государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
Семичанская школа – интернат.
Отчет о работе учителя начальных классов
за 2022-2023 учебный год.
Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование.
ГБОУ РО Семичанской школе - интернат в 1доп. классе обучаются дети с ОВЗ(ЗПР). Целью образования сегодня становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
В начале 2022уч года целью моей работы было: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, как важнейшее условие повышения качества знаний учащихся, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения в свете требований ФГОС нового поколения. «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления»
Создание условий для полной реализации особых образовательных и воспитательных потребностей детей с ОВЗ (ЗПР), их развития и социальной адаптации. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
2. Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании;
3. Формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
4. Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
5. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
6. Создание условий для самоопределения и самореализации личности младшего школьника, для формирования самоконтроля ученика.
7. Привлечение родителей к сотрудничеству при организации образовательного процесса.
Обучение учащихся с ОВЗ (ЗПР) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание. В нашем 1доп. классе 12 человек: 10 мальчиков и 2 девочки. Дети разных национальностей: русские, даргинцы, чеченцы, турки.
Мною в начале учебного года было организовано:
1.Специальное педагогическое изучение проблем обучающихся.
2.Организовано коррекционное обучение и воспитание.
3.Организован анализ успешности усвоения учебного материала.
4.Разработаны рекомендации родителям по коррекции трудностей обучения ребёнка.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ (ЗПР):
· максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
· широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
· опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
· стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Состав класса: 2 девочки и 10 мальчиков.
Все дети из малообеспеченных, многодетных семей. Есть и неполные семьи, где родители находятся в разводе.
Уровень сплоченности низкий. В коллективе преобладает интерес к игровым видам деятельности. Отношение к общественным поручениям в классе достаточно активное исполнение.
Интеллектуально – познавательное
(реализация программы «Лестница моего успеха»)
-формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуации развития;
формирование интеллектуальной культуры, развитие кругозора и любознательности, в том числе посредством предметных недель;
-формирование и развитие познавательной мотивации обучающихся;
-организация научно-исследовательской деятельности;
-реализации творческого потенциала обучающихся посредством дополнительного образования и внеурочной деятельности;
-мотивация на участие в конкурсном движении по своему направлению, как на уровне Школы, так и на уровне поселка, региона, России ит.д.
К началу учебного года. Самостоятельное участие в общественных делах и в классе было низким. Отношение к учебе пассивное. Не многие проявляли инициативу на уроках. Задания выполняют с трудом, без помощи учителя не уверенно приступали к работе.
Уже по окончанию первого полугодия, к трудовой деятельности ребята подходят с удовольствием, всегда спешат на помощь учителю и многие готовы помочь даже своим одноклассникам.
Характер взаимоотношений в классе, классного руководителя и учащихся вполне дружелюбный. Стиль руководства - демократический. В обязательном порядке учитываются и развиваются индивидуальные возможности учащихся.
Работа, проведённая с обучающими:
Все проведённые классные часы и внеклассные мероприятия в учебном году, имели большое образовательное и воспитательное значение. Они способствовали расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, служили средством профилактики. В своей работе использовала различные формы внеурочной деятельности: праздники, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, беседы, выпуск газет, классные часы.
В нашем 1 классе, весь учебный год проводилась: «Олимпиада» по предметам,
Математика, Русский язык, Безопасность сети интернет и мн.др.
Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады.
В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний».
Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить!
Цель:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
Все учащиеся 1доп. класса, приняли активное участие в олимпиадах. Ребята очень старались, и конечно был довольно хороший результат по всем предметам.
Классный час: «ПДД»
- формирование санитарно-гигиенических навыков и культуры сохранения и совершенствования здоровья.
- развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством участия ВФСК ГТО
Для Создания условий, для сохранения и укрепления здоровья детей. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Подготовлена экскурсия по местам, где можно играть и заниматься спортом.
- воспитание у обучающихся чувства любви к Родине;
- формирование гражданской ответственности и уважения к своей малой Родины;
- формирование чувства гражданственности, национального самосознания, уважение к культурному наследию России
- воспитание уважения к истории, к народной памяти,
- формирование жизненных идеалов посредством популяризация подвига советского солдата в Великой Отечественной войне.
Проведены классные часы и беседы для воспитания уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине, для усвоение ценности и содержания таких понятий, как "служение Отечеству", "гражданское общество", "свобода и ответственность", о мировоззренческих понятиях "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" День солидарности в борьбе с терроризмом. Проведен: «Классный час».
Подготовка к празднику 23 февраля и активное участие нашего класса.
