Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ И ДОЧЕРИ
Основные раскрываемые понятия: соотечественники, достойный человек,
великий человек, герой, героизм, смысл и цель человеческой жизни.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
У каждого народа есть свои нравственные герои, верой и правдой служившие
своему Отечеству. Вот почему представляется важным выделение в программе
патриотического воспитания современных школьников и молодежи такой темы,
как «Отечества достойные сыны».
Д. С. Лихачев говорил: «О каждом народе следует судить по тем
нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет». Нам во многом
не стыдно за жизнь и деяния наших предков, нам есть чему у них учиться, что
перенимать. Во многовековой истории нашего государства было немало славных
и трагических событий. Российскому народу пришлось выдержать тяжелейшие
испытания, выпавшие на его долю, и выстоять в них. Участниками этих
испытаний были миллионы наших соотечественников. Память представителей
старших поколений россиян, в отличие, к сожалению, от памяти многих детей,
школьников и молодых людей, хранит имена многих и многих людей, патриотизм
которых проявлялся в беззаветном служении своей Родине, в защите Отечества
от посягательства врагов. Среди них древнерусский князь Святослав, князья
Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, мещанин Кузьма
Минин, крестьянин Иван Сусанин, царь Петр I, полководцы А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков, М. И. Кутузов, С. О. Макаров, А. А. Брусилов, Г. К. Жуков и тысячи и
тысячи других героических соотечественников.
«Российский патриотизм – это массовый патриотизм. В годы военных
испытаний весь народ от мала до велика встает на защиту Отечества. За
годы Великой Отечественной войны свыше 11 600 советских людей за свои
подвиги во имя Родины были удостоены звания Героя Советского Союза, свыше
7 миллионов наших граждан были награждены орденами и медалями. Бойцы
Красной армии и москвичи, отстоявшие столицу нашей Родины от немецко
фашистских захватчиков, героические защитники блокадного Ленинграда,
участники Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге, воины,
освободившие от фашистов захваченную ими территорию нашей страны,
избавившие от фашистской чумы Европу, миллионы тружеников тыла, ковавшихнашу Победу самоотверженным трудом, миллионы павших и оставшихся в
живых – все они патриоты нашей великой Родины.
Вопреки переживаемому нашим обществом кризису, патриотизм жив. Он
живет в чувствах и мыслях военнослужащих и служащих Российской армии,
выполняющих свой воинский и гражданский долг, в чувствах и делах лучших
представителей правоохранительных органов и спецслужб, ведущих трудную,
опасную для собственной жизни борьбу с терроризмом и с другой
преступностью. Юное поколение должно знать о подвигах, совершенных
россиянами в Афганистане и Чечне, о массовом героизме народов республики
Дагестан в августесентябре 1999 года, когда бандформирования террористов
вторглись на территорию республики, и т. д.
Послевоенные поколения наших граждан в неоплатном долгу перед теми, кто
отстоял честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной
войны и в горниле локальных войн и конфликтов. Сохранить память о
защитниках Отечества – священный долг ныне живущих и будущих поколений
нашей Родины. Беззаветная преданность Родине, ратные подвиги, стойкость и
мужество героев нашего Отечества, их высокий дух, моральный облик должны
помогать юным россиянам в становлении характера, в определении содержания
поступков и помыслов».
Кандидат педагогических наук, полковник запаса
Н. С. Тарасиков
Воспитательные цели:
– показ воспитанникам идеала достойного гражданина и патриота Отечества;
– решение задач формирования образа жизни достойного человека;
– развитие у воспитанников гуманных чувств уважения, милосердия и
сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества,
оказание им посильной помощи;
– привитие желания заниматься самовоспитанием и общественной
деятельностью во благо других людей.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные формы общения:
• Спецкурсы: «Светочи России», «Отечества достойные сыны».• Обращение к героике былинного эпоса XVIII – первой половины XIX века:
«Богатыри былинные».
• Обращение к истории жизни героев Отечества разных времен: «О героях
былых времен», «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России», «Герои и
подвиги».
• Кинолекторий: «Ратная слава России», «Судьба и Родина едины»;
«Патриоты Отечества».
