Открытие Императорской Академии художеств и ее роль в совершенствовании методики преподавания рисунка русской
художественной школы
Исторический экскурс, показывающий развитие методик преподавания композиции в изобразительном искусстве
Преподаватель МБ ОУК ДОД «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина» Кириленко Людмила Григорьевна
Развитие русского просвещения подвигло открыть в 1757 году Императорскую Академию художеств - высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, которая выдвинулась вскоре в одну из лучших, среди художественных академий Европы, а также различные, рисовальные школы (Рис. 1.)
Рис. 1. Здание Императорской Академии художеств (1764—1789), архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов.
Над проблемами художественного образования и эстетического воспитания работают многие прославленные художники, как А.П. Лосенко (1737- 1773) и А.И. Иванов (1775-1848), Г.И. Угрюмов (1764-1823) и А.Е.
Егоров (1776-1851), В.К. Шебуев (1777—1855) и А.Г. Венецианов (17801847), а также многие другие. Зачинателями русской художественной школы были А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов.
А.П. Лосенко (1737-1773) (Рис. 2) был отличным мастером
композиции, при работе над картиной, он учил придерживаться принципа целесообразности.
Рис. 2. Неизвестный художник немецкой школы XIX в. Антон Павлович Лосенко. Бумага на холсте, масло, 39×30 см.
Он считал, что все средства художественной выразительности, используемые художником, должны были быть определены главной идеей картины. Целесообразность композиции рассматривалась с позиций единства места, времени и действия. Специального класса обучения композиции не было, но А.П. Лосенко разработал свою методику построения картины, и учил учеников, строго следовать ей.
Вначале выполнялся эскиз в карандаше, где решался общий замысел картины, с определением количества и расположения фигур в картине, их размеров, с учетом перспективных изменений и с распределением эмоциональной нагрузки на каждое действующее лицо. Чувства и эмоции героев передавались с помощью рисунка, перспективы и света. Важную часть построения композиции составлял принцип архитектоники - общий строй композиции, выражающий художественно-образный смысл формы.
Архитектоника поднимала творческий изобразительный процесс на совершенно новый уровень художественного мышления, мышления целостной формой. Такие навыки вырабатываются постепенно, они требуют специальной подготовки, огромного труда, многолетнего обучения и профессиональных педагогов.
Особо стоит отметить большого мастера исторического жанра и отличного педагога – Г. И. Угрюмова, который также искал пути совершенствования обучения основам композиции (Рис. 3).
Рис. 3. Головачевский А.К. Портрет Григория Ивановича Угрюмова. Холст, масло 51х39,3 см. Государственный Русский музей.
Он придавал большое значение наблюдательности, которая не сводилась к простому наблюдению, а была скорее признаком любознательности, умения замечать и постоянное стремление узнавать новое, которая считалась важным и необходимым качеством для художника.
Одним из лучших учеников Г.И. Угрюмова был В. К. Шебуев (1777— 1855) (Рис. 4). Он стремился приблизить учеников к познанию природы, окружающего мира, к познанию его объективных законов строения и форм.
Рис. 4. Шебуев В.К. Гадание. Автопортрет. 1805-1807, холст, масло, 73х91 см. Третьяковская галерея, г. Москва
А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и многие другие педагоги и художники способствовали качественному развитию живописи и композиции в России. Впервые был выдвинут научный подход к методике обучения изобразительному искусству, превративший художественную педагогику в науку.
Источник:
Руднев Иван Юрьевич
Р 833 Композиция в изобразительном искусстве. Монография – М.: Мир науки, 2019. – Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/09MNNPM19.pdf – Загл. с экрана.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.