Отходы- экологическая проблема современности
Оценка 5

Отходы- экологическая проблема современности

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
экология
6 кл—11 кл
09.11.2018
Отходы- экологическая проблема современности
Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Экологическая задача сейчас заключается в том, чтобы ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Отходы –экологическая проблема современности.docx
А.В.Парачук, методист                                            Отходы­ экологическая проблема современности    Введение  Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством,   первостепенное   значение   приобрели   в   наши   дни проблемы экологии.  Экологическая   задача   сейчас   заключается     в   том,   чтобы ознакомить   общество   с   конкретной   опасностью,   угрожающей человеку   в   воздухе,   воде,   почве,   жилище.   Только   раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и   природы   может   предотвратить   нарастание   вредных   факторов   в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности  к  природе, ощущение  ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие. Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание   школьников   в   области   окружающей   среды   является   в настоящее   время   одним   из   приоритетных   направлений   работы   с учащимися.   Чем   раньше   начинается   формирование   экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Представленную   разработку   можно   использовать   как внеклассное   мероприятие   в   рамках   экологического   воспитания 1 подрастающего поколения, « Недели окружающей среды», «Декады естественных наук» и других воспитательных мероприятиях. Цель:   формирование   активной   позиции   учащихся   по отношению к проблемам экологии и энергосбережения. Задачи:­ формировать у школьников представление о том, что от их поступков во многом зависит состояние окружающей среды.               ­ способствовать воспитанию бережного и заботливого отношения к природе и ее ресурсам.                ­ развивать творческие способности у учащихся. Оборудование:  компьютер,   проектор,  Power  Point­ презентация, листы  цветной бумаги, пластиковые бутылки. Методы обучения: словесные, наглядный, практический.                                   Ход мероприятия: Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест к занятию. Мотивация: « Человек является сейчас главным фактором всех изменений на Земле» 2 А.Печчеи  Слайд №2 III.    Основная часть                    Учитель: ­Экологические   проблемы   современного   мира   в   основном связаны с антропогенными воздействиями, под которыми понимают деятельность   человека,   вносящую   изменения   в   природную   среду. Они   могут   быть   как   положительными,   так   и   отрицательными, глобальными,   региональными   и   локальными.   Среди   основных глобальных проблем современности ученые выделяют следующие: « парниковый   эффект»,   кислотные   осадки,   проблему   утилизации отходов, изменение климата и др. ­   Вы   наверное   слышали,   что   климат   на   нашей   планете меняется. Одной из причин изменения является парниковый эффект. ­ Что такое  парниковый эффект? Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы   планеты   вследствие   накопления   парниковых   газов ( углекислого газа, метана, фторуглерода, хлоруглерода). Механизм его   таков:   солнечные   лучи   проникают   в   атмосферу,   нагревают поверхность   планеты.   Тепловое   излучение,   которое   исходит   от поверхности, должно вернуться в космос, но нижний слой атмосферы слишком   плотный   для   их   проникновения.   Тепловые   лучи задерживаются в атмосфере, повышают ее температуру.  Слайд №3 Парниковый   эффект,   ведущий   к   глобальному   изменению климата, является одной из причин стихийных бедствий. Слайд №4 3 ­Сегодняшнее   наше   мероприятие   посвящается     одной   из причин возникновения « парникового эффекта» ­ бытовым отходам и отходам  производства,  так как  именно    мусор    является  одним  из источников выброса парниковых газов. ­Для начала давайте разберемся « Что такое отходы?»  Ученик 1: ­Отходы   ­   это   вещества   или   предметы,   образующиеся   в процессе   жизнедеятельности   человека   и   его   экономической деятельности,   утратившие   полностью   либо   частично   свои потребительские свойства из­за физического или морального износа. По происхождению отходы классифицируют на: ­Отходы производства; ­Отходы потребления; ­Коммунальные отходы; ­Твердые бытовые отходы; ­Опасные отходы;       Слайд №5 Учитель: ­Каким   же   образом   отходы   влияют   на   возникновение парникового эффекта? Ученик 2 ­Отходы массово отвозят на свалки и полигоны, где они гниют и  разлагаются,  при  этом  выделяя  различные  газы: метан, диокись углерода, оксиды серы и азота, фтористый водород, сероводород. 