ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.9

ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.9
docx
22.06.2024
ОТЧЕТ ПО  ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Учебный проект.docx

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автономная некоммерческая организация высшего образования

 

Факультет дополнительного профессионального образования 

 

Форма обучения        заочная                               

 

Направление «Общая педагогика: Теория и методика обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

ПО  ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

(название практикума)

 

 

Тип работы   учебный проект

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 Слушатель Снигирева Л.Н..                                

                                             (Ф.И.О.)                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2015 г.

 


 

Оглавление

 

Модуль 1. Современный подход к обучению.…………………3-14

Задание 1…………………………………………………………….3-7

Задание 2…………………………………………………………….7-14

 

 

Модуль 2. Использование активных методов обучения ……..14-21

Задание 1…………………………………………………………….14-17

Задание 2…………………………………………………………….17-21

 

Модуль 3. Методы продуктивного обучения …………………21-34

Задание 1…………………………………………………………….21-23

Задание 2…………………………………………………………….23-34

 

Список использованной литературы………………………………34

 


 

Модуль 1. Современный подход к обучению.

Занятие 1.

По преподаваемому вами учебному предмету сконструируйте и оформите модульную программу и один технологический модуль на основе требований, алгоритмов и процедур модульного обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Каждый учитель знает, что обучать результативно - очень непростая задача. Но как это сделать? Как только этот вопрос встает перед учителем, начинается поиск оптимального пути, эффективных методов и приемов, как из числа традиционных, так и новых. Хотя о последних хочется сказать, что новое в ос­нове своей имеет забытое старое. Конечно, время вносит свои коррективы, заставляет менять акценты в обучении и воспита­нии, менять свою психологию.

Технология модульного обучения предполагает разнообра­зие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обу­чения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

                     личная мотивация учителя;

                     отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;

                     дифференцированный подход в постановке вопросов и за­даний;

                     сформированность общеучебных умений и навыков, уме­ние учащихся работать самостоятельно;

                     соблюдение регламента времени;

                     материально-техническая база школы;

                     умение самого учителя работать с компьютером;

                     дополнительное время для учителя;

                     группа педагогов-единомышленников.

Методы и формы обучения должны быть не только разнооб­разными, но и соответствовать конкретной теме, этапу, фраг­менту урока, возрасту учеников и особенностям класса. Вопро­сы и задания подать так, чтобы каждый ученик имел возмож­ность достичь своего успеха, ощущал себя комфортно на своем месте. Данная технология может быть использована наилучшим образом в старших классах при изучении больших тем, так как наличие навыков самостоятельной работы обязательно.

Однако практика показывает, что учащихся нужно целена­правленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5- 6 класса, при изучении природоведения и начального курса гео­графии. Уже в 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько уметь находить нужную информацию и применять её. Хорошим подспорьем может служить комплект учебных памяток для учащихся. Работа будет наиболее эффек­тивной, если учителя-предметники действуют согласованно и движутся в одном направлении.

Очень важно материально-техническое обеспечение школы, так как приходится много и часто распечатывать. Значительны и временные затраты учителя при подготовке к урокам, но все это компенсируется в дальнейшем на уроках. Очень эффективна ин­терактивная доска, которая расширяет возможности использо­вания модульного обучения.

В первое время ученики дают неоднозначную оценку урокам в рамках технологии модульного обучения, по причине того что имели неправильное представление о самостоятельной работе, не могут или не хотят справиться со своей ленью, не умеют са­мостоятельно работать. Нельзя игнорировать таких учеников, важно выяснить причину их неудовлетворенности и приложить усилия для коррекции их мотивации, оказать помощь.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ» В 9 КЛАССЕ.

М0-КДЦ**:

1)                Узнать новое о том, как заселялась территория России. Выявить этапы и направления колонизации, их связь с вектора­ми геополитики.

2)                Раскрыть особенности и выявить тенденции воспроизвод­ства населения, причины сложной демографической ситуации в России. Познакомиться с прогнозами численности населения России.

3)                Получить представление о национальном составе населе­ния России, о разделении народов по языковым и религиозным признакам.

4)                Изучить виды миграций, понятие «насильственные ми­грации». Найти различия направлений, видов миграций в СССР и современной России.

5)                Получить новые знания: о функциях и типах городов и городских агломераций, о сельских поселениях. Объяснить ха­рактер расселения сельского населения в разных природных зо­нах и в урбанизированных районах. Уточнить границы зоны Се­вера и его подзон.

6)                Научиться получать максимум информации из различных источников, давать объективную самооценку.

M1 - «Численность населения  России».

М2 - «Размещение населения России».

Мз - «Миграции населения».

М4 - «Городское и сельское население. Урбанизация».

М5 - «Этнический религиозный состав населения».

Мб - «Трудовые ресурсы и рынок труда».

М7- Обобщение и контроль знаний. Тестирование по теме: "Население России".

Модуль 5. Этнический религиозный состав населения.

Номер УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

1

2

3

УЭ-0

 

 

 

 

 

УЭ-1

 

ИДЦ:

    Получить представление о национальном составе населения России.

    Узнать о разделении народов по языковым и религиозным признакам.

    Рассмотреть проблемы, связанные с нацио­нальным вопросом.

ЧДЦ 1. Проверить домашнее задание.

    Вопросы к параграфу 5: устно или пись­менно.

    Выступления с предложениями по улучше­нию демографической ситуации в России.

УЭ-2

 

При­ложе­ние 1

Атлас, с. 13, с. 10—11

 

ЧДЦ 2. Получить представление о нацио­нальном составе населения России.

Задание 1. Прослушайте вводную лекцию учителя, сделайте тезисные записи.

Задание 2. Используя данные таблицы, карту атласа «Народы», приведите примеры наро­дов на все 4 группы (см. задание 1).

УЭ-3

 

Атлас, с. 13. Текст, с. 72-74.

 

 

 

Текст, с. 75-76  Кон­турная карта

 

ЧДЦ 3. Узнать о разделении народов по язы­ковым и религиозным признакам.

Задание 3. Наиболее приемлемым признаком классификации народов является лингвисти­ческий.

По языку народы делят на семьи и по исторической культуре на группы. По карте «Народы» в атласе заполните таб­лицу №1: выделите наиболее многочисленную языковую семью.

Языковая семья

Языковая группа

Примеры народов

Район проживания

 

 

 

 

 

Задание 4. Для России характерно и религи­озное многообразие. Подтвердите это дан­ными таблицы №2. Впишите в таблицу при­меры народов, исповедующих ту или иную религию.

Христианство

Православие

 

Католицизм

 

Протестантство

 

Ислам

 

Буддизм

Ламаизм

 

Задание 5. На контурной карте подпишите и покажите штриховкой разного цвета исконно русские территории и территории с пестрым национальным составом.

УЭ-4

 

 

ЧДЦ 4. Рассмотреть проблемы, связанные

с национальным вопросом.

