Отчёт по самообразованию Тема: «Технология сенсорного воспитания в познавательном развитии через ознакомление с окружающим миром»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: повышение уровня сенсорного развития младших дошкольников через ознакомление с окружающим миром.
Иконка файла материала смамообразование 21-22 тихонова.pptx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка»

Отчёт по самообразованию
Тема: «Технология сенсорного воспитания при реализации образовательной области «Познавательное развитие» через ознакомление с окружающим миром»
 

Руководитель проекта
воспитатель
Тихонова О.Н.

Актуальность

Актуальность сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений и восприятия. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.


Задачи:
- обогащать сенсорный опыт детей в ходе проектной деятельности;
- развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
- формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- повышать уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей);
- привлечь родителей к созданию развивающей среды, повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
 

Цель: повышение уровня сенсорного развития младших дошкольников через ознакомление с окружающим миром.

Самообразование реализуется через проект.

Ожидаемые результаты

Для педагога:
- повысится уровень своего педагогического, профессионального мастерства и компетентности;
- повысится качество образовательного процесса, процесс обучения станет более увлекательным, эмоционально-насыщенным;
- будет создана дидактическая копилка пособий;
- будет создан ресурс методического материала по данной проблеме (анкеты, разработаны и реализованы проекты, презентации, будет расширено поле по обмену опытом)
Ожидаемые результаты от работы с детьми:
- дети будут знать сенсорные эталоны (цвета спектра,геометрические форы, величины).
- дети смогут классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.
- у детей сформируется устойчивый интерес к дидактическим играм и игрушкам способствующим сенсорному развитию
Ожидаемые результаты от работы с родителями:
- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию дошкольников;
- повыситься уровень педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
- родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
 
 
 

Сроки реализации долгосрочного проекта

сентябрь 2021г. – апрель 2022 год

Тип проекта

познавательно – игровой.

Участники проекта

Педагоги, воспитанники, родители воспитанников

Этапы реализации проекта:

Подготовительный: сентябрь.

Основной: октябрь- март.

Заключительный: апрель.
 

Подготовительный этап

- постановка цели и задач;
- составление перспективного плана работы;
- подбор дидактического материала и игр;
опрос родителей, с целью выявления интересов и знаний о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста;
разработка консультаций, тематического пособия для родителей;
- анализ полученных результатов, выводы;
- диагностика сенсорного развития детей в группе. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины посредством игровых заданий.

Опрос родителей с целью выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания

Ответы родителей

Да
%

Нет
%

Затрудняюсь ответить
%

Имеют представление, о сенсорном развитие детей мл.дош.возраста

5

2

13

Созданы ли условия в группе для сенсорного развития детей?

10

0

10

Необходима дополнительная информация по сенсорному воспитанию?

100

Есть дома игры по сенсорному воспитанию для детей от 3 до 4 лет?

8

5

7

Диагностика сенсорного развития детей группы «А» ОН 3 -4 лет №3 - на начало года.
Авторы методики Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А.

Диагностику на начала года прошли 28 детей
15детей показали низкий уровень сенсорного развития
13 детей средний уровень

Создание развивающей среды

Сенсомоторный уголок

Основной этап

Работа с детьми


Блоки Дьенеша
Палочки Кюизенера
Технология М. Монтессори
Театрализованные, режиссерские игры
Дидакические и развивающие игры

Игровые технологии

Блоки Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша

Маленькие логики

Сортировка по цвету

Палочки Кюизенера

Технология М.Монтессори

Рамки и вкладыши

Спрячь колобка

Спрячь зайчика

Геометрические рыбки

Сказка «Заюшкина избушка»

Игры с прищепками

Кто что есть

Рассели пассажиров по вагонам

Игры с разными конструкторами

театрализация

Сезонные изменения в природе

Экспериментирование с водой, снегом, льдом

Самостоятельная деятельность детей

Сенсорные игры, сделанные своими руками

Работа с родителями

Консультации
Мастер -класс
Родительские собрания
Беседы, папки – передвижки
игры сделанное руками родителей

Мастер –класс:
Игры с рамками и вкладышами по Монтессори»,
«Моделирование сказки из геометрических фигур «Заюшкина избушка» Тихонова О.Н.

Участие в конкурсах:
- Участие и практическая презентация в конкурсе учреждения на «Лучшее оборудование возрастной группы для эффективной реализации конструктивно-модельной деятельности».
- Участие в конкурсе "Лучшая предметно - развивающая среда возрастной группы для эффективной реализации образовательной области "Познавательное развитие" через ознакомление с окружающим миром.

Консультация "Конструирование из природного материала"
Консультация "Природа цвета и цвет Природы"
Картотека игр с конструктором "Лего" с детьми 3-4 лет
Дидактическое пособие "Фрутокрышки"
Консультация "Игры с палочками Кюизенера"
Картотека конструирования из счётных палочек
Картотека схем построек из кубиков для детей дошкольного возраста
Картотека игр с природным материалом, направленных на сенсорные развитие детей раннего возраста
Консультация "Конструирование как форма обыгрывания знакомых сказок. Сказки и конструирование - приятное, полезное, интересное!"
Картотека опытов и экспериментов в зимнее время года для детей 3-4 лет
Консультация для родителей "Маленькие исследователи"
Консультация "Конструируем из бумаги"
Консультация "Изучаем форму предметов по пути домой"

- Родительское собрание на тему "Использование современных образовательных технологий при реализации образовательной области "Познавательное развитие" через ознакомление с окружающим миром»;
- «Формирование задатков творческого конструирования с помощью различных конструкторов. Начало работы. Перспективы на будущее». на платформе Zoom (онлайн)

Игры сделанное руками родителей

Заключительный этап

- Итоговое развлечение «Путешествие в сказку «Занимательная Сенсорика».
- Повторная диагностика. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.
- Выставка дидактических игр по сенсорному развитию.
- Презентация проекта.

Итоговое развлечение
«Путешествие в сказку
«Занимательная Сенсорика».

Повторный опрос родителей на конец года показал, что родители повысили свои знания по теме сенсорного воспитания детей четвёртого года жизни.

Повторная диагностика на конец года и анализ

Результаты проекта

Дети 3-4 лет

Родители

-дети знают и называют цвета спектра, геометрические форы, величины.

Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию дошкольников.
 

- могут классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.

Повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;

- проявляют устойчивый интерес к дидактическим играм и игрушкам способствующим сенсорному развитию

заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей

Спасибо за внимание!