МАДОУ «Детский сад « Галактика» г. Пермь
Мухина Татьяна Николаевна
Учитель-логопед
Открытое итоговое интегрированное занятие
в подготовительной группе
«Лесная школа»
Цель: подведение итогов коррекционной работы за учебный год.
I. Коррекционно–образовательные задачи:
Активизировать и актуализировать словарь по темам «Дикие животные».
Обогащать экспрессивную речь словами-антонимами.
Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен существительных с числительными, образование сложных прилагательных, посредством слияния основ, образование притяжательных прилагательных).
Совершенствовать навыки анализа предложений. Систематизировать знания о составе чисел.
II. Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать связную речь, навыки фонематического анализа и синтеза (определение места звука в слове), слухового и зрительного внимания, памяти. Тренировать умение считать от заданного числа в прямом и обратном порядке, уточнять знания о многоугольниках. Развивать умения измерять, сравнивать длину дорожки и показывать зависимость результата измерения от количества заданного отмеривания. Развивать логическое внимание, использовать в ответе речь - доказательство.
III. Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, плоскостные картинки Лесовичка, диких животных (волк, ёж. Лось, рысь, лиса, медведь, заяц, белка), игрушки-животные, конверт с заданиями от Лесовичка, картинки для составления пересказа рассказа «Лесной голосок», набор для составления схем звукового анализа, панно, плоскостные фигуры многоугольников.
Предварительная работа: Заучивание загадок о волке и лисе на индивидуальных занятиях с логопедом. Чтение рассказа «Лесной голосок»
Ход занятия:
1. Организационный момент (цель: создание положительного эмоционального настроя)
Приветствие (дети входят в группу, здороваются с гостями).
Логопед (обращает внимание детей на яркий конверт, лежащий на столе).
- Посмотрите, кокой красивый конверт лежит у нас на столе. Как вы думаете, что там внутри? (Ответы детей).
- Давайте откроем его и посмотрим – что там? Это письмо от лесных жителей. Послушайте, что они пишут:
«Дорогие ребята, мы узнали, что вы скоро пойдете в школу, будете получать новые знания. Мы очень рады за вас, а вот в нашем лесу школы нет. Мы бы тоже хотели учиться в школе. Не могли бы вы нам помочь и построить лесную школу»?
- Ну, что, ребята, поможем зверятам? (Да)
- Но для этого мы должны сначала отправиться в дремучий лес, готовы? Чтобы попасть в него, вы должны правильно ответить на вопросы.
2. Экспресс-опрос «Дорога в дремучий лес» (Цель: развитие логики, знания о составе чисел, обогащение экспрессивной речи словами-антонимами, относительными прилагательными, счете от заданного числа )
1. Солнце светит днем, а луна (ночью).
2. Вы пришли в детский сад утром, а вернетесь домой (вечером).
3. Листья на деревьях опадают осенью, а распускаются (весной).
4. Если вчера был понедельник, то сегодня (вторник).
5. Зимой небо серое, а весной (голубое).
6. Весной день длиннее, а ночь (короче).
7. После осени наступает зима, а после зимы (весна).
8. Посчитай от 3 до 7.
9. От 9 до 6.
10. От 3 до 5.
11. Крыша из соломы, какая крыша? (соломенная).
12. На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать-
Ты успел их сосчитать?
13. За забором видно 2 заячьих уха. Сколько зайцев за забором?
14. Из дупла видны 5 беличьих хвостов. Сколько белок в дупле?
15. Как называется геометрическая фигура, у которой 5, 7, 9 углов?
16. Если стул ниже стола, то стол (выше стула).
17. Если брат старше сестры, то сестра (младше брата).
18. Назови Главные государственные символы России.
19. В лесу растут березы, значит лес какой? (березовый).
20. Назови птицу из Красной книги Пермского края?
21. Назови заповедник Пермского края.
3. Введение в тему.
Выставляется фигурка Лесовичка
Л.: Дети, вы знаете, кто это? (Лесовичок) Правильно, а вы знаете, что он хозяин в дремучем лесу? Он разрешит вам построить школу для зверят, если вы выполните задания.