Задание 6. Выскажите свою позицию по предложенным проблемным вопросам:

1)   Россия - многонациональное государство. Важнейшей проблемой такого государства является проблема малочисленных народов. С одной стороны, малочисленные народы не могут развивать национальную культуру, обособляясь, не приобщаясь к достижениям других культур. С другой - это приобщение грозит ассимиляцией, утратой самобытности. Как найти золотую середину этого вопроса?

2)   Как вы думаете, почему возникают конфликты на национальной почве?

УЭ-5

 

ЧДЦ 5. Подвести итоги урока. Домашнее задание (на выбор):

  Параграф 13, более сложные вопросы выполнить письменно; выучить в рамке- устно.

Составьте свой список предложений по про­ведению национальной политики в многона­циональном государстве.

Подготовить сообщение по теме: "Языковая культура моей семьи."

УЭ-6

 

Рефлексия. Оцени свою работу на уроке.

      Вернись к задачам. Какие оказались тебе по силам, а какие нет? Как ты думаешь, по­чему?

  Эти затруднения повторяются снова?

  Ты что-то уже делал, чтобы избежать их?

Что было для тебя наиболее интересным?

 

Приложение 1 к Модулю 5.

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ          

            Вопрос о национальном (этническом) составе населения очень актуален, поскольку нынешнее федеративное устройство государства связано с его полиэтничностью, сложившейся исто­рически. Ныне более половины всей площади страны занимают национально-территориальные образования.

            Россия названа по имени русского народа, составляющего подавляющее большинство населения государства, народа, в те­чение нескольких веков расселившегося на обширных простран­ствах Севера Евразии, от арктических морей до Кавказа, Алтая, самого центра Азии, от Балтийского и Черного морей до Тихого океана, народа, создавшего одну из самых больших держав ми­ра. В отличие от многих государств, расширение России, вклю­чение в её состав территорий, населённых другими народами, крайне редко сопровождалось их изгнанием и никогда - физиче­ским истреблением.

            В далеком прошлом часть народов полностью ассимилиро­валась, слилась с русскими, восприняв от них язык и религию, особенности быта. Но значительно больше народов сохранили этническое своеобразие, не отказываясь в то же время от усвое­ния прогрессивных элементов русской культуры. Это своеобра­зие было закреплено созданием автономных национально- территориальных образований. Населяющие их народы (их на­зывают титульными) получили возможность развивать образо­вание, культуру на своём языке, нередко - письменность, преж­де у них отсутствующую, создать свои кадры интеллигенции, управленцев. Всё это закрепило статус России как многонацио­нального государства. В России проживает 130 народов.

            В официальных документах у нас употребляется термин «национальность», указывающий на этническую принадлеж­ность человека. Единственным источником данных о нацио­нальном составе населения территории и всей страны в целом являются данные переписи населения. В ходе переписи населе­ния (за малолетних детей это делают родители) жители указы­вают свою национальность сами, без предъявления каких-либо документов, национальность родителей раньше указывалась в сви­детельствах о рождении детей, а взрослых - в паспортах. Теперь обязательность такой функции отменена.

            В первую российскую перепись оказалась трудной этниче­ская тема. Как и в предыдущих переписях советской эпохи, в новой Всероссийской переписи 2002 года осуществлялся под­счет населения страны с учетом этнического состава. Однако получить информацию в полном объёме Госкомстату оказалось нелегко. Сведения об этническом составе населения были скудны.

            Сложно определить национальную и даже расовую принад­лежность потомков весьма распространенных смешанных бра­ков. Кем является человек, отец которого - кореец, а мать - рус­ская, отец - якут, а мать - татарка?

Среди народов России выделяются:

1)                  титульные, имеющие национально-территориальные об­разования;

2)                  имеющие государственность за пределами России;

3)                  коренные народы, не имеющие своих национально-тер­риториальных образований, обычно немногочисленные, но не уступающие некоторым титульным (например, вепсы, шорцы - их больше, чем манси или долган);

4)                  народы, живущие в России и за её пределами, но не обла­дающие государственностью (цыгане).

            Коренным можно считать народ, постоянно живущий дли­тельное время на называемой территории. Не каждый коренной народ - титульный (вепсы, шорцы и другие малочисленные на­роды Севера).

 

Задание 2. Выберите любую тему из пройденных дисциплин в данном

курсе и создайте презентационный материал в формате PowerPoint, используя анимацию и интерактивные возможности данной программы.

Монтажный лист урока- конкурса эрудитов

«Заоблачная мечта- стать космонавтом»

Цель: ознакомиться с профессией космонавта. 

Задачи:- расширить знания школьников о профессии космонавта;

 -анализировать особенности подготовки к космическим полетам;

 -оценивать вклад космонавтов в развитие космической отрасли;

 -расширить знания при помощи видеоматериалов.

Метод обучения: интерактивный.

Вступление:

 

Все вы знаете, что 12-го апреля был день Космонавтики. И еще лет 30 назад профессия космонавта была мечтой практически каждого школьника. Все с захватом смотрели на подвиги космонавтов, непременно мечтая быть похожими на них, совершить полет вокруг Земли. Время прошло, но профессия не утратила популярности.

Космонавтика (от греч. kosmos – строй, порядок, мир, Вселенная и греч. nautike – искусство мореплавания, кораблевождение), полеты в космическом пространстве.

 Мечте человечества подняться в космос, а точнее «первым шагам в космосе» и посвящён этот урок.

 

В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастических романах, человечество уже давно стремилось в космос. Об этом свидетельствуют и многочисленные (как правило, неосуществимые) изобретения прошлого. Широко известен греческий миф о полёте к Солнцу Икара на крыльях, скрепленных воском

История .

Всем известно, что первым космонавтом был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года в 09:07 с космодрома Байконур был запущен «Восток-1». Корабль находился в космосе 108 минут, выполнив за это время один полный оборот вокруг Земли.

Герой Советского Союза Гагарин Юрий Алексеевич. Летчик-космонавт СССР, полковник. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства.

 

 Родился 9 марта 1934 года в г. Гжатск Смоленской области.

 Погиб 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве.

 

 

Но история космонавтики начинается не с первого полета человека, а намного раньше. В конце XIX века Циолковский выдвинул идею о возможности освоения человеком космоса. В 1903 году была опубликована его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе.

Основоположником практической космонавтики в СССР является Сергей Павлович Королев.

 

Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Разработал ряд конструкций успешно летавших планёров. После знакомства с Циолковским и его работами Королёв увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. Им был разработан ряд проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланёра, впервые в СССР совершившего полёт под управлением лётчика В. П. Федорова (1940).

 

 Дальнейшая деятельность Королёва как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем.

 

 В истории освоения космического пространства с именем Королёва связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого учёного позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике.

В 1932 году Королеву была предоставлена  экспериментальная база для постройки и  испытания ракет на базе Московского ГИРДа. В 1957 году 4 октября в 22:28 с того же Байконура была запущена первая ракета со спутником. А 16 июня 1963 года полет в космос совершила женщина – Валентина Терешкова – на космическом корабле «Восток-6».

Алексей Архипович Леонов-

Выход в открытый космос

 18 марта 1972 г.

