Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии.
Экологическая задача сейчас заключается в том, чтобы ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Отходы –экологическая проблема современности.docx
А.В.Парачук, методист
Отходы экологическая проблема современности
Введение
Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед
человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни
проблемы экологии.
Экологическая задача сейчас заключается в том, чтобы
ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей
человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее
формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека
и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в
окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика
роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство
сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее
относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную
беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и
воспитание школьников в области окружающей среды является в
настоящее время одним из приоритетных направлений работы с
учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической
культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс,
тем выше эффективность воспитания.
Представленную разработку можно использовать как
внеклассное мероприятие в рамках экологического воспитания
1 подрастающего поколения, « Недели окружающей среды», «Декады
естественных наук» и других воспитательных мероприятиях.
Цель: формирование активной позиции учащихся по
отношению к проблемам экологии и энергосбережения.
Задачи: формировать у школьников представление о том, что
от их поступков во многом зависит состояние окружающей среды.
способствовать воспитанию бережного и заботливого
отношения к природе и ее ресурсам.
развивать творческие способности у учащихся.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
Power
Point
презентация, листы цветной бумаги, пластиковые бутылки.
Методы обучения: словесные, наглядный, практический.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих
мест к занятию.
Мотивация:
« Человек является сейчас главным фактором всех изменений
на Земле»
2 А.Печчеи Слайд №2
III. Основная часть
Учитель:
Экологические проблемы современного мира в основном
связаны с антропогенными воздействиями, под которыми понимают
деятельность человека, вносящую изменения в природную среду.
Они могут быть как положительными, так и отрицательными,
глобальными, региональными и локальными. Среди основных
глобальных проблем современности ученые выделяют следующие: «
парниковый эффект», кислотные осадки, проблему утилизации
отходов, изменение климата и др.
Вы наверное слышали, что климат на нашей планете
меняется. Одной из причин изменения является парниковый эффект.
Что такое парниковый эффект?
Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев
атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов
( углекислого газа, метана, фторуглерода, хлоруглерода). Механизм
его таков: солнечные лучи проникают в атмосферу, нагревают
поверхность планеты. Тепловое излучение, которое исходит от
поверхности, должно вернуться в космос, но нижний слой атмосферы
слишком плотный для их проникновения.
Тепловые лучи
задерживаются в атмосфере, повышают ее температуру. Слайд №3
Парниковый эффект, ведущий к глобальному изменению
климата, является одной из причин стихийных бедствий. Слайд №4
3 Сегодняшнее наше мероприятие посвящается
одной из
причин возникновения « парникового эффекта» бытовым отходам и
отходам производства, так как именно мусор является одним из
источников выброса парниковых газов.
Для начала давайте разберемся « Что такое отходы?»
Ученик 1:
Отходы это вещества или предметы, образующиеся в
процессе жизнедеятельности человека и его экономической
деятельности,
утратившие полностью либо частично свои
потребительские свойства изза физического или морального износа.
По происхождению отходы классифицируют на:
Отходы производства;
Отходы потребления;
Коммунальные отходы;
Твердые бытовые отходы;
Опасные отходы; Слайд №5
Учитель:
Каким же образом отходы влияют на возникновение
парникового эффекта?
Ученик 2
Отходы массово отвозят на свалки и полигоны, где они гниют
и разлагаются, при этом выделяя различные газы: метан, диокись
углерода, оксиды серы и азота, фтористый водород, сероводород.
4 Именно они являются причиной возникновения парникового
эффекта.
Учитель:
Возникает вопрос « Что является фактором возникновения
большого количества отходов?»
Учащимся предлагается с помощью активного метода обучения
«ромашка» записать аргументы и приклеить их на доску.
(Примерные ответы: увеличение численности населения,
создание синтетических материалов, рост производства товаров
массового потребления одноразового использования, увеличение
количества упаковки, повышение уровня жизни, позволяющее
пригодные к использованию вещи заменять новыми и др.)