Поделки папам, самолетики, а нашим мальчишкам от девочек и классного руководителя, танки. А так же выступление в Семичанском ДК, нашего ученика с песней «Шли солдаты на войну».
- научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;
- повышение ответственности у обучающихся за свое поведение и поступки в школе, семье и вобществе;
- формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
- формирование основ правового просвещения;
Все проведённые классные часы и внеклассные мероприятия в течении года, имели большое образовательное и воспитательное значение.
Первый раз в первый класс! Беслан, День солидарности в борьбе с терроризмом. Безопасность «Предупреждение детского травматизма». День пожилого человека. Подведение итогов успеваемости и посещаемости. Дисциплина на улице и в помещении. Выполнение режима дня воспитанников школы – интернат. День учителя. Осенний бал. День матери. День конституции. День гражданской обороны. Подготовка класса и к любимому празднику, Новый Год!
День Знаний! День учителя!
- Формирования навыков организации культурно-развивающего досуга;
- развитие интереса к внеклассной деятельности;
- участие в реализации Всероссийского, регионального и муниципального календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры.
Для воспитания духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей;
Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;
Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
Для формирования у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике. Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России. Проведен с активным участием 1 класса, праздник: День Именинника! Прекрасный праздник. Первые шаги по сплочению коллектива.
Проведен с активным участием 1доп. класса, праздник «Новогодняя сказка». Наш класс подготовил к празднику танец снеговиков.
Подготовка к празднику 8марта и активное участие нашего класса.
Поделки мамам, бабушкам, учителям и девочкам, от мальчиков.
А так же выступление в Семичанском ДК, наших учеников с песней
«Мамочка - Любимка».
Выступление нашего класса на общешкольном мероприятии.
Подготовка нашего класса к празднику «Пасхи». Ребята подготовили открытки.
Классный час « - Поехали!» Для учащихся 1доп. класса, подготовлена презентация. Все ребята с удовольствием выполняли задания, рисовали рисунки о космосе, разгадывали загадки, говорили о космонавтах.
Вот и закончился учебный год. Дети разных национальностей, разных способностей, разного уровня, работоспособности и воспитанности. Это особый этап в общей программе воспитания детей. Нужно было помочь ребятам наиболее безболезненно адаптироваться к школьной жизни, сделать первые шаги по сплочению коллектива. Вся работа была построена с учётом индивидуального маршрута учащегося. На уроках и дополнительных занятиях была создана ситуация успеха посредством одобрения продуктивной работы. Постоянно дозировалась предоставляемая направляющая и стимулирующая помощь, а также внешний контроль. Осуществлялся постепенный переход от работы под контролем к самостоятельной работе.
старались, и конечно был довольно хороший результат по всем трем предметам.
Результаты проведенных олимпиад в 1 доп. классе. |
|||
Диплом |
Математика (приняли участие 12чащихся) |
Русский язык (приняли участие 12 учащихся) |
Окружающий мир (приняли участие 12 учащихся) |
1 место |
8-уча. |
2-уч |
10-уч |
2 место |
4-уча. |
2-уч. |
2-уч |
3 место |
|
8-уча. |
|
Сертификат за участие. |
|
|
|
Использовались различные коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие развитию внимания, мышления, памяти и речи.
Опрос учащегося осуществлялся индивидуально. Проводились родительские собрания с обсуждением успехов и трудностей учащихся, индивидуальные консультации с родителями, родители информировались об успешности обучения учащихся, с родителями проводились совместные мероприятия, привлекая их к участию в решении школьных проблем. Внедрялись здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
(Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.) Все праздники, конкурсы, викторины проводились совместно с другими классами.
Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями в нашей школе - интернат, построенная на доверии и ответственности друг перед
другом, помогает детям с задержкой психического развития быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям младших школьников.
Проанализировав свою работу с детьми с ОВЗ (ЗПР) за2022-2023 учебный год, в целом я довольна своей работой. Мои ученики – это уже коллектив. Конечно, есть отдельные недостатки, и поэтому на следующий учебный год, я ставлю перед собой следующие цели:
- Продолжу работу с родителями. Постараюсь еще больше их сблизить, вовлекая в мероприятия класса и школы-интернат.
- Продолжать работу в реализации здоровьесберегающих технологий, с целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни.
- Помочь детям поверить в свои силы, сделать обучение в школе более радостным, наполненным узнаванием нового.
-Продолжу работу над воспитанием в коллективе добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, внимания к людям, уважения к старшим.
Поставленные задачи выполнены частично, в следующем учебном году продолжу работу над поставленными задачами, так как они являются актуальными.
- Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка.
- Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее.
- Продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.
Дата:«31» мая 2023 г.
Учитель: Бородина Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.