Леонов находился в условиях космического пространтва 23 мин. 41 с., испытывая при этом перегрузки как при резком подъёме аквалангиста с океана, что может привести к закипанию крови.

Задание1.

 В течении 2 минут ответить на контрольные вопросы.

 Проверка задания по очереди команд- 3 минуты

Задание 2. Рекламная пауза.

В течение музыкального времени выстроить театральную миниатюру на тему «Космоса в вашем буклете»-15 минут

Подумайте и назовите преимущества и недостатки профессии космонавта.

Время 5 минут

Мы уже упоминали о том, что космонавт должен быть явным лидеров и уверенным в себе и своих силах человеком. Давайте проверим ваши лидерские качества:

 

Тест на лидерские качества:

 Посмотрите на фигуры внизу и выберите понравившуюся, а после прочтите результаты.

 

Задание 3 – 10 минут.

 

Расшифровка теста:

Подумайте, какие из этих психологических описаний подходят космонавту. 5,7,9

У кого такие есть приглашаем на борт корабля!!!

Для того , чтобы выполнить следующее задание мы попадаем с лидерами в космическое пространство .

 Просмотр кинофильма Сравнение размеров небесных тел.

Все космонавты должны знать иностранный язык, так как полеты в космос совершаются международными экипажами и именно на этом языке общаются на Международной Космической станции. Давайте повторим основные «космические» планеты на английском языке и впишем их правильно в кроссворд- 3 минуты.

 

Многие музыканты сочиняют песни про космонавтов и космос И поэтому, чтобы нам не было скучно по родной Земле давайте вместе споём любимую российскими космонавтами песню группы «Земляне»

«Трава у дома»

 

 

 

 

 

 

Красным цветом- полёт понравился

Зелёным цветом может пригодиться в жизни

Синим цветом –ни чего не понял

Чёрным цветом- было неинтересно.

Заключение. Рефлексия.
Наш полёт закончен. Поэтому в пояснительной подписи под рисунком оставить своё отношение к уроку -5 минут.

 

Индивидуальные достижения учеников составили:

Работа в группах

Учащиеся 7 класса

Совместная деятельность администрации школы и учащихся

Директор МОУ "ООШ №10 г Майского"Радченко Л.Я.

Зам директора по ВР Тутова И.Ю.

Умение слышать учителя

Освоение ценностей и их переоценка

"Теперь я хочу стать космонавтом"

 

 

Полученные результаты и выработанные компетенции:

- умение быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё;

 - умение креативно пользоваться добытой информацией в практических целях;

 - усвоение конкретных знаний из области физики, истории, географии;

 - умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;

 - личностное развитие интеллектуальных и коммуникационных способностей.

Учитель физики и химии: Снигирева Л. Н.

Модуль 2. Использование активных методов обучения.

 

Занятие 1. Выберите актуальный круг проблем для современного

российского образования, который не имеет однозначного решения, связано с жизнью учащихся и максимально служит целям обучения. К данной теме

сформулируйте утверждение (манифестация спикера), определите

предполагаемые позиции и вопросы во время дискуссии оппонентов,

определите предполагаемые оценочные суждения экспертов.

Доклад по теме:

Проектирование и анализ урока географии в условиях ФГОС

Учитель: Снигирева Людмила Николаевна

Рассмотрен на заседании РМО географии

         С 2012-2013 учебного года преподавание географии ведётся в условиях принятого федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в котором основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика и четко прописаны требования к результатам обучения, среди которых выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.

            Впервые в примерную программу помещено тематическое планирование, содержащее рубрику «Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)». Все это призвано обратить особое внимание учителя географии на необходимость перестройки учебного процесса, в центр которого следует поставить задачу формирования и развития универсальных учебных действий, т.е. основных видов деятельности обучаемых. В этих условиях знания становятся основой и ориентиром для организации активной деятельности учащихся, для обучения их приемам овладения знаниями.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Помощь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей — ключевая задача географического школьного образования. Она означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общечебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Таким образом,

            Задача учителя научить учащихся:

  • основам организации собственной учебной деятельности;
  • способам поиска, переработки и представления информации
  • приемам и методам умственного труда;

§  основам коммуникативных умений.

            Для умения адекватно разработать свою жизненную траекторию человек должен владеть целым рядом компетенции, ведущей среди которых, можно считать информационную компетенцию.

Одним из главных источников информации по-прежнему остается учебник.

            Таким образом, в настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - самая необходимая задача.

       При работе с учебником учитель' должен исходить из того, какой уровень учебных целей поставлен: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

       Воспроизведение:

  • чтение и пересказ текста учебника;
  • выборочное чтение;
  • выделение главной мысли текста;
  • цитирование;
  • конспектирование;
  • составление тезисов к тексту;
  • комментированное чтение.

            Логико-структурный анализ:

  • деление текста на смысловые блоки;
  • составление плана (простого и сложного) к тексту;
  • изложение текста по плану;
  • нахождение в тексте ключевых слов и терминов;
  • составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
  • аннотирование и рецензирование текста;
  • составление логико-структурных схем;
  • самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представлены в учебнике рубрикой «Подведем итоги»;
  • нахождение в тексте слов-связок;
  • выделение в тексте причин и следствий;
  • постановка вопросов к тексту;
  • нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из кон­текста.

            Творческая деятельность:

  • составление опорных конспектов к тексту;
  • моделирование текста на контурной карте;
  • нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
  • иллюстрирование текста;
  • перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
  • подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.

       Примером могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике:

1. Ознакомление: «Вспомните и напишите (нарисуйте)...», «Заполните пропуски», «Соотнесите названия и виды равнин» «Найдите на карте»;

2. Понимание: «Постройте прогноз развития», «Подумайте, можно ли считать кругосветное путешествие строгим доказательством шарообразности формы Земли». Рассмотрите рис. и опишите росу.

3. Применение: «Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает...», «Составьте ленту времени «Великие географические открытия». Составте вопрос для описания типов облаков изображённых на рис..

4. Анализ: «Раскройте особенности...», «Выдели две части в тексте...», «Выскажи и объясни свое...». Опишите, что вы видите на рисунке. Как называется это природное явление? Укажите причину его образования. Составьте художественное описание одной из самой большой реки Европы Волги.