Учитель:
На долю каждого жителя приходится примерно 300кг мусора
в год. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные
составляющие бумага, стекло, органические остатки (пищевые и
садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы.
Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая
мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины,
автомобильные шины и др.).
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При
нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго
обречены, жить среди этих рукотворных памятников своей
беззаботности.
5 Вопрос « куда деть мусор?» становиться все актуальнее.
Давайте попробуем на него ответить.
— На сегодняшний день известно более двадцати методов
обезвреживания бытовых отходов. Но на практике используются
четыре, основных метода. Попробуйте назвать некоторые.
(Названия записываются на доске)
1. Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах.
Полигон — это участок,
обеспечивающий прием,
складирование и хранение бытовых отходов. Слайд №6
Интересным фактом является то, что часть компонентов ТБО
практически не подвергается разложению в течение десятков лет
эксплуатации и закрытия полигона. Слайд № 7
2. Сжигание.
Сжигание мусора — способ, широко распространенный в
европейских странах (36% мусора сжигается во Франции, 80% —
Швейцарии). Слайд №8
3. Компостирование.
Компостирование — это технология переработки отходов,
основанная на их естественном биоразложении. Она применяется
для отходов органического происхождения, прежде всего для
растительных (листья, ветки, скошенная трава), а также для пищевых
и смешанных отходов (бумага, древесина). Слайд № 9
4. Вторичная переработка.
6 Вторичная переработка — возвращение отходов в круговорот
«производство – потребление».
Одним из условий вторичной переработки является
раздельный сбор некоторых видов бытовых отходов.
Класс делится на четыре группы. Группы получают карточку с
одним из способов утилизации отходов. После работы в группе они
должны озвучить достоинства «своего» способа утилизации, записав
их на зеленом листе, и недостатки, записав его на розовом листе.
Во время обсуждения результатов работы все другие
участники, могут добавлять достоинства или недостатки.
После обсуждения листочки прикрепляются к доске.
В итоге все приходят к выводу, что самый выгодный и
безопасный способ — это вторичная переработка отходов. Слайд
№1011
( См. Приложение 1)
Учитель:
Одним из недостатков вторичной переработки мусора
является его сортировка. Как мы можем помочь государству в данной
проблеме?
Учащиеся:
сортировать мусор дома.
Учитель:
Как сортируют мусор?
7 ( Слушаются ответы учащихся, затем учитель комментирует)
Для раздельного сбора отходов используются разноцветные
контейнеры: желтый контейнер для пластика; синий для бумаги;
зеленый – для стекла. Иногда коммунальные службы могут
использовать другие цвета контейнеров, но в любом случае на
контейнере будет указано, какие отходы туда нужно бросать. Слайд
№12
В контейнер для пластика нужно бросать пластиковые
бутылки, стаканчики, тюбики, канистры, полиэтиленовую пленку,
одноразовую посуду. Упаковка тетрапак от соков и молочных
продуктов, полиэтиленовые пакеты от молока, кефира, сметаны и
подгузники не относятся к пластиковым отходам и не
перерабатываются в Беларуси. Их нужно бросать в обычный
контейнер для смешанных отходов.
В контейнер для бумаги нужно бросать газеты, журналы,
проспекты, картонные ящики и бумажные пакеты. К бумажным
отходам не относятся: упаковка тетрапак от соков и молочных
продуктов ,обои с водозащитными пленками ,фотобумага, пленка,
клеящая лента. Их также нужно бросать в контейнер для смешанных
отходов.
В контейнер для стекла нужно бросать стеклянные бутылки и
банки.
Оконное и мебельное стекло,
лампочки,
зеркала,
термостойкая посуда для микроволновых печей и хрусталь не
принимаются на переработку, их следует бросать в контейнер для
смешанных отходов.
8 Пластиковые, стеклянные, бумажные и металлические отходы
также принимают пункты вторсырья. В мусорные контейнеры для
смешанных отходов нельзя выбрасывать слишком большие предметы
и строительные отходы. Они опасны при разгрузке для рабочих,
самих контейнеров и мусоровоза. Их нужно оставлять на
специальной площадке возле контейнеров.