• Чтение рассказов, просмотр фильмов о забытых героях («Безымянные
герои») с последующим обсуждением прочитанного и просмотренного.
• Вечерапортреты: «Отечества достойные сыны», «Юные герои юными
остались на века».
• Знакомство с родословными «Древо жизни великих людей», знакомство с
серией ЖЗЛ.
Знакомство с историей подвигов соотечественников,
награжденных Золотыми Звездами героев «Яркий свет Золотых Звезд»
(Золотая Звезда Героя Советского Союза,
Золотая Звезда Героя
Социалистического труда, Золотая Звезда Героя Российской Федерации),
встречи с героями.
• Беседынаставления: «Будь с Отечеством своим и в радости и в горе».
• Вечера общения, вечеравоспоминания: «На земле жилипожили мы не
зря», «Мы юности нашей как прежде верны», «Вот так и живем, не ждем
тишины», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», «Мы
граждане твои, Россия».
• Вечера благодарения ветеранам, людям старших поколений: «Вам люди
говорят спасибо!».
• Вечера отдыха ветеранов: «Не стареют душой ветераны».
• Рассказэстафета ветеранов Великой Отечественной войны, локальных
ликвидаторов
войн,
последствий аварий и катаклизмов природы: «Время выбрало нас».
людей, осуществляющих
борьбу с терроризмом,
• Встречи на уровне общения:
– с ветеранами ВОВ («День Победы приближали, как могли», «Время выбрало
нас»), с тружениками тыла («Лишь с честью воинской сравнима та трудовая ваша
честь»), с детьми военных лет («Детство, опаленное войной»);
– с ветеранами ВОВ и локальных войн, участниками ликвидации последствий
террористических акций;– встречи поколений: «Нить памяти живую укрепим», «Священной памяти
верны»;
– встречи с людьми интересных судеб.
• Часы общения с ветеранами: «Вы нам расскажите о прошлой войне»,
«Вопрос, который я хочу задать ветеранам».
• Защита рефератов (серии: «Светочи России», «Душа России», «Отечества
достойные сыны и дочери»).
• Вечер вместе с ветеранами ВОВ и локальных войн: «О мужестве, о
доблести, о славе».
• Брифинг откровенности ветеранов Великой Отечественной войны и
участников локальных войн: «Я был на той войне, которая была, но не на той,
что сочиняли после…».
• Вечера отдыха для ветеранов: «Не стареют душой ветераны».
Возможные темы для обсуждения с педагогами и родителями:
1. «Воспитание современных школьников на примере жизни и деяниях
великих и простых соотечественников».
2. «Воспитание детей на героических и трудовых традициях родных и близких
им людей».
Д е я т е л ь н о с т ь
• Изучение календаря памятных дат российской героической истории;
• составление календаря, посвященного героям Отечества «Отечества
достойные сыны и дочери»;
• составление вместе с преподавателями истории и географии, литературы,
музыки, изобразительного искусства, математики и физики, химии и биологии
списков великих и простых персоналий нашего Отечества, чьи имена навсегда
вошли в историю России; знакомство с жизнью и деяниями этих людей во славу
Отечества;
•
проведение
защиты рефератов, вечеровпортретов, конференций
«Отечества достойные сыны», «Судьба и Родина едины»;
• составление летописи подвигов народа в годины великих испытаний;
• создание галереи портретов, проведение экскурсий в данной галерее для
воспитанников, их родителей и гостей школы (например, в разделе
«Первопроходцы науки» посетители галереи узнают об И. И. Мечникове, Н. И.
Пирогове, М. В. Ломоносове, Н. И. Лобачевском, Д. И. Менделееве, А. С.Попове, В. А. Обручеве, Г. Я Седове; в разделе «О героях былых времен»
посетители портретной галереи узнают о героических и трудовых подвигах
предков; в разделе «Судьба и Родина едины» – о родных и близких
воспитанников и преподавателей ОУ и т. д.);
• создание своих серий ЖЗЛ, Книг (и фильмов) Памяти, книгвоспоминаний
о жизни и судьбе достойных людей – «О жизни и о себе».