            В каждом учебнике перед параграфом есть вопросы или задания, которые по­могут либо организовать повторе­ние, либо актуализировать знания учащихся, необходимые для изуче­ния предстоящего материала. Например, перед параграфом «Виды предприятий и факторы их разме­щения. Территориальная структура хозяйства» предложен вопрос на повторение: «Вспомните, что назы­вается отраслью промышленности. Из каких простейших единиц хозяй­ства состоит отрасль?», который предполагает применение знаний на уровне воспроизведения. Такая пос­тановка оправдана тем, что данный текст насыщен новыми понятиями (концентрация, монополизация, комбинирование, кооперирование, себестоимость, территориальное разделение труда, территориальная структура хозяйства), и здесь опти­мальным будет пошаговое или рег­ламентирующее управление на на­чальном этапе урока, организация работы с текстом по алгоритму и, как результат, репродуктивные зна­ния. Однако учащиеся могут выйти и на другой, более высокий — ак­тивно-поисковый уровень самостоя­тельной работы по теме, отвечая на вопрос после текста: «Подумайте, какому предприятию — крупному или небольшому — легче модерни­зировать производство и перейти к выпуску новой продукции?» Здесь необходимо приводить аргументы (анализировать, обобщать). Другой при­мер. Перед параграфом «Состав и значение топливно-энергетическо­го комплекса» предложен вопрос: «Свидетельствует ли объем экспор­та топливно-энергетических ресур­сов о хозяйственной мощи и высо­ком уровне развития страны?» С этим вопросом организация этапа актуализации будет продуктивной, так как учащиеся поставлены в ус­ловия, где им необходимо исполь­зовать знания о реалиях сегодняш­него дня своей страны, возможно, других стран мира, аргументировать свою позицию, перейти на репродуктивно-исследовательский харак­тер познавательной деятельности.

            Еще один положительный аспект организации самостоятельной рабо­ты — это обращение к краеведчес­кому материалу. В каждой теме в разделе курса "география КБР" есть вопросы, которые предлагают учащимся изучить данную тему на примере своей территории. Напри­мер: «Какие типы электростанций созданы в вашем регионе? Каковы перспективы развития электроэнер­гетики в вашем регионе?», «Сфор­мулируйте основные проблемы инфраструктурного комплекса в районе вашего проживания», «Предложите свой вариант совер­шенствования транспорта в регионе вашего проживания"

            Система предложенных заданий создает условия для перехода на индивидуальный маршрут обучения для некоторых учащихся. Учитель вместе с учеником могут по своему усмотрению определить приорите­ты, используя вопросы к тексту или другому материалу учебника, в за­висимости от уровня подготовки ре­бенка, индивидуальных интересов, форм учебной деятельности и, ко­нечно же, цели, которую они ставят перед собой, запуская индивидуаль­ный маршрут.

       Деятельностный метод предусматривает, что все уроки географии необходимо моделировать таким образом, чтобы на протяжении всего урока учащиеся работали самостоятельно.

       Рассмотрим это на примере темы «Леса умеренного пояса» (8 класс)

       1 этап - работа с заголовком параграфа и вопросами в начале параграфа. Фронтальная беседа, выявляющая значение слов «лесная зона», «смешанные леса», «широколиственные леса», «тайга» и ответы на вопросы (привлечение ранее изученного, применение известного в новых условиях).

       II этап - работа с текстом и внетекстовыми компонентами параграфа § 27( 8 класс автор Домагацких Е.М.)  по группам с целью изучения нового материала.

       1 группа: чтение текста, извлечение главного, преобразование таблицы в диаграмму и ее анализ.

Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления.

       2 группа: чтение текста «Тайга», составление плана к тексту. Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления. Сравнение работы с эталоном и ее корректировка. Создание итогового варианта работы.

            3 группа: чтение дополнительных текстов по теме «Забайкальская тайга» и составление рассказа. Представление работы классу, обсуждение. Навык публичного выступления.

            III этап - работа по преобразованию текста «Подведем итоги» в рассказ «Россия - великая лесная держава». Эссе, составленные учащимися на основе использования текста, сообщений одноклассников и внетекстовых компонентов.

            Формирование любого навыка - это система определенных действий. Задания в учебнике помогают ее (систему) построить. Практически к каждому параграфу есть задания по карте (Например: используя карты атласа стр. 42 и рис. 153 учебника установить соответствия «страна- город» (География. 7 класс. Автор Домагацких Е.М), что способствует формированию такого навыка как ориентация в пространстве, необходимого как в школе на занятиях, так и в жизни. Работа с таблицей так же формирует очень важные навыки, которые пригодятся учащимся в будущем - анализировать, сопоставлять явления, факты, выделять главное, лаконично выражать свои мысли. Все эти и многие другие метапредметные умения из урока в урок формируются на занятиях по географии с использованием учебника.

            В учебной деятельности должны пребывать учащиеся, а не педагог, они осваивают предметные, надпредметные умения и навыки. Функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности. Делает он это, выбирая адекватно способы и средства обучения: технологии, программы, учебники и др.

Занятие 2. Разработайте структуру и сценарий деловой игры, соблюдая

основные элементы (по А.А.Вербицкому). Сформулируйте свод правил к

разработанной деловой игре. Определите методическое и техническое

обеспечение игры.

 

 

«ФАБРИКА КНИГ»

Предлагаемая деловая игра рассматривает такие понятия, как «производительность труда», «разделение труда», а также сред­ства и способы, повышающие эффективность производства. К достоинствам этой игры можно отнести и привитие бережного отношения к производственным ресурсам.

Игра проводится в три этапа (раунда), подведение итогов происходит после каждого этапа. Игра требует малых затрат при подготовке и проведении. Однако ее результаты позволяют на практике изучить основные факторы, влияющие на производи­тельность труда.

Класс разбивают на несколько команд по 5-6 человек в каж­дой. Роль педагога — центральная, он руководит игрой, т. е. сти­мулирует игровые действия, создает социально значимые условия для успешного осуществления деловой игры.

Понятия: «производительность труда» (ведущее), а также «раз­деление труда» и «капиталовложение».

Цели и задачи: сформировать понятия «производительность труда», «разделение труда», дать представления о способах и средствах, влияющих на них, и привить навыки по практичес­кому использованию этих понятий.

Материалы:

      газетные листы формата A3 или А4, количество которых в 5 раз превышает численность учеников в классе;

     скрепки (I пачка на группу);

     авторучки;

      призы для победившей команды в двух первых этапах и по итогам игры;

     бланки табл. 9 каждой команде;

     рисунок табл. 10, выполненной на доске или в виде пла­ката.

Опережающее задание: наличие необходимого количества материалов, которые ученики получают перед игрой.

Распределение участников по командам происходит непосред­ственно перед началом игры.

ХОД ИГРЫ

Введение в игровую ситуацию

Педагог делит учащихся на группы по 4-5 человек. Каждая команда подбирает себе название, ищет яркий логотип или эм­блему. Затем руководитель игры объясняет, что спрос на новые учебники необходимо удовлетворить как можно быстрее, суще­ственно не увеличивая производственные затраты.

Каждая команда — это «фабрика» по производству печатной продукции. Учитываются только завершенные и качественные изделия. Для этого надо сложить лист газеты пополам и разо­рвать его по линии сгиба, затем сложить половинки вдвое, сно­ва разорвать и сложить еще раз. Таким образом получится кни­жечка (14 страниц) в обложке. Все внутренние страницы необ­ходимо пронумеровать от 2 до 14, а на обложке написать назва­ние команды и скрепить скрепкой.

