Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».
Оценка 4.9

Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».

Оценка 4.9
docx
07.05.2021
Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».
Родительское собрание психолога.docx

Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в их воспитании.

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят качественные изменения во всех сферах его жизни.

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.

 

Физическое развитие

В данный возрастной период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

- повышается выносливость;

- улучшается координация;

- движения становятся более точными и уверенными;

- улучшаются показатели скорости и ловкости.

При этом дети среднего дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными (это значит, что ребенок уже может поставить перед собой цель, например, запомнить стихотворение).

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — становится образным, ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Дети могут находить сходство и различие между предметами по различным признакам, группировать их по существенным признакам, исключать лишнее, обобщать.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 5-7 названий предметов. Появляется произвольное запоминание (могут заучивать небольшие стишки наизусть). В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №3

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (ребенок может заниматься интересной деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребнок пошл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

Совет № 4

Привлекайте внимание детей к детальному изучению различных предметов, нахождению сходств и отличий.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством (К. Чуковский).

На данном этапе совершенствуется звукопроизношение, дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и т. д. Развивается связная речь (ребенок становится способен пересказать небольшой художественный текст, составить рассказ по картинке или се-рии картинок).

Совет №6

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Игра

Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая (сюжет, роли, игровые действия). По ходу игры ребенок может менять роль, появляется возможность установления ролевых взаимодействий (ролевой диалог). В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я - доктор, я - мама, я –продавец).

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Общение со взрослыми и сверстниками

Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Поэтому возраст 4-5 лет называют «возрастом почемучек».

Какие вопросы могут задавать дети:

- Почему светит солнце?

- Где заканчивается Земля?

- Почему дует ветер?

- Почему надо ходить в детский сад?

Совет № 7

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, поддержите ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, обратитесь к различным источникам. Этим вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир.

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.

 

 

Совет №8

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками.


 

Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет»

Родительское собрание «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет»

Физическое развитие В данный возрастной период совершенствуются следующие физические возможности малышей: - повышается выносливость; - улучшается координация; - движения становятся более точными и уверенными; -…

Физическое развитие В данный возрастной период совершенствуются следующие физические возможности малышей: - повышается выносливость; - улучшается координация; - движения становятся более точными и уверенными; -…

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными

Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2021