Отчет педагога-психолога Шульдешовой Ю.Н.
о проведенных мероприятиях в младшей школе
за I полугодие 2023-2024 учебного года
Основной целью психолого-педагогической службы в школе на 2023-2024 учебный год является создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи, стоявшие перед психолого-педагогической службой в младшей школе на 2023-2024 учебный год:
● определение индивидуальных особенностей младших школьников и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
● проведение адаптационных мероприятий с младшими школьниками, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
● помощь и содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
● осуществление целенаправленной систематической работы по предупреждению возможных психологических проблем и правонарушений у младших школьников;
● взаимодействие с педагогическим коллективом образовательного учреждения в гармонизации социально-психологического климата; оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса;
● оказание психолого-педагогической поддержки семьям младших школьников, в целях реализации принципа взаимодействия и обеспечения комплексного подхода в организации воспитательно-образовательного процесса.
Направления работы педагога-психолога в младшей школе:
I. Диагностическая работа;
II. Коррекционно-развивающая;
III. Консультативно-просветительская;
IV. Организационно-методическая.
I. Диагностическая работа
При реализации диагностического направления, в соответствии с планом работы педагога-психолога в младшей школе на 2023-2024 уч. Год, за первое полугодие были выполнены следующие мероприятия:
1. Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности, использовался тест Керна-Йерасика (сентябрь).
В целом по результатам проведенного анализа 100% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе, они показали средний уровень готовности к обучению.
2. Среди обучающихся 4-ых классов была проведена психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации и развития. Использовались такие методики: диагностика «Изучение адаптации ребенка к школе», методика диагностики уровня школьной тревожности, определение уровня самооценки, модифицированный вариант анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Результаты диагностик изучения адаптации обучающихся 4 класса показали: у 81% обучающихся процесс адаптации прошел полно. У этих детей отмечаются положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Качественный анализ шкал показал, что 59% ребят легко усваивают учебный материал; прилежны; активны на уроках; внимательно слушают указания учителя; общительны, легко контактируют с детьми.
У 19 % обучающихся процесс адаптации прошел частично. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают:
Ø 25% обучающихся характеризуется повышенной тревожностью
Ø для 25% обучающихся тревожность не характерна
Ø у 50% обучающихся состояние оптимальное
Анкета школьной мотивации Лускановой показала, что у 25% обучающихся высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. У 25% ребят отмечается положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Низкая школьная мотивация наблюдается у 37,5%. Эти дети на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Негативное отношение к школе отмечается у 12,5% обучающихся. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 4-ых классов.
3. Диагностика «Изучение адаптации ребенка к школе» обучающихся 1-
ых классов (октябрь).
Изучение адаптации обучающихся 1 классов показал, что процесс адаптации у первоклассников прошел полно. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. Иногда у них отмечались сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения.
Качественный анализ шкал показал, что у 25% обучающихся снижена учебная активность, что проявляется в отвлекаемости, низкой активности, отмечаются нарушения дисциплины, не всегда выполняют требования учителя. 37,5% детей активны на уроках, отмечается дисциплинированность, выполнение всех требований учителя, данная группа детей легко контактирует с детьми. У 25% обучающихся по шкале «эмоции» наблюдаются эпизодические снижения настроения.
Таким образом, на основе полученных данных можно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога.
4. Изучение познавательных процессов обучающихся с целью написания характеристик по запросу классных руководителей, воспитателей.
5. Проводились индивидуальные консультации как детей, так и взрослых по запросам учителей и родителей..
По результатам диагностики были составлены аналитические справки, проведены консультации для педагогов и родителей по выявленным проблемам, даны рекомендации.
Также проводилась диагностическая работа по индивидуальным запросам со стороны администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся. Причины обращения: проблемы связанные с обучением, поведением, определение актуального уровня развития и выявление личностных особенностей.
Психолого-педагогическая диагностика проводилась как в группах, так и индивидуально. В целом за первое полугодие проведено 31 первичных обследований, групповых диагностик – 8, индивидуальных консультаций 34.
II. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в рамках индивидуальных. Проводились по плану занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов.
Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми из многодетных, а также малоимущих семей, в том числе: личные беседы-консультации с родителями, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям, работающим с такими детьми и их родителям.
Проводились совместные мероприятия с классными руководителями: Школа педагогического Мастерства, «Предупреждение конфликтных ситуаций в школе», для родителей учащихся группы риска «Методы воспитания в семье».
Ведется индивидуальная коррекционная работа с детьми-инвалидами, находящиеся на надомном обучении, коррекционные занятия с детьми, взятыми на сопровождение, коррекционно-профилактические программы для обучающихся, требующих индивидуального психолого – педагогического подхода и коррекционно-развивающие программы для обучающихся с особыми образовательными потребностями, на которых велась работа по коррекции и развитию психических процессов, профилактики возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, а также по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся.
III.Консультативно-просветительская работа
В ходе консультативного сопровождения рассматривались следующие вопросы:
· Проблемы преодоления трудностей в обучении
· Особенности детско-родительских отношений
· Проблемы адаптационного периода первоклассников
· Проблемы перехода четвероклассников в среднюю школу
· Особенности воспитания и развития детей в семье
· Поведенческие проблемы.
При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации; а также групповые в виде выступления на общешкольном собрании.
За первое полугодие 2023-2024 учебного года было проведено 34 консультации.
В течение первого полугодия проводились индивидуальные и групповые консультации с обучающимися 4 класса для снятия тревожности и напряжения. Также, с этой целью велись беседы с обучающимися 1 - 3 классов (с вновь прибывшими учениками из других школ).
Осуществлялось участие в педагогических советах, совещаниях, МО классных руководителей, учителей начальных классов.
IV.Организационно-методическая
В рамках этого направления педагогом – психологом осуществлялось:
1)Планирование и анализ собственной деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, статистических результатов), велась текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок)
2)Подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария
3)Подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов).
Кабинет педагога-психолога своевременно обновляет психодиагностический инструментарий и новое оборудование для коррекционно-развивающей работы.
Педагог-психолог_________________________________Шульдешова Ю.Н.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.