4 Именно   они   являются   причиной   возникновения   парникового эффекта.        Учитель: ­Возникает   вопрос   «   Что   является   фактором   возникновения большого количества отходов?» Учащимся предлагается с помощью активного метода обучения «ромашка» записать аргументы и приклеить их на доску. (Примерные   ответы:   увеличение   численности   населения, создание   синтетических   материалов,     рост   производства   товаров массового   потребления   одноразового   использования,   увеличение количества   упаковки,   повышение   уровня   жизни,   позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми и др.) Учитель: ­На долю каждого жителя приходится примерно 300кг мусора в год. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие   ­   бумага,   стекло,   органические   остатки   (пищевые   и садовые   отходы),   пластмассы,   ткани,   металлические   предметы. Кроме  всего этого, в ТБО входит крупногабаритный  мусор (старая мебель,   вышедшие   из   строя   холодильники,   стиральные   машины, автомобильные шины и др.).     Мусор   постепенно   становится   монстром   цивилизации.   При нынешнем   состоянии   экономики   и   культуры   быта   люди   еще   долго обречены,   жить   среди   этих   рукотворных   памятников   своей беззаботности. 5 ­   Вопрос   «   куда   деть   мусор?»   становиться   все   актуальнее. Давайте попробуем на него ответить. —   На   сегодняшний   день   известно   более   двадцати   методов обезвреживания   бытовых   отходов.   Но   на   практике   используются четыре, основных метода. Попробуйте назвать некоторые. (Названия записываются на доске) 1. Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах. Полигон   —   это   участок,   обеспечивающий   прием, складирование и хранение бытовых отходов. Слайд №6 Интересным фактом является то, что часть компонентов ТБО практически  не  подвергается  разложению  в  течение   десятков  лет эксплуатации и закрытия полигона. Слайд № 7 2. Сжигание. Сжигание   мусора   —   способ,   широко   распространенный   в европейских   странах   (36%   мусора   сжигается   во   Франции,   80%   — Швейцарии). Слайд №8 3. Компостирование. Компостирование   —   это   технология   переработки   отходов, основанная на их естественном   биоразложении. Она применяется для   отходов   органического   происхождения,   прежде   всего   для растительных (листья, ветки, скошенная трава), а также для пищевых и смешанных отходов (бумага, древесина). Слайд № 9 4. Вторичная переработка. 6 Вторичная переработка — возвращение отходов в круговорот «производство – потребление». Одним   из   условий   вторичной   переработки   является раздельный сбор некоторых видов бытовых отходов.  Класс делится на четыре группы. Группы получают карточку с одним из способов утилизации отходов. После работы в группе они должны озвучить достоинства «своего» способа утилизации, записав их на зеленом листе, и недостатки, записав его на розовом листе. Во   время   обсуждения   результатов   работы   все   другие участники, могут добавлять достоинства или недостатки.  После обсуждения листочки прикрепляются к доске. В   итоге   все   приходят   к   выводу,   что   самый   выгодный   и безопасный способ — это вторичная переработка отходов. Слайд №10­11 ( См. Приложение 1) Учитель: ­Одним   из   недостатков   вторичной   переработки   мусора является его сортировка. Как мы можем помочь государству в данной проблеме? Учащиеся: ­сортировать мусор дома. Учитель: ­Как сортируют мусор? 7 ( Слушаются ответы учащихся, затем учитель комментирует) ­ Для раздельного сбора отходов используются разноцветные контейнеры: желтый контейнер   для пластика; синий ­ для бумаги; зеленый   –   для   стекла.   Иногда   коммунальные   службы   могут использовать   другие   цвета   контейнеров,   но   в   любом   случае   на контейнере будет указано, какие отходы туда нужно бросать. Слайд №12 В   контейнер   для   пластика   нужно   бросать   пластиковые бутылки,   стаканчики,   тюбики,   канистры,   полиэтиленовую     пленку, одноразовую   посуду.   Упаковка   тетра­пак   от   соков   и   молочных продуктов,   полиэтиленовые   пакеты   от   молока,   кефира,   сметаны   и подгузники   не   относятся   к   пластиковым   отходам   и   не перерабатываются   в   Беларуси.   Их   нужно   бросать   в   обычный контейнер для смешанных отходов.  В   контейнер   для   бумаги   нужно   бросать   газеты,   журналы, проспекты,   картонные   ящики   и   бумажные   пакеты.   К   бумажным отходам   не   относятся:   упаковка   тетра­пак   от   соков   и   молочных продуктов   ,обои   с   водозащитными   пленками   ,фотобумага,   пленка, клеящая лента. Их также нужно бросать в контейнер для смешанных отходов.  В контейнер для стекла нужно бросать стеклянные бутылки и банки.   