Наша задача состоит в том, чтобы сохранить сегодня воспоминания
ветеранов Великой Отечественной войны, их голоса, их наказы своим детям,
внукам, правнукам, их лица. Сделать это можно с помощью:
– книг Т. В. Плаховой, изданных в СИПКРО: «Эхо Великой войны в сердце
моей семьи» (рабочая книга для семьи о ветеранах войны, детях войны) и книги
с просьбой, обращенной к ветеранам, написать свои воспоминания «...о боях
пожарищах, о друзьяхтоварищах»;
– книг о ветеранах, живущих в микрорайонах образовательных учреждений,
служивших и служащих сегодня в воинских частях и подразделениях, – «Судьбы,
опаленные войной»;
– создания портретных галерей «Они решали судьбу твоего Отечества»;
– создания школьных и домашних видео и аудиоархивов «Отечества
достойные сыны»;
– открытия клубов общения для ветеранов и людей старших поколений.
З а д а н и я :
1. Примите участие в социальной поддержке защитников Отечества,
представителей старшего поколения, нуждающихся в помощи, заботе и
внимании молодых.
Это участие должно быть целенаправленным и системным (оказание помощи
не от случая к случаю, не только перед праздниками и во время них).
2. Узнайте, сколько в вашем селе, деревне, поселке, городе, районе, в
микрорайоне вашего образовательного учреждения, в ваших семьях, по
соседству с вами проживает:
– _______ инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
– _______ тружеников тыла;
– _______ детей войны;
– _______ вдов;
– _______ людей, прошедших ад немецких концлагерей;– _______ участников Афганской войны;
– _______ участников локальных войн и вооруженных конфликтов;
– _______ вдов военнослужащих, погибших в огне Афганской войны, в Чечне,
в других зонах конфликтов.
3. Сделайте традиционной и системной проведение операции
«Сердечность».
Помните:
Редеют ряды ветеранов:
Их старость уносит от нас,
Еще не зажившие раны
Да наша нечуткость подчас…
Как бравы они на параде!
Медали звенят на груди!
А наша нечуткость – в засаде…
Беду отведи, пощади…
Редеют ряды ветеранов…
Нужны ли им новые раны?
Лекарством от нашего невнимания, нашей нечуткости пусть станет наша
забота о ветеранах, которых осталось так немного среди нас. Проведем
«Перепись поколения победителей». Заглянем в каждый дом, в каждую
квартиру, в советы ветеранов. Напишем теплые письма, оформим открытки,
сделаем сувениры, узнаем, какую помощь мы можем им оказать. Это самое
важное и главное для нас. Ведь операция «Сердечность» – это и лекарство для
нас от беспамятства, от равнодушия, от бездуховности.
4. Также попробуйте:
– изучить потребности ветеранов, вдов и матерей погибших защитников
Отечества (в первую очередь одиноких, инвалидов);
– составить карту адресной помощи и заботы;
– открыть бюро добрых услуг (проведение акций «Чистые окна», «Огород»,
«Сад на подоконнике», «Аптека на окне», «Ремонт для ветерана»);
– установить графики посещения и оказания необходимой помощи людям,
которые в ней нуждаются;
– в предпраздничные дни открывать работу «Полевой почты», сувенирных
мастерских.
5. Проводите:– секретные рейды «Поможем нашим ветеранам»;
– благотворительные акции, включая в них своих родных и близких, соседей,
жителей микрорайона; благотворительные марафоны «Подарим радость
ветеранам»;
– вечера отдыха ветеранов «Не стареют душой ветераны»;
– вечера благодарения ветеранам, людям старших поколений «Вам люди
говорят спасибо!»;
– дни ветеранов Великой Отечественной войны в ОУ, в воинской части
«Перед вашим мужеством мы склоняем головы»;
– дни пехотинцев, моряков, танкистов, артиллеристов, летчиков, разведчиков,
минеров, связистов, медиков, тружеников тыла, детей ВОВ;
– День памяти «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»;
– дни героев Отечества «Всегда готовы на Руси герои биться с нечистью»;
– дни защитников Отечества;
– парад победителей и их наследников «Салют, Победа!»;
– передачу традиций от победителей – наследникам Победы «Подвиг наш
детям и внукам в наследство»;
– эстафету добрых дел наследников Победы над фашизмом «Священной
памяти верны»;
– дни защитников Отечества.
