Тема урока: Открытия и изобретения древних охотников |
||||
Тип урока: Изучение нового материала |
||||
Дата урока: |
||||
Образовательные ресурсы: 1.Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с. 2.СД диск к учебнику 3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009 4.Рабочая тетрадь к учебнику |
||||
План урока: 1. Человек осваивает природу 2. Значение охоты в жизни людей 3. Орудия каменного века 4. Великое оледенение 5. Лук и стрелы |
||||
Задачи: Образовательная: показать учащимся, что добывая себе пищу человек начинает осваивать планету. Приспосабливаясь к меняющимся климатическим условиям (оледенение и потепление), человек всякий раз приспосабливается к новым условиям, что способствовало его развитию. Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, хронологические умения, умение извлекать информацию используя иллюстративный ряд параграфа. Воспитательная: подвести учащихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
|
||||
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно - иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
|
||||
Основные термины и понятия: орудия труда, галька, палка - копалка |
||||
Организационная структура урока
|
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Организационный момент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
|
|
Проверка домашнего задания |
1.Как жили древние люди?
2.Когда появились на земле первые люди?
3.Где жили первые люди?
4.Как выглядели первые люди? (сравни с обликом современного человека) 5.Чем отличались древние люди от животных?
6.Какие занятия существовали у первобытных людей? |
Демонстрируют знания по пройденному материалу. |
Фронтальная Работа в группах |
РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Актуализация знаний
|
1. Назовите орудия труда первобытного человека?
2. Сможет ли человек прокормить себя с помощью известных вам орудий труда? Почему?
|
Ответы учащихся и постановка целей и задач урока |
Фронтальная |
КУД: Совместная деятельность
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока |
Изучение нового материала
|
1.Человек осваивает природу 1. что побуждало первобытных людей осваивать земные просторы?
2.Работа с атласом и контурной картой -опишите направления освоения новых земель?
3.Какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути?
2.Значение охоты в жизни людей 1.Работа с рисунком на стр.17,19,21
2.Охота была важным занятием чем собирательство - почему охота важнее собирательства?
3.Она давала людям питательную, мясную, пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие. Первобытные люди охотились на крупных животных. - на каких животных охотился древний человек?
4.Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно. - почему охота могла быть только коллективной?
3.Орудия каменного века 1.Работа с рисунком на стр.13 и 18 - сравните каменные орудия с теми, которые вы видите на иллюстрации? - Почему древний человек все время улучшал орудия труда?
2. За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скрёблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.
- почему время когда первобытный человек пользовался каменными орудиями называют каменным?
4.Великое оледенение 1.Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной до 2 км. Привыкшие к тёплому климату Животные погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными изогнутыми бивнями.
- Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека?
2.Человек не
погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень
крупных животных. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей
и шкур, ведь его вес достигал 6 т.
- В чем состояли трудности охоты на мамонтов?
- работа с рисунком на стр.20
5.Лук и стрелы 1.Примерно 13 тысяч лет назад вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой новые озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось иное оружие.
- как думаете какие виды орудия изобрел первобытный человек?
3.Прикрепив
заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через
несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на
камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
- как изменение в климате заставляло приспосабливаться к новым условиям?
|
Ответы учащихся
Работа с атласом и контурной картой
Ответы учащихся
Работа с рисунком на стр.17,19,21
Слушают учителя
Ответ учащихся
Слушают учителя
Ответ учащихся
Слушают учителя
Ответ учащихся
Слушают учителя
Работа с рисунком Ответы учащихся
Слушают учителя Записывают название орудий труда
Слушают учителя Записывают дату
Ответы учащихся
Слушают учителя
Ответы учащихся
Слушают учителя
Работа с рисунком
Слушают учителя Записывают дату
Ответы учащихся
Слушают учителя
Слушают учителя
Ответы учащихся |
Индивидуальная Работа в группах Фронтальная |
РУД: Формулируют вывод; Обобщают и формулирую понятия
КУД: совместная деятельность
ПУД: Работают с текстом учебника Узнают интересные факты о том как Древний человек Обмениваются полученной информацией Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); Исследовательские действия (поиск информации)
ЛУД: Рассуждение учеников
|
Первичное осмысление и закрепление
|
1. Многие животные не смогли приспособиться к
условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло
человеку выжить?
|
Ответы учащихся |
|
|
Итоги урока. Рефлексия
|
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.
|
Оценивают работу на уроке всего класса |
|
ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса
|
Домашнее задание
|
П.2
|
Записывают домашнее задание в дневник |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.