Оконное   и   мебельное   стекло,   лампочки,   зеркала, термостойкая   посуда   для   микроволновых   печей   и   хрусталь   не принимаются на переработку, их следует бросать в контейнер для смешанных отходов.  8 Пластиковые, стеклянные, бумажные и металлические отходы также   принимают   пункты   вторсырья.   В   мусорные   контейнеры   для смешанных отходов нельзя выбрасывать слишком большие предметы и строительные отходы. Они опасны при   разгрузке   для рабочих, самих   контейнеров   и   мусоровоза.   Их   нужно   оставлять   на специальной площадке возле контейнеров.   Особое   внимание   также   уделяется   сбору   отработанных батареек. Батарейки содержат в себе тяжелые металлы, такие как свинец, литий, кадмий и ртуть. Именно они загрязняют окружающую среду и наносят непоправимый вред здоровью всего человечества. Всего   одна   выброшенная   батарейка   загрязняет   как   минимум   20 квадратных   метров   земли.   Поэтому   такие   элементы   питания нуждаются   в   специальной   утилизации.   Контейнеры   для   сбора батареек находятся в большинстве магазинов города. Слайд № 13. Таким   образом,     раздельно   собранные   и   повторно использованные отходы – это не мусор, а источник сырья, энергии, экономии   природных   ресурсов,   из   которых   можно   изготовить различные виды продукции. Слайд № 14. IV.Викторина: Учащимся   предлагается   ответить   на   ряд   вопросов.   (   См. Приложение 2) V. Физкультминутка (Звучит спокойная музыка)  Учитель: 9 ­Закройте  глаза, представьте себе не большие свалки мусора, которые мы видели, а берега реки или озера, где зеленеет трава, цветут   цветы,   поют   птицы,   порхают   бабочки.   Вы   смотрите   на безоблачное небо, голубую гладь воды. На душе у вас спокойно. Вы отдыхаете. VI. Решение экологических задач 1.   Пустой   пакет   молока   весит3,1   грамм.   Пустая   банка   от молока­44г, пустая банка из­под ананасов­79 г и пустой тюбик из­под витаминов – 18г. А) Семья Петровых бросает в контейнер для пластика: 5 пустых пакетов от молока 2 пустые  банки  от молока 3 пустые  банки из­под ананасов 1 пустой тюбик из­под витаминов. Сколько будет весить мусор? Б)   В   среднем   семье   Ивановых   нужно   2   пакета   молока ежедневно.   На   сколько   тяжелее     мусор   станет   за   неделю?     На сколько тяжелее он станет за год? Записать ответ в килограммах.  2.  Пластиковый пакет из­под пельменей  весит около 7  кг. В магазине  в среднем ежедневно  продается  22  упаковки пельменей. Сколько будут весить все упаковки, проданные в високосном году?  10 3.   Учащиеся   экологической   гимназии   за   2015год   собрали   8 тонн макулатуры. Сколько деревьев они уберегли от вырубки, если одна тонна макулатуры спасет около17 деревьев?          VII. Конкурс « Вторая жизнь пластиковой бутылки» Класс делится на три группы. Каждой группе выдаются пустые пластиковые бутылки. Учащимся предлагается придумать как можно больше способов  ее повторного использования и сделать какую­либо поделку. VIII. Заключение. Учитель: ­Завтрашний день Земли будет такой, каким мы его создадим сегодня.  Я хочу, чтобы каждый из вас подумал, что он может сделать для того, чтобы наша Земля оставалась такой же прекрасной. Так давайте   же возьмемся   за руки  ,  и  каждый  из  вас скажет,  что   он может сделать для того, чтобы сохранить нашу планету цветущей для потомков   и   чистой   от   мусора.   (Начинает   преподаватель).   (Звучит легкая,   спокойная   музыка).     Я   могу:     посадить   дерево;   не выбрасывать   мусор,   где   попало;   вести   себя   правильно   в   лесу,   не разорять гнезда; экономить воду, электроэнергию; не бросать мусор в реку; сортировать мусор  и т.д. Слайд № 15. ­   Молодцы,   ребята!   Я   говорю:   «Спасибо!»   вам   за   активное участие в мероприятии. IX. Рефлексия: 11 Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек опреде­ лённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный). Зелёный ­ я активен и уверен на уроке, жёлтый ­ я чувствовал себя   неуверенно,   работал   мало;   красный   ­   у   меня   возникло   много вопросов, мне есть над,  чем поработать дома. 12 Приложение 1 Информация Захоронение бытовых отходов на свалках и полигонах Достоинства: • не требует постоянных и крупных капиталовложений, •   позволяют   единовременно   избавиться   от   большого количества ТБО или промышленных отходов. Недостатки: •   затраты   на   борьбу   с   последствиями   губительного   влияния свалок,   т.е.   