Особое внимание также уделяется сбору отработанных
батареек. Батарейки содержат в себе тяжелые металлы, такие как
свинец, литий, кадмий и ртуть. Именно они загрязняют окружающую
среду и наносят непоправимый вред здоровью всего человечества.
Всего одна выброшенная батарейка загрязняет как минимум 20
квадратных метров земли. Поэтому такие элементы питания
нуждаются в специальной утилизации. Контейнеры для сбора
батареек находятся в большинстве магазинов города. Слайд № 13.
Таким образом,
раздельно собранные и повторно
использованные отходы – это не мусор, а источник сырья, энергии,
экономии природных ресурсов, из которых можно изготовить
различные виды продукции. Слайд № 14.
IV.Викторина:
Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов. ( См.
Приложение 2)
V. Физкультминутка (Звучит спокойная музыка)
Учитель:
9 Закройте глаза, представьте себе не большие свалки мусора,
которые мы видели, а берега реки или озера, где зеленеет трава,
цветут цветы, поют птицы, порхают бабочки. Вы смотрите на
безоблачное небо, голубую гладь воды. На душе у вас спокойно. Вы
отдыхаете.
VI. Решение экологических задач
1. Пустой пакет молока весит3,1 грамм. Пустая банка от
молока44г, пустая банка изпод ананасов79 г и пустой тюбик изпод
витаминов – 18г.
А) Семья Петровых бросает в контейнер для пластика:
5 пустых пакетов от молока
2 пустые банки от молока
3 пустые банки изпод ананасов
1 пустой тюбик изпод витаминов.
Сколько будет весить мусор?
Б) В среднем семье Ивановых нужно 2 пакета молока
ежедневно. На сколько тяжелее мусор станет за неделю? На
сколько тяжелее он станет за год? Записать ответ в килограммах.
2. Пластиковый пакет изпод пельменей весит около 7 кг. В
магазине в среднем ежедневно продается 22 упаковки пельменей.
Сколько будут весить все упаковки, проданные в високосном году?
10 3. Учащиеся экологической гимназии за 2015год собрали 8
тонн макулатуры. Сколько деревьев они уберегли от вырубки, если
одна тонна макулатуры спасет около17 деревьев?
VII. Конкурс « Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Класс делится на три группы. Каждой группе выдаются пустые
пластиковые бутылки. Учащимся предлагается придумать как можно
больше способов ее повторного использования и сделать какуюлибо
поделку.
VIII. Заключение.
Учитель:
Завтрашний день Земли будет такой, каким мы его создадим
сегодня.
Я хочу, чтобы каждый из вас подумал, что он может сделать
для того, чтобы наша Земля оставалась такой же прекрасной. Так
давайте же возьмемся за руки , и каждый из вас скажет, что он
может сделать для того, чтобы сохранить нашу планету цветущей для
потомков и чистой от мусора. (Начинает преподаватель). (Звучит
легкая, спокойная музыка).
Я могу:
посадить дерево; не
выбрасывать мусор, где попало; вести себя правильно в лесу, не
разорять гнезда; экономить воду, электроэнергию; не бросать мусор
в реку; сортировать мусор и т.д. Слайд № 15.
Молодцы, ребята! Я говорю: «Спасибо!» вам за активное
участие в мероприятии.
IX. Рефлексия:
11 Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек
опреде
лённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный,
жёлтый, зелёный).
Зелёный я активен и уверен на уроке, жёлтый я чувствовал
себя неуверенно, работал мало; красный у меня возникло много
вопросов, мне есть над, чем поработать дома.
12 Приложение 1
Информация
Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах
Достоинства:
• не требует постоянных и крупных капиталовложений,
• позволяют единовременно избавиться от большого
количества ТБО или промышленных отходов.