Этапы игры

I этап

Этот этап, как и все последующие, проводится за определен­ное время, равное 3-5 мин. Учащиеся осуществляют изготовле­ние «книг» в соответствии с инструкцией. Результаты записыва­ют в табл. 9 и производят вычисление эффективности собствен­ной деятельности, опираясь на контрольные данные (графа «Образец» на бланке). Учителю необходимо проверить правиль­ность заполнения таблицы, а при необходимости объяснить и оказать помощь в вычислениях.

Таблица 1 Динамика роста производительности труда и уменьшения затрат на производство

№ п/п

Наименование выполненных работ и затраты на производство

Образец

1

этап

II

этап

III

этап

1

Количество изготовленных книжек

4

 

 

 

2

Стоимость материалов (5 руб. на каждую книжку)

20

 

 

 

3

Количество работающих (чел.)

4

 

 

 

4

Заработная плата на каждого работающего (10 руб.)

20

 

 

 

5

Аренда одного рабочего места (руб.)

20

 

 

 

6

Капиталовложения (руб.)

5

 

 

 

7

Общие затраты (руб.)

69

 

 

 

8

Себестоимость книжки (руб.)

18,25

 

 

 

9

Время, затраченное всеми работниками на производство (мин)

12

 

 

 

10

Выход готовой продукции за единицу времени (производительность труда)

0,333

 

 

 

 

II       этап

Отличительная особенность этого этапа состоит в том, что есть возможность, сделав дополнительные капиталовложения, пополнить средства производства (т. е. приобрести ручки). Не­достающее количество ручек определяется учащимися самосто­ятельно. Данные записываются в табл. 10.

III    этап

Заключительный этап. По результатам этого игрового дейст­вия подводятся итоги всех этапов деловой игры. Учащиеся при­обрели необходимый опыт работы, обладают достаточным ко­личеством средств производства, чтобы максимально эффектив­но осуществлять производство.

Полученные результаты третьего этапа записываются в табл. 10, заранее выполненную на доске или в виде плаката.

Далее следует занести результаты команд в табл. 10, выявить победителей игры и наградить их.

Таблица 2

№ п/п

Название команды

Себестоимость изделий

Производительность труда

I

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

Итоги игры подводятся в форме эвристической беседы. На­правления вопросов и примерные ответы учащихся приведены в табл. 11.

Таблица 3

Обсуждение результатов деловой игры «Фабрика книг»

 

Направление вопросов для обсуждения

Правильные ответы учащихся

1. Применялось ли разделение труда в производстве?

1. Деление на работников, выполняющих отдельные операции, применялось.

2. Как повлияло разделение труда на повышение производительности?

2. Разделение труда положительно сказалось на повышении производительности груда.

3. Как влияет производительность труда на себестоимость продукции?

3. При повышении производительности труда себестоимость продукции понижается.

4. Какие еше действия потребовались для повышения производительности труда?

4. Покупка дополнительных средств производства, например ручек, привела к увеличению производительности труда.

5. Почему необходимо повышение

производительности труда?

5. Это дает возможность получения дополнительных материальных благ и услуг.

6. Дайте определение термину «производительность труда».

6. Производительность труда — выпуск единицы продукции за определенное время.

     Домашнее задание

Предлагаем следующие вопросы для анкеты:

1.      Дайте определение понятию «производительность труда».

2.      Почему необходимо повышение производительности труда?

3.      Как влияют дополнительные капиталовложения на повы­шение производительности труда?

4.      Какие еще действия необходимо предпринять для повы­шения производительности труда?

5.      Существуют ли негативные последствия повышения про­изводительности труда?

 

Модуль 3. Методы продуктивного обучения.

Занятие 1. Разработайте перечень проблем для «мозгового штурма» в

рамках актуальных вопросов, связанных с жизнью учащихся. Постарайтесь максимально отразить приоритетные цели современного обучения (образовательного и воспитательного характера). Добавьте ссылки на интернет-ресурсы, актуальные для заявленной темы.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Уральский экономический район

География России. 9 класс


Цель  урока: показать значение Урала в хозяйстве страны, сравнить ЭГП Урала и Поволжья. Дать оценку природных ресурсов для развития экономики Урала.

  1. Задачи:
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Поволжье»;
  • отработать практическое умение оценивать ЭГП Урала по плану в учебнике;
  • формировать умение работы с материалом учебника по теме, сопоставлять её с картой района в атласе, навыки классифицировать отрасли специализации по природным ресурсам района, анализировать современное экономическое положение Урала.

Тип урока –урок изучения и первичного закрепления новых знаний

3.                  Формы работы учащихся: "мозговой штурм"

4.                  Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, ноутбуки

5.                  Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Актуализация знаний и проверка домашнего задания

Материал из ФЦИОР

Тест по теме: Поволжье

Проблемное задание,

Тестовый диктант «Поволжье»

Взаимоопрос в парах или в группах

5 мин.

2

Ввод нового материала

Материал из ФЦИОР

Европейская Россия. Урал. Населене и хозяйственное освоение. И1

 

Проблемное задание, демонстрация

Освоение нового материала, Устный ответ

 

 

 

10 мин.

3

Первичное закрепление нового материала

Материал из ФЦИОР

Европейская Россия. Урал. Населене и хозяйственное освоение. И1

 

Организация работы в группах

Устный ответ

5 мин.

4

Применение нового знания в стандартных ситуациях

 

Организация работы в  группах

Сравнивают ЭГП Урала и Поволжья. Данные заносят в таблицу.

5 мин.

 

Организация работы в  группах

Распределить Отрасли специализации района по природным ресурсам

10 мин.

6

Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями

(подведение итогов)

Контролирует и ставит оценки

Обучающиеся проверяют уровень усвоенного материала

10 мин.

 

Приложение

 

Уральский экономический район

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма

 Предъявления

 информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий  доступ к ЭОР

1.

 Тест по теме: Поволжье

Локальный автономный ОЭР

Тест

http://fcior.edu.ru/card/3995/evropeyskaya-rossiya-povolzhe-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k2.html

 

2.

Европейская Россия. Урал. Население и хозяйственное освоение. И1

 

Локальный автономный ОЭР

Просмотр

карты

http://fcior.edu.ru/card/12397/evropeyskaya-rossiya-ural-naselene-i-hozyaystvennoe-osvoenie-i1.html

 

3

Европейская Россия. Урал. Население и хозяйственное освоение. И1

 

Локальный автономный ОЭР

Кроссворд

http://fcior.edu.ru/card/12418/evropeyskaya-rossiya-ural-naselenie-i-hozyaystvennoe-osvoenie-p2.html

 

Занятие 2. Разработайте проектное задание в соответствии со

следующими стадиями: техническое задание, пояснительная записка,

ожидаемые результаты, структуру отчета о результатах проекта.

Сценарий урока " Вес воздуха. Атмосферное давление"

Пояснительная записка

 

1. Урок посвящен "созданию" понятия атмосферного давления в 7 классе.

2. Этап конкретизации. Создание понятия о физическом явлении ФЯ через анализ и обобщения накопленных экспериментальных данных о давлении.

