Аналитический отчет
самообразовательной работы учителя-дефектолога Меренковой Ю.Н.
за 2021 - 2022 уч.г.
Тема самообразования: «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста».
Цель: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза.
За отчетный период мною были изучены психолого-педагогическая литература по теме, опыта других педагогов по вопросам развития межполушарного взаимодействия у дошколят.
В своей работе я использовала следующие нейроигры и упражнения:
Кинезиологические упражнения
«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение «Зайка-колечко-цепочка»
Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Телесные упражнения
«Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
«Марш»
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, функции контроля, чувства ритма.
Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука повернута ладонью вверх, другая – ладонью вниз.
1-й уровень сложности. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.
2-й уровень сложности. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два.
3-й уровень сложности. После освоения добавляются глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. Например, глаза перемещаются в сторону той руки, которая повернута ладонью вверх.
Для развития межполушарного взаимодействия использую карточки, разделенные на две части, на которых необходимо одновременно левой и правой рукой:
Игра: «Разложи фишки двумя руками».
Цель. Научить ребенка видеть на игровом поле одинаковые картинки и закрывать их одновременно двумя руками.
Таким образом, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.