Краевое
государственное бюджетное
учреждение дополнительное образования
«Камчатский дворец детского творчества»
Экологический отдел
Методическая
разработка
Конспект занятия
по экологии
«Водные ресурсы и их сохранение»
Педагог дополнительного
образования
Панасенкова Рахима Багиевна
г. Петропавловск -
Камчатский
2024
Тема «Водные ресурсы и их сохранение»
Цели занятия:
Задачи:
Образовательные:
Ÿ Объяснить понятие «водные ресурсы» и их значение для жизни на Земле.
Ÿ Определить причины загрязнения водоемов.
Ÿ Оценить последствия загрязнения воды.
Развивающие:
Ÿ Развитие навыков анализа и обобщения информации.
Ÿ Формировать умение работать в группе.
Ÿ Развивать критическое мышление и умение делать выводы.
Воспитательные:
Ÿ Воспитывать бережное отношение к природе и водным ресурсам.
Ÿ Формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Тип занятия: Комбинированный
Возраст: 7-8 лет
Оборудование: Карта мира, иллюстрации с изображениями различных водоемов (реки, озера, моря, океаны), иллюстрации, показывающие загрязнение воды (мусор, нефтяные пятна), плакаты с соблюдением бережного отношения к воде, ПК для просмотра презентации, проектор, дидактические материалы, канцелярские принадлежности, листы бумаги, материалы для аппликации.
Основные
этапы занятия:
1.
Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Физкультминутка
4. Творческая работа
5. Презентация работы и обсуждение
6. Рефлексия учебной деятельности
7. Итоговое обобщение
8. Домашнее задание
1. Организационный момент.
Педагог (П):
Приветствие
П: Давайте отгадаем загадки и догадаемся, о чем сегодня будет урок?! (Загадки о важном значении воды для жизни на Земле)
Загадка 1:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
У: Ответ
П: Загадка 2:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды —
Жить нельзя нам без...
У: Ответ
П: Загадка 3:
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
П: Загадка 4:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!
У: Ответ
2. Изучение нового материала
П: Как вы догадались сегодня мы поговорим о воде! Ранее мы с вами проводили эксперименты с водой и узнали какими свойствами обладает вода! Давайте вспомним!
У: Ответ
П: Сегодня мы узнаем, что означает термин «Водные ресурсы», какие проблемы на приходится решать, чтобы сохранить водные ресурсы и как каждый из нас может повлиять на их сохранение.
Демонстрация слайд-презентации:
- Основной источник пресной воды: реки, озера, подземные воды, ледники (краткая характеристика каждого источника). Использование карт мира для направления крупных рек и озер.
П: Какие реки и озера вы знаете? Какие реки и озера находятся на Камчатке?
У: Ответы
- Значение воды для живых организмов: краткое обсуждение роли воды в жизнедеятельности растений, животных и человека.
П: Почему планета Земля называется голубой? Сколько океанов на Земле? Почему человек, животные и растения не могут жить без воды?
У: Ответы
- Значение круговорота воды в природе.
П: Во что превращается вода после испарения? Почему только пресная вода может испаряться? Какой формы вода?
- Проблемы загрязнения воды: показ иллюстраций, источники загрязнения (промышленность, хозяйственное хозяйство, бытовые стоки, мусор).
П: Видели ли вы мусор в водоемах и какой именно? (изделия из пластика, металлические изделия, стеклянные изделия). Что такое бытовые стоки?
- Демонстрация чистой и грязной воды.
П: Возьмем стакан чистой воды и вольем клей, краску и бензин и ее уже невозможно очистить для питья…
- Последствия загрязнения воды: низкое качеством питьевой воды, гибель людей, животных и растений.
- Значение пресной и соленой воды для природы и человека.
Показ видеороликов:
- История очистки воды.
- Откуда в кранах вода?
- Куда утекает вода из крана?
