследование звукопроизношения
2. Обследование навыка восприятия и воспроизведения ритмических структур.
3. Исследование навыка фонематического восприятия.
4. Обследование слоговой структуры слова.
Оцениваются следующие показатели:
• уровень сформированности навыка владения правильным произношением в
различных условиях предъявления и использования языкового материала
• характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения)
• особенности фонематического восприятия и фонематических представлений у ребенка, их выраженность и характер
• уровень сформированности ритмико-мелодической стороны речи и умения
пользоваться различными слоговыми структурами при продуцировании
высказывания и при его восприятии
• уровень помощи взрослого
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми
нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Обследование грамматического строя
Краткая аннотация. Русский язык имеет сложную грамматическую систему,
которую освоить в полной мере достаточно сложно даже взрослым людям с высшим образованием. Специфика развития грамматического строя в онтогенезе накладывает ограничения, как на способ предъявления материала, так и на характер предъявляемого материала.
В качестве материала для обследования грамматического строя рассматриваются, прежде всего, системные грамматические формы и конструкции. Поскольку в лингвистике к области грамматики относят, как правило, три раздела: синтаксис - законы построения предложения и словосочетания как грамматических конструкций; словообразование - законы построения слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы; словоизменение - изменение формы слова с помощью аффиксов, то и материал обследования должен предусматривать изучение грамматических навыков во всех этих разделах.
Кроме того лингвистами вслед за Л.В. Щербой выделяется активная грамматика и пассивная грамматика, т.е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности.
Таким образом, нам необходимо исследовать:
• Объем запаса грамматических форм и конструкций, используемых при
продуцировании собственных высказываний;
• Объем запаса грамматических форм и конструкций, используемых при восприятии чужих высказываний;
• Адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии;
• Специфические ошибки в использовании грамматических средств и конструкций;
• Механизмы появления специфических ошибок.
Составляющими по данному направлению обследования самостоятельными
методиками следует рассматривать:
5. Составление предложений различных типов
6. Составление сложносочиненных предложений.
7. Составление сложноподчиненных предложений.
8. Согласование имени существительного с другими частями речи.
9. Согласование имени существительного и глагола в прошедшем времени.
10. Согласование имени существительного (местоимения) и глагола в
настоящем времени.
11. Согласование имени существительного и притяжательного местоимения
12. Беспредложное и предложное управление.
13. Словоизменение. Образование множественного числа имен
существительных в именительном падеже.
14. Словообразование.
15. Суффиксальный способ образования имен существительных.
Суффиксальный способ образования имен прилагательных.
16. Суффиксальный способ образования глаголов.
17. Префиксальный способ образования имен существительных и глаголов.
Оцениваются следующие показатели:
• уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи
(употребление и понимание);
• степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;
• характер грамматических ошибок;
Ограничения. Методика и составляющие ее методические компоненты не могут быть использованы для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
3. Консультативный блок
Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют консультацию в отношении:
-детей и подростков, обратившихся в ПМПК;
-лиц представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей, педагогических, медицинских, социальных работников и др.)
В контексте реализации этого блока ПМПК должен быть проведен и такой аспект консультативной работы, как направление (при необходимости) семьи с ребенком с ОВЗ для консультирования в учреждения других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования. В первую очередь речь идет о б учреждениях здравоохранения, но также досуговых, оздоровительных и культурно-просветительных учреждениях. Считается, что комплексная помощь ребенку не может «замыкаться» в стенах только образовательных учреждений и полностью там реализовываться. Особенно это касается аспектов лечебной поддержки ребенка.
Для родителей и педагогов постоянно проводятся обучающие вебинары, например: «Комплексная программа для занятий родителей с ребёнком дошкольного возраста» https://e.mail.ru/inbox/0:15820998260648144095:0 ; «Управление созданием образовательной среды организации» https://start.bizon365.ru/room/22636/k5gnw2c31m?utm_source=DashaMail&utm_medium=email&utm_campaign=+%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0+%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80 и др.