6. Творческие задания.
Дорогие ребята!
У каждого из ваших родных, в том числе и у вас, есть какойлибо талант,
который обязательно нужно проявить в канун праздников, посвященных
героическим и трудовым подвигам народа. Поэтому станьте художниками,
поэтами, прозаиками, кинорежиссерами, мастерами на все руки и попробуйте:
– нарисовать рисунки, портреты ветеранов, плакаты, открытки, посвященные
годовщине Дня защитника Отечества, Дня космонавтики, Дня Победы и др.;
– сделать своими руками подарки ветеранам;
– провести конкурс букетов «Ветерану с признательностью и
благодарностью»;
– сочинить стихи, поэмы, оды в честь победителей, написать рассказы,
повести о войне и ее героях;
– снять фильмы с примерными названиями: «Наша память как совесть
горячая», «История семьи в истории страны», «Победители и наследники
Великой Победы» – для потомства.7. Составьте свой Кодекс этики молодого россиянина. И пусть источником
разработки нравственных норм и правил человеческой жизни станут лучшие
образцы нравственности, явленные в истории, традиции и культуре России, а
также ее лучшие проявления, выкристаллизовавшиеся в культурах других
народов мира.
ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ
НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КОДЕКСА ЭТИКИ
МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ
…история нашего Отечества содержит великое множество примеров
личностей, являющих собою нравственные образцы в служении государству,
народу и ближнему. Это и приумножение (собирание) Отчизны и мудрое ею
управление (князья Владимир Киевский, Даниил Московский, Мстислав
Великий, Михаил Федорович Романов). Это и самоотверженное служение
интересам своей Родины, отстаивание ее чести и достоинства, приумножение
славы и богатства (Ермак, Николай Вавилов, Юрий Гагарин, Владислав Третьяк,
Валентин Дикуль). Это и ее самоотверженная защита преданными правителями,
полководцами, солдатами России (Александр Невский, Дмитрий Донской,
Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Федор Ушаков, Александр Суворов, М. И.
Кутузов, Александр Матросов, Алексей Маресьев, Николай Гастелло, Зоя и
Александр Космодемьянские). Это и просвещение, образование, воспитание
(Кирилл и Мефодий, Иван Федоров, Михаил Ломоносов, Иван Ильин, Антон
Макаренко, Дмитрий Лихачев). Это и самоотверженное служение своему
ближнему (князья Борис и Глеб, Михаил Тверской). Это и бескорыстное,
подвижническое, жертвенное служение простому народу, его наставничество и
окормление (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Это и полноценная,
внутренне богатая и честная супружеская жизнь (Петр и Феврония Муромские).
И, что самое главное, это тысячи и миллионы простых людей – наших
соотечественников, живших в различные исторические эпохи, и своим
каждодневным, часто незаметным, внутренним трудом создававших ту
невидимую ткань нашей жизни, которая позволяет нашей молодежи,
вглядываясь в глубину многовековой истории, достойно сказать: «Мы –
дети, сыны и дочери своего Отечества».
Явление в России личностей, которые принесли в мир самые лучшие и
подлинные образцы, вершины духовнонравственной жизни, было быневозможным без этой внутренней и напряженной нравственной работы, которую
проделали наши предки – миллионы простых россиян.
О т н о ш е н и я
Отношения, формируемые в результате совместной деятельности
субъектов воспитания:
– нравственные, основанные на внимательном, чутком, милосердном
отношении к представителям старшего поколения, своим трудом, ратными
подвигами доказавших верность Родине и своему народу;
– человечность, выражающаяся в долженствовании, дружбе и любви,
сочувствии, доверии, великодушии, прощении, самопожертвовании ради
интересов других людей;
– скромность, искренность, стремление заботиться о людях, утверждать в
повседневной жизни красоту человеческих отношений.
Душевные качества: человеколюбие, сострадание, сорадование, жалость,
общительность, уважение, доброжелательность, бескорыстие, милосердие,
чуткость, смирение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Удалой много не думает. Отвага – половина спасенья.
Смелый приступ не хуже (половина) победы.
Наши в поле не робеют, на печи не дрожат.
Смелого и смерть боится.
Смелость (отвага) города берет.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.