на   охрану   природы,   здравоохранение,   во   много   раз превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО; •   разлагающиеся   на   свалках   ТБО   и   промышленные   отходы проникают   в   почву,   тем   самым,   заражая   её,   ядовитые   испарения загрязняют воздух; • попадающие в водоемы остатки ТБО губительно сказываются на состоянии воды, вредят флоре и фауне этих водоёмов; все эти 13 последствия   негативно   влияют   на   здоровье   человека,   нарушают обменные процессы в природе; •   под   всё   разрастающиеся   свалки,   уходят   новые   огромные территории; количество свалок непрерывно увеличивается; •   последствия   разрушительного   влияния   свалок   на   природу могут оказаться необратимыми в будущем. Сжигание Достоинства: • можно использовать для переработки смешанных отходов. Недостатки: •   ядовитые   газы,   выбрасываемые   в   атмосферу   с   дымом, провоцируют   тяжелые   заболевания   у   людей,   способствуют образованию озоновых дыр; • из­за постоянных выбросов дыма в атмосферу над городами и предприятиями образуются плотные дымовые завесы; • после сжигания отходов остаётся ядовитый пепел, который впоследствии   тоже   приходится   утилизировать   одним   из   выше перечисленных способов;  • очень дорогостоящие предприятия. Компостирование Достоинства: • количество отходов, размещаемых на полигоне, уменьшается; 14 •   сокращается   использование   химических   удобрений   и, соответственно, уменьшается загрязнение грунтовых вод; создается сбалансированное   органическое   удобрение,   которое   улучшает структуру почвы, обогащает ее питательными веществами; • компостные ямы можно делать и на индивидуальных садовых участках, и на специальных площадках промышленного производства. Недостатки: •   т.к.   этот   метод   утилизации   подходит   только   для   отходов органического  происхождения,  а также  для  пищевых  и  смешанных (бумага,   древесина),   то   процессу   компостирования   может   быть подвергнуто не более 25% массы ТБО Вторичная переработка Достоинства: •   сокращаются   затраты,   связанные   с   захоронением   бытовых отходов; •   решаются   проблемы   с   полигонами   и   мусоросжигательными заводами; • промышленность обеспечивается дешевым сырьем; • экономится электроэнергия; • появляется значительный доход от реализации выделенных полезных компонентов бытовых отходов; •   создаются   новые   рабочие   места   на   перерабатывающих предприятиях; 15 • развиваются экологически чистые технологии; • уменьшается вредное воздействие на окружающую среду; • сохраняются ресурсы для будущих поколений. Недостатки: • необходимо сортировать мусор.                                                                                                                           Приложение 2                         «Экологическая викторина» 1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют: а) пластмасса, б) стекло, в) металл. 2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить. 3. Первоочередная забота при выборе места свалки: а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой. 4. Самая страшная добавка к воде: а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения. 16 5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо: а)   компостировать,   б)   сжечь   при   специальных   условиях,   в) переплавить. 6.   Какая   отрасль   промышленности   во   Франции   считается самой активной и процветающей? а)   производство   упаковочных   материалов,   б)   переработка мусора, в) производство автомобилей. 7.   Наиболее   эффективный   путь   борьбы   с   нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду: а)   их   захоронение,   б)   разработка   правовых   механизмов регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование отходов). 8. Вредные выбросы оказывают влияние: а)   только   на   те   регионы,   где   появилось   загрязнение,   б)   на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”. 9. Способом уменьшить влияние на природу является: а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий. 10. Как называется сфера разумной деятельности человека: а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера. 11.   Первое   место   по   суммарному   объему   выбросов   вредных веществ в атмосферу занимает: 17 а)   теплоэнергетика,   б)   нефте­   и   газопереработка,   в) автотранспорт. 12. Гарбология ­ это: а) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву,  в) мусороведение. 13.   Бутылка   или   банка   из   пластмассы,   брошенная   в   лесу, пролежит без изменения: а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более. 14. Выброшенную бумагу “съедят” невидимки­микробы за: а) 1­2 года, б) 5­8 лет, в) 20 и более лет. Использованная литература и интернет – источники: 1.Ластовка,   И.А.,   Свистунова,   В.Н.   Обращение   с   отходами. Практическое   пособие   для   учителей   /   И.А.   Ластовка,   В.Н. Свистунова.­ Минск.: АЛЬТИОРА, 2012.­61 с. 2. http://ecopartnerstvo.by/sites/default/files/othody_plany.pdf 3.  http://greenologia.ru/eko­problemy/parnikovyj­effekt.html 4.https://videouroki.by/razrabotki/razrabotka­uroka­po­ekologii­ utilizatsiya­otkhodov­problema­xxi­veka.html 18 19 20

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности

Отходы- экологическая проблема современности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018