3. Предыстория урока. После 3х уроков обнаружения давления в твёрдых телах, в жидкостях и газах, "открытия" закона Паскаля эмпирическим путём и явления выравнивания давления в сообщающихся сосудах, считаю, что необходимо провести урок конкретизации полученных знаний для формирования понятия об атмосферном давлении. С этим понятием учащиеся впервые знакомились при изучении географии, однако там атмосферное давление рассматривалось, как факт, который следует учитывать, например, при анализе погоды. Физическая сущность атмосферного давления, его причины, способы измерения остались неизвестными. Само понятие атмосферного давления учитывается и на уроках биологии и химии.

Поэтому изучение данного вопроса в курсе физики следует проводить так, чтобы семиклассники построили взаимосвязь УУД сформированных на предыдущих уроках к мысли о подобии явлений, связанных с атмосферным давлением. Практическое воплощение этой идеи весьма разнообразно. Поэтому учитель может подобрать такие эксперименты и изобретения, которые заинтересуют учащих в их выполнении, а результатом работы может быть проектирование экспериментальной установки. Для организации такого урока готовим "справочную" таблицу с напоминанием о том какие шаги предпринимались при обнаружения давления в твёрдых телах, в жидкостях и газах, "открытия" закона Паскаля. (Учебная карта). Для конкретизации схемы понадобятся наборы "россыпей рисунков" на каждого ученика из обобщённой схемы деятельности. При наличии интерактивной доски можно создать совместную таблицу заполнения  подобий для атмосферного давления. Для создания минипроектов карточки с заданиями.

4. Образовательная цель: освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач.

Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

- формулирование плана действий по "созданию" явления через анализ и обобщения накопленных экспериментальных данных;

- распознавание данного явления в конкретной ситуации;

-воспроизведение данного явления в конструировании прибора.

5. Дидактические материалы: "справочная" таблица с напоминанием о том какие шаги предпринимались при обнаружения давления в твёрдых телах, в жидкостях и газах, "открытия" закона Паскаля. (Учебная карта); россыпь рисунков для конкретизации схемы; для создания минипроектов карточки с заданиями.

6.Демонстрация опыта "Лёгкие в действии". Принадлежности: колпак, шарик, пластиковая трубка, шприц

 

Ход урока.

Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя

Действия (ответы) учащихся

1. Актуализация знаний и действий- 8 минут.

На прошлом уроке вы получили задание повторить  основные формулы и выводы из тем "Давление, единицы давления", "Способы уменьшения и увеличения давления", "Давление газа", "Закон Паскаля", "Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда". Составить план действий по изучению этих тем.

Опрос в зависимости от степени обученности класса: 2ачеловека пишут формулы, их определения обозначений и единицы измерения.1 сильный ученик отвечает, либо фронтальный опрос.

 

 

 

 

 

Отвечают.

 Из курса географии 6 класса вы знакомы с атмосферным давлением. Почему возникает атмосферное давление?

Как вы думаете ест ли связь между давлением твёрдых тел, жидкостей и газов с атмосферным давлением?

Обсуждают.

 

 

Определяют цель урока.

 

2. Организация деятельности учащихся по созданию обобщённой схемы.- 20-25 м.

На листах,  розданных вам, -последовательность действий, которые мы выполняли, когда изучали предыдущие темы. Для создания общей схемы мы должны обобщить эти действия, сформулировать их так, чтобы схемой было удобно пользоваться. Посмотрите на первое действие . Что общего в формулировке этого действия в различных планах?

-Это то, что было известно до начала исследования.

-Это исходная ситуация. Мы дома пытались составить такой план.

Совершенно верно. Как мы назовём второе действие?

-Это познавательная задача (ПЗ)

Нельзя ли сформулировать, как она будет звучать в общем случае?

-Возможно:"От каких физических величин (ФВ)

Итак, вы поняли, как именно следует обобщить весь наш опыт. Обратите внимание, что последняя колонка в учебной карте не заполнена. Мы её заполним сегодня с вами вместе. Но с начала выстроем последовательность действий с помощью "Россыпи рисунков", которые лежат у вас на партах.

Выкладывают на парту в последовательности познавательных задач и вывода закона Паскаля. Один сильный ученик выполняет действия на интерактивной доске.

Давайте проверим ваш план на интерактивной доске.

Проверяют.

Запишите план-схему в тетрадь.

Записывают.

3. Организация деятельности учащихся по распознаванию  данного явления в конкретной ситуации- 5 минут.

Итак, план-схему мы с вами усвоили. Надо теперь научиться распознавать явление атмосферного давления в конкретной ситуации. Обратите внимание на нашу установку. Из каких знакомых вам предметов она состоит?

Отвечают.

Демонстрирует действие установки. Что происходит когда мы тянем за поршень шприца?

-Уменьшается давление под колпаком, т.к. выкачали часть воздуха.

Почему воздух проникает в шарик и почему шарик становится круглым?

 

Под действием атмосферного давления, т. к. оно больше, чем давление создаваемое под колпаком. По закону Паскаля передаваемое атмосферное давление по всем направлениям одинаково.

Что происходит с шариком, когда поршень тянем наоборот?

Теперь шарик сжимается в сторону большего давления воздуха под колпаком.

Сформулируйте вывод эксперимента.

Делают вывод.

Как можно назвать наш опыт?

Мы видели такую установку в передаче Елены Малышевой. Это"Лёгкие в действии" .

Завершающий этап -5-10 минут.

Т. к атмосферное давление нас окружает, то вы можете спроектировать установку для его распознавания у вас дома. Положите перед собой карточки с заданием (на партах у каждого своё задание на двоих- работа в группе). Обсудите друг с другом вопросы вашего задания.

Обсуждают.

Ходит по классу, помогает ребятам догадаться индивидуально по группам (2-3 минуты)

Распределяют, кто будет рассказывать эскиз установки, а кто отвечать на вопросы.

Давайте теперь  кратко (20-30 секунд на группу) обсудим результаты и оценим их. Перессказ-3балла.

Ответ на каждый вопрос по 1 баллу.

Дополнительный балл ставиться за активную работу на уроке.

 

Самооценка.

Домашнее задание. § 40-41 упр.17,18 зад.10, индивидуальное задание по желанию создание экспериментальной установки по обнаружению явления (минипроект).

Приложения.

http://www.vovse-ne.ru/images/stories/paperfun/nature/barometr_1.jpghttp://www.vovse-ne.ru/images/stories/paperfun/nature/barometr_2.jpg

Ну кто не слышал, что погоду предугадывают довольно простые физичесние приборы - барометры?! Просты-то просты, да редние в наших домах. И купить нынче непросто. Кроме того, попривыкли все надеяться на сводки погоды по радио и телевидению. Но ведь там речь об огромных регионах: Центрально-Чернозёмный район, Молдова, Украина, Средняя Азия... А как узнать о погоде в конкретном месте, там, где вы сейчас, - на даче, в деревне, походе, пионерском лагере?

Сельские жители или опытные туристы могут по самым разным приметам предсказать погоду на несколько часов вперёд. Как? Прогноз таится в поведении ласточек, ворон, лягушек. Даже пиявок, дождевых червей... Прогнозистами выступают и цветы, деревья, их листва...

