Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова–на-Дону «Детский сад № 244»
Конспект открытого занятия
в
подготовительной группе
«Птицы нашего края»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Елесина Марина Дмитриевна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«Птицы нашего края»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Елесина Марина Дмитриевна
Тема: «Птицы нашего края»
Актуальность:
Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. По птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
Именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы, важно формирование начал экологической культуры личности человека.
В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относится к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания остаются на всю жизнь.
Приобщая воспитанников к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема:
В процессе наблюдений я выявила, что не у всех детей наблюдаются достаточные знания о птицах, не все дети с желанием наблюдают за птицами, прилетающими на участок. Поэтому я решила разработать конспект образовательной деятельности «Птицы нашего края»
Цель:
Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.
2.Уточнить и систематизировать знания детей о птицах родного края.
Развивающие:
1.развивать творческие способности, мышления.
2. развивать умение строить причинно-следственные связи.
3. понимать образный смысл загадок.
4. Развивать речь детей и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Предварительная работа:
Восприятие художественной литературы; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».
Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Дидактические игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Кто где живет», «Птичий базар», «Собери птицу» (пазлы), просмотр презентаций, аппликация, лепка, рисование птиц, подвижные игры: «Совушка – сова», «Перелет птиц», просмотр мультфильмов, развивающих видеороликов по теме.
Работа с родителями: Привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечников, рекомендации «Правила поведения в лесу», совместная творческая деятельность по теме.
Оборудование и материал: Интерактивная доска, проектор, музыкальный центр, ноутбук, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки по теме, предметы для имитации леса, шкатулка, письмо от Лесовичка, задания.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! День у вас сегодня необычный. К вам пришло много гостей. Подойдите все ко мне, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте представимся нашим гостям.
Дети (все вместе):
«Мы из садика ребята,
Мы ребята – дошколята,
Все сюда с утра идём,
Здесь танцуем и поём.
В садике мы все друзья
Ведь без дружбы нам нельзя!!!!»
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель обращает внимание детей на красивую шкатулку, стоящую на столе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая шкатулка, интересно, что в ней лежит? А, вот, какое-то письмо. От кого же оно?
«Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы добрые и заботливые: ухаживаете за растениями, заботитесь о птицах, подкармливаете их. Ведь мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Я приглашаю вас в гости, в лес, где живет очень много птиц, чтобы послушать их пение и полюбоваться их красотой. Но чтобы добраться до леса вы должны выполнить задания, а они спрятаны. В шкатулке есть схема как их найти»
Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, Лесовичок приглашает нас в лес. Вы согласны отправиться в путь и выполнить задания?
Дети: Да.
Воспитатель достает из шкатулки схему. На ней написано, что нужно выйти из группы и пройти в музыкальный зал (в зале создана имитация леса). Повернуть направо пройти десять шагов и на ветке дерева найти задание.
Задание №1: Кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ)
1.У меня ходули — не страшит болото.
Лягушат найду ли — вот моя забота... (цапля)
2.Чёрен конь за морем бывал;
Спереди шильце, сзади вильце,
На груди белое полотенце… (ласточка)
3.Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой... (снегирь)
4.На месте — дворец,
Во дворе — певец... (скворец)
5. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей... (грач)
Воспитатель: Молодцы, ребятки хорошо справились с заданием. Ну что же отправляемся дальше.
Воспитатель читает, что от дерева нужно пройти вперед пять шагов и под камнем будет другое задание.
Задание №2: Вопросы о птицах.
1.Какую птицу называют лесным доктором?
(дятла)
2.Какая птица любит воровать блестящие предметы?
(сорока)
3.Где живут скворцы? (в скворечниках) 4.Почему сороку называют птицей во фраке? (за её чёрно-белый наряд) 5. Почему мы птиц называем пернатыми друзьями? (уничтожают вредителей)
Воспитатель: Очень хорошо, молодцы.
Воспитатель смотрит на схему и говорит, что от камня нужно сделать восемь шагов влево и около пенька найти следующее задание.
Задание №3: Речевая игра «Скажи одним словом».
У этой птицы желтая грудка - желтогрудая синичка
У этой птицы черные крылья - чернокрылая ворона
У этой птицы красная грудка - красногрудый снегирь
У этой птицы белый бок - белобокая сорока, длинный хвост ---длиннохвостая сорока.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель читает, что написано на схеме. От пенька нужно повернуть вправо, сделать четыре шага и около муравейника найти следующее задание.
Задание №4: Лесовичок предлагает вам отгадать загадки.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке, Даже кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её (Ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук!»? (Дятел)
4. Угадай какая птица,
Бойкая, задорная, Ловкая, проворная, Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день! (Синица)
5. Кто летает, кто стрекочет- Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
7. Грудка ярче чем заря, У кого? (У снегиря)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
9. Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (Соловей)
10. Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
11. Кто летает тёмной ночью,
И схватить мышонка хочет? (Сова)
12. Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
13. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка).
Воспитатель смотрит на схему и говорит, что нужно от муравейника сделать пять шагов назад и на ветке березы найти следующее задание.
Воспитатель с детьми отправляются в путь и находят следующее задание.
Задание №5: В конверте карточки с птицами. Лесовичок пишет, что все птицы перепутались и он предлагает разделить птиц на перелетных и на зимующих, и объяснить почему их так называют.
Дети выполняют задание, объясняют, рассуждают, устанавливают причинно – следственные связи.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель обращает внимание на птичку, которая что-то уронила из клюва.
Воспитатель: Это записка, где говорится: «Ребята, вы уже устали я предлагаю вам провести физкультминутку «Птицы»
Физкультминутка «Птицы»
Скачет птичка (дети прыгают на месте на двух ногах)
Скок-скок, скок- скок (дети прыгают на месте на двух ногах)
Закружилась, как волчок (дети кружатся)
Вот взлетела (дети делают взмахи руками)
Полетела (дети делают взмахи руками)
И на деревце присела (дети приседают)
Стучит клювиком тук-тук (дети постукивают пальцами) Очень вкусный ужин тут (дети поглаживают себя по животу, садятся).
Воспитатель смотрит схему и говорит, что от березы нужно сделать три шага вправо и около ручейка найти следующее задание.
Задание №6:
Воспитатель: Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши.
Слушайте: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети хлопают.
Что неправильно?
Дети: Мухи.
Воспитатель: А мухи это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети хлопают.
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы.
Дети хлопают.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Воспитатель продолжает смотреть схему и говорит, что через ручеек есть мостик и на мостике другое задание.
Задание №7: Лесовичок предлагает поиграть в дидактическую игру с использованием интерактивной доски «Найди домик для птиц».
Воспитатель: Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и соедините его с птицей.
Воспитатель предлагает детям перейти через мостик. Спрашивает детей где они очутились.
Дети: В лесу.
Вдруг подул ветерок и под ноги детям упали листочки, на которых нарисованы знаки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что они обозначают.
Дети:
- Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь
- Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники
- Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки
Воспитатель:
Молодцы! Как здорово вы все объяснили! Вы справились с последним заданием Лесовичка. А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц, голоса птиц)
На экране появляется Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, Лесовичок благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.