5. Технология деятельности учителя – логопеда по оценке особенностей развития детей с ОВЗ.
Определение специальных образовательных условий для детей с ТНР.
Учитывая особенности организации деятельности ПМПК, логопед должен включится в определение необходимых специальных образовательных условий для ребенка и возможной образовательной программы с учетом оценки наличия (отсутствия) у него каких-либо недостатков речевого развития. Оценка характера сформированности речи является «фокусом» и одним из важнейших показателей деятельности практически всех специалистов ПМПК. Сформированность коммуникативной стороны речи, интересна всем специалистам ПМПК, поскольку определяет возможность социальной и образовательной адаптации ребенка в образовательной среде.
В ходе исследования речи ребенка логопед последовательно решает следующие задачи:
1. Обнаружить наличие (отсутствие) отклонений в речевом развитии ребенка.
Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития языковых средств и характере речевой деятельности ребенка, логопед, прежде всего, должен установить доверительный контакт с ребенком. Основным показателем уровня владения речевыми и языковыми средствами является их богатство и адекватность использования в ходе реального общения, а не в процессе специально отработанных заданий. В процессе общения оцениваются коммуникативные навыки ребенка, его активность, заинтересованность в общении, а также умение поддерживать беседу, вести диалог на уровне, соответствующем возрасту ребенка.
2. Определить характер дефекта с точки зрения первичности (вторичности) речевого недоразвития или компонента сочетанного дефекта.
Проблема первичности (вторичности) решается на основе комплексного подхода при сопоставлении данных, полученных при обследовании данного ребенка другими специалистами
3. Выявить структуру дефекта.
Данная задача решается в ходе углубленного обследования отдельных форм речи и ее сторон, которая имеет специфику. Логопеду не требуется проводить тщательной подробной диагностики для выявления всех нюансов и подробностей диагностики для выявления всех нюансов и подробностей речевого недоразвития. Ему достаточно получить общую картину уровня речевого развития ребенка и его проблем с целью типизации характера дефекта.
4. Установить уровень развития речи и сформулировать логопедическое заключение.
Анализ полученных данных проводится на основе принципов анализа речевого недоразвития, сформулированных Р.Е.Левиной (принцип системности, принцип развития, принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями). На основании полученных данных логопед делает заключение, которое может состоять из нескольких частей. В первой части указывается характер дефекта, а во второй части характер дефекта может быть уточнен. Основанием уточнения служит наличие соответствующего медицинского заключения. Но в любом случае в условиях ПМПК необходимо коллегиальное решение, подтверждающее заключение логопеда.
5. Спрогнозировать степень обучаемости ребенка в аспекте формирования полноценной речевой деятельности.
Наличие грамотного взвешенного заключения является одним из оснований для прогнозирования степени обучаемости ребенка в аспекте формирования у него полноценной речевой деятельности, что позволяет определить специальные образовательные условия. Для определения специальных образовательных условий для ребенка будут играть следующие показатели:
-степень недоразвития речи и характер дефекта;
-динамика формирования речевой деятельности ребенка;
-готовность ребенка к обучению в условиях фронтальных занятий.
Специальные образовательные условия для детей с ТНР
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с ТНР/ обучение по адаптированной образовательной программе для детей дошкольного возраста с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Очная форма.
3. Режим – полный день.
4. Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
5. Индивидуальные/ групповые занятия: учителем – логопедом, педагогом – психологом.
6. Срок повторного прохождения ПМПК – по решению ПМПК к ОО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь является важнейшей функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка.
Очевидно, что в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение, в котором участвует целая команда профессионалов разного профиля.
Каждый из специалистов сопровождения работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов дает тот объем сведений, который позволяет оценить отклонения в состоянии ребенка, выстроить иерархию выявленных нарушений в когнитивной, речевой, личностной сфере, сделать общее заключение, определить и реализовать направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.