- Экономия воды-как сохранить источник жизни. (Способы снижения уровня потребления воды в быту)
П: Давайте узнаем, как вы можете снизить потребление воды дома и сколько литров воды мы можем сберечь! Используйте мерные стаканы при мытье рук и чистке зубов, закрывайте кран во время чистки зубов, используйте ведра для полива растительности, собирайте дождевую воду для полива, проверяйте воду на утечки в кранах и трубах и не загрязняйте мусором и отходами водоемы!
3. Физкультминутка
П: Сыграем в игру «Я – водяной»! Встаем в круг и идем по кругу, в центр круга становится Водяной и задает вопросы о воде, кто ответит верно, тот подпрыгнет, хлопнет в ладоши и становится водяным и задает следующий вопрос! (Вопросы готовит педагог и говорит Водяному).
Вопросы (сформированы из видеоматериала и слайд-презентации для закрепления знаний):
1. Что такое круговорот воды в природе?
2. Какая вода в море и океане? Соленая или пресная?
3. Какая вода в пруду? Соленая или пресная?
4. Почему дождь пресный?
5. Сколько стаканов воды достаточно, чтобы почистить зубы?
6. Сколько минут нужно принимать душ, чтобы сэкономить до 30 литров воды?
П: Молодцы! А теперь попрыгаем и похлопаем в ладоши! Сделаем 5 приседаний, затем глубокий вдох и выдох!
4. Творческая работа
П: Разделимся на две группы! Первая группа нарисует плакат на тему: «Береги воду!», а вторая группа подготовит аппликацию из вторичных материалов (пластиковые пакеты, ватные круги, жгутная веревка) на тему: «Круговорот воды в природе»
Делаем аппликацию: Из пластикового пакета желтого цвета вырезаем солнышко, из пакета зеленого цвета вырезаем деревья и траву, из пакета голубого цвета небо и море или озеро, из жгутной веревки кроны деревьев и из ватных дисков вырезаем облака. Наклеиваем на лист бумаги, рисуем карандашом синего цвета дождик и снег, затем карандашом красного цвета рисуем стрелки процесса круговорота воды в природе (1. нагревание и испарение, 2. превращение капель в облака и тучи, 3. выпадение в виде дождя и снега, 4. образование рек, озер или проникновение в почву и выход через грунтовые воды в водоемы.)
5. Презентация работы и обсуждение
П: Первая группа расскажет какие способы сохранения водных ресурсов мы теперь знаем, как мы можем помочь сохранить воду и что мы будем делать дома, чтобы сохранить воду! Давайте повесим ваш плакат «Береги воду!» перед умывальником в школе, чтобы учащиеся берегли воду при мытье рук.
Вторая группа объяснит почему так важен круговорот воды в природе и как проходит процесс испарения и выпадения осадков!
6. Рефлексия учебной деятельности.
П: Вы молодцы! Сегодня вы хорошо потрудились! Что важного и полезного узнали вы сегодня на занятии?
Что нового вы узнали о воде?
Как вы можете помочь сохранить водные ресурсы?
Почему это важно?
Заполнение мини-анкеты (основные моменты темы, что понравилось, что запомнили.
7. Итоговое обобщение.
П: О воде сложено много стихов и сказок, ведь она очень ценна и важна в жизни человека! Давайте послушаем стихи и сказку о воде!
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Экологическая сказка «История одной капли»
Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на
землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих
солнечных лучей почву.
Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской
посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её
долгая, насыщенная событиями жизнь.
Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая
Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со
своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась
среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками
цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.
Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным,
превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.
Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных
лесов и высоких гор.
И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и
окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная
щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой
косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.
Нередко на берег приходил человек, располагался у Реки, наслаждался её
прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному
хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся
неподалёку у воды.
А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на
Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость. Всё это было. Но было, кажется, так давно!
За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и
реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать
на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек
берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.
Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.
«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь,
кажется, в никуда»
8. Домашнее задание.
1. Дома взять мерный стаканчик и записать сколько воды потребовалось для мытья рук и чистки зубов.
2. Поставить таймер и записать сколько минут потребовалось при принятии душа. При следующем принятии душа сократить время принятия душа до 5-7 минут. Результат записать.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.