Можно поступить ещё проще. Издревле на Руси умельцы брали в подсказчики лесные барометры. Ёлку, например. Нужна ветка диаметром 2-3 сантиметра и высотой 4-5 сантиметров с двумя расходящимися в разные стороны сучками. Очистив её от коры, можете считать себя обладателем хорошего природного барометра. Почему? Вот объяснение. От влажности дерево набухает и хоть чуточку растёт в размерах. Сучки нашей поделки чуть изогнуты. Значит, волокна древесины сверху и снизу имеют разную длину. Впитывая влагу, нижние слои удлиняются больше, чем верхние, короткие (см. рис. 1). Чем не стрелочки прибора?

Как видите, ничего сложного. Вся проблема, как ни удивительно, в вашей... любви к лесу. Нельзя брать барометр у зелёной ёлки. Найдите сухую или увядшую. Срежьте с неё вершину — она вполне подойдёт, чтобы сделать барометры, которые изображены на рисунках 2 — 4.

Окажутся для нас полезными и еловые шишки. Лучше всего самые крупные — у них велика чешуя. Удалите с шишки все чешуйки, кроме двух, как показано на рисунке 5. Остаётся на концы чешуек приклеить короткие соломинки — ещё один прибор готов.

Все барометры разместите на листе фанеры. А сам лист установите вертикально где-нибудь в тени, под навесом. Такие лесные приспособления послужат вам несколько лет.

Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром?   3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

Еловый барометр

Издавна охотники Сибири знают, что ветки хвойных деревьев имеют свойство опускаться перед осадками и пониматься в преддверии солнечной ясной погоды. Даже сухие еловые ветки сохраняют эту особенность, поэтому из них можно делать природные барометры, которые будут показывать измененияпогоды часов за 8-12 до перемен.

Для изготовления такого барометра необходим кусок ствола сухого небольшого деревца (длиной 25-30 см) вместе с веткой длиной 30-35 см. Ствол с веткой очищают от коры и прикрепляют к дощечке, которую вешают на стенку. При этом ветка должна располагаться так, чтобы при опускании-поднимании свободного конца ветки он перемещался параллельно стенке и не задевал ее. Поднятие ветки сигнализирует о ясной погоде, а опускание – к ненастью.

Можно даже прикрепить на дощечке металлическую или фанерную шкалу с рисками через 1 сантиметр. Через некоторое время использования уже можно будет определить возможности ветки и подписать показатели «осадки», «переменно», «солнечно»
Изображение

Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром? 

 3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

 

 

 

Барометр из лампочки
Изображение


Для этого барометра понадобится перегоревшая лампочка накаливания. В начале цоколя с резьбой просверливают отверстие диаметром 2-3 мм. Сверлить надо аккуратно и с минимальными усилиями, чтобы не треснуло стекло. Через получившееся отверстие заливают чистую воду до половины колбы. В нее надо добавить 2-3 капли чернил.

Далее ждут, пока просохнут внутренние стенки колбы, и подвешивают лампочку-барометр между оконными рамами окна, желательно с северной стороны. Если окна располагаются с южной стороны, то лампочку надо подвесить вверху окна. Уже через несколько часов можно снимать показания.

Если внутренние стенки покрылись мелкими капельками конденсата, то будет облачная погода без осадков.
При капельках средней величины, между которыми образовались сухие вертикальные полосы, ожидается переменная облачность.
Крупные капли возле поверхности воды в лампочке и сухая горловина говорят о том, что осадки пройдут стороной.
Капли воды на северной стороне колбы говорят о дожде на следующий день во второй половине.
Если лампочка изнутри покрыта крупными каплями конденсата, то будут кратковременные дожди. А если капли укрупняются и стекают вниз, то скорее всего будет гроза.
Если стенки лампочки совершенно сухие, то будет хорошая погода
Пользоваться таким барометром можно весной, летом и осенью при температуре выше нуля.
Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром?  

3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

 

 


Барометр из пихты


Срезают пихтовую веточку длиной 10-12 см. С нее удаляют иголки, кроме одной. Веточку прикрепляют к дощечке так, чтобы пихтовая иголочка могла свободно опускаться и подниматься.

Дощечку с веточкой и иглой надо поднести к духовке, чтобы с нее испарилась влага. В этом случае игла поднимается верх и надо будет сделать отметку «солнечно» с цифрой 1. Потом надо поднести приспособление к пару, и когда игла опуститься вниз, то отмечают цифру 10 и пишут «Дождь». Между этими отметками размечают риски на десять делений.

Самодельный барометр нужно расположить в затененном месте, вдали от прямых солнечных лучей. Такое устройство можно соорудить во время похода и заранее узнавать об изменениях погоды, ориентируясь на положение маленькой пихтовой иголочки.
Изображение
Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром?  

3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

 

 

 

 

 


Барометр из еловой шишки

Даже из еловой шишки можно сделать барометр. Это устройство может предсказывать изменения погоды за несколько часов. Для изготовления такого самодельного барометра необходимы две деревянные ровные дощечки и сухая сосновая шишка.

Из дощечек вырезают два элемента: квадрат основания со стороной 70 мм и боковину размерами 70х150 мм. Торцы заготовок обрабатывают крупным напильником и зачищают поверхности дощечек шлифовальной бумагой. Соединяют элементы с помощью клея и закрепляют мелкими гвоздиками так, как показано на рисунке. Из картона или плотной бумаги вырезают шкалу делениями и обозначениями солнечной и дождливой погоды. У боковины закрепляют к основанию большую сухую еловую шишку. К одной из ее чешуек снизу приклеивают сухую соломинку с бумажной стрелочкой на конце.

Прибор будет работать, основываясь на том, что чешуйки еловых шишек прижимаются плотно друг к другу при влажном воздухе и наоборот раскрываются в сухую погоду. Самодельный барометр надо поставить на балконе или за окном, и с его помощью можно будет легко определить, будут ли сегодня осадки или солнечная ясная погода.
Изображение

 

Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром?  

3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

 

 

 

 


Барометр из бутылки
Для такого самодельного прибора понадобится прозрачная бутылка, стеклянная трубка и пробка. Бутылку заполняют дистиллированной водой на треть. Для лучшей видимости воду можно подкрасить, а используют дистиллированную воду из-за того, что обычная может через некоторое время испортится. В пробке вырезается отверстие, в которое вставляется стеклянная трубка. Отверстие вокруг трубки замазывается пластилином или герметиком. Пробкой с трубкой затыкают бутылку, и самодельный барометр готов. При изменении атмосферного давления будет изменяться уровень воды в трубке. Когда из трубки начнут выделяться пузырьки воздуха, это будет означать, что атмосферное давление высокое и погода будет ясной. Если вода будет выливаться через верхний конец трубки, то давление низкое и погода будет дождливой.
Изображение 

Вопросы. 1. На каком физическом явлении основано действие прибора?

2. Почему данный  прибор является барометром?  

3. Какую физическую величину он будет показывать и в каких единицах измерения?

