Отчет об организации развивающей
предметно — пространственной среды кабинета, в соответствии с ФГОС ДО педагога - психолога МКДОУ «Детский сад «Чебурашка»
Сусурбиевой Мадины Висархановны.
При организации предметно-пространственной среды я руководствуюсь ФГОСДО, программой МКДОУ. Организовывая предметно-пространственную развивающую среду, учитываю максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, что способствует развитию личности каждого ребенка, его способностей и интересов. В соответствии с рядом принципов в нашей группе создана среда с учетом пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Кабинет психолога - специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой моей профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.
Зона организационно-методической деятельности (рабочая зона педагога-психолога) содержит:
• письменный стол, стул, компьютер и оргтехнику (черно-белый, звуковые колонки, наборы дисков с обучающим видео, музыкой.
• полки с документацией (нормативной, специальной, организационно - методической);
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете психолога содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Образовательное пространство оснащено средствами, обучения и воспитания, соответствующими материалами: расходным игровым, спортивным, оздоровительным, инвентарем. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность наших воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей. В группу подбираю те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но у меня в группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии, чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, использую более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов:
1. В кабинете работает «Центр информации для родителей» - папки передвижки «Советы педагога», «Библиотека для родителей». Она оформлена по запросу родителей, в ней находится информация для педагога-психолога, инструктора по физ. культуре, инструктора осетинского языка, муз. руководителя. наши шкафчики промаркированы с учетом гендерного различия. Гендерное различие отмечено и в групповом помещении. Принцип гендерного подхода и организации среды, позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности девочек и мальчиков.
2. Уголок для ролевых игр. Сюда входят костюмы для ряженья (осетинское платье для девочек, шапка для невесты и др. украшения, а для мальчиков- черкеска, шапка-кубанка, пояс с «кинжалом»). Маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, теневой, настольный, перчаточный и т. д.)
3. Книжный уголок. В нем находятся как новые книги так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг помещён различный иллюстративный материал по темам: сезоны, семья (альбомы, животные, птицы и т. д. Здесь же находятся «аптечка» для книг, закладки, которые дети сделали сами.
4. Зона для настольно-печатных игр.
6. Спортивный уголок. Обеспечен игрушками, пробуждающих к двигательной игровой деятельности: цветные флажки, кегли, кубы деревянные, обручи, скалки, мячи разного размера и т. д.
7. Уголок релаксации и снятия эмоционального напряжения совместима с учебным центром и зоной взаимодействия с педагогами и родителями, что отнюдь не умаляет ее функционального назначения, так как она представлена мягкими диванчиком и креслами, растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Стеллаж с зелеными растениями, водопадом и композиция из натурального камня выполняют роль уголка природы которое призвано оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов). Дополнительно я использую ароматерапию (арома-саше, коллекция арома-масел) и звуковое сопровождение (звуки природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что весьма благоприятно воздействует на детей разного возраста).
8. Уголок песочной терапии, где есть стол с песком, а также кинетический песок.
А также есть зона взаимодействия с педагогами и родителями (Зона консультативной работы) (для формального и неформального общения) включена в зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми она состоит из:
• стола, стульев
•анкетные бланки, бланки опросников, тестов (находятся в зоне организационно-методической деятельности)
• печатный материал: буклеты, памятки различной тематики на стендовой информации «Для вас, родители»
• литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
• литературу по проблемам познавательного, личностно - эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др. ;
• распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях и в учреждении;
Эта зона предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны групповой коррекционной работы и игровой терапии.
9. Музыкальные инструменты: бубен, дудочки, свистки, пластмассовые яйца с наполнением – предназначены для развития слухового внимания и тренировки дыхания (свистки и дудочки) – необходимы в работе как с активными, так и с застенчивыми детками.
10. Центр развития интеллектуального развития.
Игры на развитие мышления
Правильно организованная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.
Педагог – психолог МКДОУ Сусурбиева М. В. «Детский сад «Чебурашка»
Заведующая МКДОУ Алтумирзаева П. А. «Детский сад «Чебурашка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.