Недостатки:
• затраты на борьбу с последствиями губительного влияния
свалок, т.е. на охрану природы, здравоохранение, во много раз
превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО;
• разлагающиеся на свалках ТБО и промышленные отходы
проникают в почву, тем самым, заражая её, ядовитые испарения
загрязняют воздух;
• попадающие в водоемы остатки ТБО губительно сказываются
на состоянии воды, вредят флоре и фауне этих водоёмов; все эти
13 последствия негативно влияют на здоровье человека, нарушают
обменные процессы в природе;
• под всё разрастающиеся свалки, уходят новые огромные
территории; количество свалок непрерывно увеличивается;
• последствия разрушительного влияния свалок на природу
могут оказаться необратимыми в будущем.
Сжигание
Достоинства:
• можно использовать для переработки смешанных отходов.
Недостатки:
• ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу с дымом,
провоцируют тяжелые заболевания у людей, способствуют
образованию озоновых дыр;
• изза постоянных выбросов дыма в атмосферу над городами
и предприятиями образуются плотные дымовые завесы;
• после сжигания отходов остаётся ядовитый пепел, который
впоследствии тоже приходится утилизировать одним из выше
перечисленных способов;
• очень дорогостоящие предприятия.
Компостирование
Достоинства:
• количество отходов, размещаемых на полигоне, уменьшается;
14 • сокращается использование химических удобрений и,
соответственно, уменьшается загрязнение грунтовых вод; создается
сбалансированное органическое удобрение, которое улучшает
структуру почвы, обогащает ее питательными веществами;
• компостные ямы можно делать и на индивидуальных садовых
участках, и на специальных площадках промышленного производства.
Недостатки:
• т.к. этот метод утилизации подходит только для отходов
органического происхождения, а также для пищевых и смешанных
(бумага, древесина), то процессу компостирования может быть
подвергнуто не более 25% массы ТБО
Вторичная переработка
Достоинства:
• сокращаются затраты, связанные с захоронением бытовых
отходов;
• решаются проблемы с полигонами и мусоросжигательными
заводами;
• промышленность обеспечивается дешевым сырьем;
• экономится электроэнергия;
• появляется значительный доход от реализации выделенных
полезных компонентов бытовых отходов;
• создаются новые рабочие места на перерабатывающих
предприятиях;
15 • развиваются экологически чистые технологии;
• уменьшается вредное воздействие на окружающую среду;
• сохраняются ресурсы для будущих поколений.
Недостатки:
• необходимо сортировать мусор.
Приложение 2
«Экологическая викторина»
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса, б) стекло, в) металл.
2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.
3. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение
места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.
4. Самая страшная добавка к воде:
а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения.
16 5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) компостировать, б) сжечь при специальных условиях, в)
переплавить.
6. Какая отрасль промышленности во Франции считается
самой активной и процветающей?
а) производство упаковочных материалов, б) переработка
мусора, в) производство автомобилей.
7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим
количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов
регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование
отходов).
8. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на
близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места,
где загрязнение “увидело свет”.
9. Способом уменьшить влияние на природу является:
а) рост численности населения, б) освоение новых территорий,
в) создание безотходных технологий.
10. Как называется сфера разумной деятельности человека:
а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.
11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных
веществ в атмосферу занимает:
17 а) теплоэнергетика, б) нефте и газопереработка, в)
автотранспорт.
12. Гарбология это:
а) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву,
в) мусороведение.
13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,
пролежит без изменения:
а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.
14. Выброшенную бумагу “съедят” невидимкимикробы за:
а) 12 года, б) 58 лет, в) 20 и более лет.
Использованная литература и интернет – источники:
1.Ластовка, И.А., Свистунова, В.Н. Обращение с отходами.
Практическое пособие для учителей / И.А. Ластовка, В.Н.
Свистунова. Минск.: АЛЬТИОРА, 2012.61 с.
2. http://ecopartnerstvo.by/sites/default/files/othody_plany.pdf
3. http://greenologia.ru/ekoproblemy/parnikovyjeffekt.html
4.https://videouroki.by/razrabotki/razrabotkaurokapoekologii
utilizatsiyaotkhodovproblemaxxiveka.html
18 19 20
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Отходы- экологическая проблема современности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.