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление воздуха

Наш рисунок напоминает рекламы о цементе для склеивания стекла и фарфора. Но не клеем мы будем пользоваться для скрепления тарелок, бутылок и стаканов, а просто давлением воздуха.

У нас нет машины для выкачивания воздуха, но мы обойдемся и без нее, так как нам нужно для наших опытов только разредить воздух, а не выкачать его окончательно.

Подвесьте рюмку к потолку и положите в нее кусочек горящей бумаги. От теплоты воздух в ней расширится, и часть его выйдет из рюмки. Теперь прижмите к ее краям, смазанным маслом, тарелку, пока воздух в ней еще не успел охладиться. Охлаж­даясь, воздух сжимается и будет не в силах уже сопротивляться давлению наружного воздуха, кото­рый и прижмет к рюмке тарелку.


 

Бутылка и тарелка

В этом опыте, более трудном, необходимо сильнее разредить воздух в бутылке. Поэтому подержите бу­тылку вниз горлышком над кипящей водой, чтобы пары проникли в бутылку и наполнили ее, вытеснив воздух. Затем прижмите к ее краям, смазанным мас­лом, тарелку и придержите ее в таком положении, пока пары в бутылке не охладятся. Тогда давление наружного воздуха прижмет тарелку к горлышку.

Вопросы.

1. Какое давление удерживает эти предметы?

2. Какова величина этого давления?

3. Почему это давление удерживает предметы на картинке?

Как поднять рюмку ладонью

Нужно поднять ладонью рюмку, наполненную водой. Вы легко догадаетесь, что дело заключается в пустоте, которая должна образоваться под ладонью. Но как получить эту пустоту?

Поставьте рюмку на стол и накройте ее ладонью, держа четыре пальца согнутыми вниз (см. рисунок).

Прижимая ладонь к краям рюмки и резко вып­рямляя при этом пальцы, вы образуете под ладонью частичную пустоту, достаточную, чтобы давление наружного воздуха прижало рюмку к ладони.


Вопросы.

1. Какое давление удерживает эти предметы?

2. Какова величина этого давления?

3. Почему это давление удерживает предметы на картинке?

Список литературы

1. Блохин Н.В. Психологические основы модульного профессионально

ориентированного обучения: Методическое пособие / Н.В. Блохин, И.В.

Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. – 14с.

2. Гульчевская В.Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в

массовый опыт отечественной школы // www.ipkpro.aaanet.ru или

gulcha@mail.ru – от 18 февраля 2003 года.

3. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. –

СПб., 2005.

4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам

обучения. – СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шидамова Г.Н. Управление

образовательными системами: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.

заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 384с.


 

Скачано с www.znanio.ru

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО

Оглавление Модуль 1. Современный подход к обучению

Оглавление Модуль 1. Современный подход к обучению

Модуль 1. Современный подход к обучению

Модуль 1. Современный подход к обучению

Работа будет наиболее эффек­тивной, если учителя-предметники действуют согласованно и движутся в одном направлении

Работа будет наиболее эффек­тивной, если учителя-предметники действуют согласованно и движутся в одном направлении

УЭ-0 УЭ-1 ИДЦ: •

УЭ-0 УЭ-1 ИДЦ: •

УЭ-3 Атлас, с. 13. Текст, с

УЭ-3 Атлас, с. 13. Текст, с

В отличие от многих государств, расширение

В отличие от многих государств, расширение

Метод обучения: интерактивный.

Метод обучения: интерактивный.

Герой Советского Союза Гагарин

Герой Советского Союза Гагарин

Дальнейшая деятельность Королёва как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем

Дальнейшая деятельность Королёва как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем

Задание 2. Рекламная пауза.

Задание 2. Рекламная пауза.

Все космонавты должны знать иностранный язык, так как полеты в космос совершаются международными экипажами и именно на этом языке общаются на

Все космонавты должны знать иностранный язык, так как полеты в космос совершаются международными экипажами и именно на этом языке общаются на

Красным цветом- полёт понравился

Красным цветом- полёт понравился

Учитель физики и химии: Снигирева

Учитель физики и химии: Снигирева

Задача учителя научить учащихся: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации приемам и методам умственного труда; § основам коммуникативных умений

Задача учителя научить учащихся: основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления информации приемам и методам умственного труда; § основам коммуникативных умений

Примером могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике: 1

Примером могут служить варианты учебных географических задач, представленных в учебнике: 1

Деятельностный метод предусматривает, что все уроки географии необходимо моделировать таким образом, чтобы на протяжении всего урока учащиеся работали самостоятельно

Деятельностный метод предусматривает, что все уроки географии необходимо моделировать таким образом, чтобы на протяжении всего урока учащиеся работали самостоятельно

Определите методическое и техническое обеспечение игры

Определите методическое и техническое обеспечение игры

I этап Этот этап, как и все последующие, проводится за определен­ное время, равное 3-5 мин

I этап Этот этап, как и все последующие, проводится за определен­ное время, равное 3-5 мин

II этап Заключительный этап

II этап Заключительный этап

Какие еще действия необходимо предпринять для повы­шения производительности труда? 2

Какие еще действия необходимо предпринять для повы­шения производительности труда? 2

Ввод нового материала Материал из

Ввод нового материала Материал из

Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями (подведение итогов)

Диагностика уровня освоения учащимся нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями (подведение итогов)

Физическая сущность атмосферного давления, его причины, способы измерения остались неизвестными

Физическая сущность атмосферного давления, его причины, способы измерения остались неизвестными

Составить план действий по изучению этих тем

Составить план действий по изучению этих тем

Итак, план-схему мы с вами усвоили

Итак, план-схему мы с вами усвоили

Давайте теперь кратко (20-30 секунд на группу) обсудим результаты и оценим их

Давайте теперь кратко (20-30 секунд на группу) обсудим результаты и оценим их

Все барометры разместите на листе фанеры

Все барометры разместите на листе фанеры

Барометр из лампочки Для этого барометра понадобится перегоревшая лампочка накаливания

Барометр из лампочки Для этого барометра понадобится перегоревшая лампочка накаливания

Барометр из пихты Срезают пихтовую веточку длиной 10-12 см

Барометр из пихты Срезают пихтовую веточку длиной 10-12 см

Барометр из еловой шишки Даже из еловой шишки можно сделать барометр

Барометр из еловой шишки Даже из еловой шишки можно сделать барометр

Барометр из бутылки Для такого самодельного прибора понадобится прозрачная бутылка, стеклянная трубка и пробка

Барометр из бутылки Для такого самодельного прибора понадобится прозрачная бутылка, стеклянная трубка и пробка

Давление воздуха Наш рисунок напоминает рекламы о цементе для склеивания стекла и фарфора

Давление воздуха Наш рисунок напоминает рекламы о цементе для склеивания стекла и фарфора

Как поднять рюмку ладонью Нужно поднять ладонью рюмку, наполненную водой

Как поднять рюмку ладонью Нужно поднять ладонью рюмку, наполненную водой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024