4. Первое задание от Лесовичка: «Узнай, кто спрятался» (Цель: образование притяжательных прилагательных)
На магнитной доске прикреплен лист ватмана, на котором изображены части животных, спрятанных за деревьями.
Дети называют часть тела, какого животного они видят. Например: Я вижу заячий хвост.
Л.: Молодцы, вы справились с заданием.
5.Второе задание.
«Распредели животных» (Цель: Совершенствовать навыки слогового анализа слов)
На столе размещают 2 полянки: на первую размещают животных, в названии которых один слог (волк, ёж, лось, рысь), на вторую - два слога (лиса, медведь, заяц, белка).
Педагог: Отлично! Вы справились и с этим заданием.
6. Третье задание:
Д/игра: «Лесная гостиница»
Цель: систематизация знаний о составе чисел.
Ребята, как много пришло к нам лесных зверей в гости, давайте
заселим их в гостиницу, чтобы им было, где отдохнуть.
На крыше лесной гостиницы стоит цифра 5. Диких зверей вы должны расселить так, чтобы сумма двух чисел была равна 5 на каждом этаже.
7. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физпауза «Звериная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
8. Четвертое задание. Хотите узнать, кто больше всех любит заниматься зарядкой? Загадывание загадок о волке и лисе. Выполните звуковой анализ слов: ВОЛК, ЛИСА (мальчики выкладывают с помощью звуковых сигнальчиков слово волк, а девочки – лиса, затем дают характеристику каждому звуку). Логопед задает детям контрольные вопросы: «Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Какой звук первый (второй, третий) по счету?» По предложению логопеда дети складывают сигнальчики в контейнер. Логопед оценивает работу детей.
9. Пятое задание. «Соедини два слова в одно» (Цель: образование сложных прилагательных, посредством слияния основ)
У лисы пушистый, большой хвост; у белки длинный хвост; у медведя толстая пята; у лося большие рога; у волка острые зубы; у зайца длинные уши;
Например: у зайца короткий хвост, он какой? (заяц короткохвостый)
Дети выполняют задание.
Включается аудиозапись голоса кукушки. Ребята, вы узнали голос этой птицы? (кукушка) Лесовичок приготовил картинки, вы сможете пересказать нам рассказ «Лесной голосок»?
10. Шестое задание.
Пересказ рассказа «Лесной голосок» по цепочке.
Логопед: Молодцы!
11. Какие вы молодцы, справились с такими трудными заданиями Лесовичка. Теперь можно приступать к строительству лесной школы.
Д/игра: «Построй школу»
Цель: уточнение знаний о многоугольниках, актуализация словаря.
Итак, фундамент школы будет из большого длинного прямоугольника. Здание школы будет из высокого большого прямоугольника. Крыша будет из семиугольника.
Три окна школы из шестиугольников. Прочный забор из разных многоугольников. Каких многоугольников, будете называть сами, когда будете строить забор (Дети берут многоугольники, называют их).
Какая прекрасная школа у вас получилась.
12. Игра «Найди и прочитай сказочное слово»
И последняя загадка – найдите в таблице 5 слов из русских народных сказок.
к |
о |
т |
о |
ф |
е |
й |
л |
с |
у |
й |
в |
м |
а |
р |
о |
о |
ю |
н |
ш |
ч |
с |
к |
а |
л |
о |
ч |
к |
а |
ж |
а |
о |
с |
з |
и |
м |
о |
в |
ь |
е |
ы |
н |
п |
р |
о |
р |
у |
б |
ь |
э |
б |
ы |
ч |
о |
к |
н |
в |
т |
у |
у |
К обучению в школе вы, ребята, все готовы!
13. Итог.
Мы сегодня очень хорошо поработали, помогли лесным зверятам. Какое задание вам понравилось больше всего? Что вам показалось трудным?
Лесовичок за ваши старания приготовил для вас подарки.
Литература:
1. И.С. Лопухина Логопедия. Речь, ритм, движение: -М.: Корона-Век, 2008 г.
2. В.И. Селиверстов Речевые игры с детьми. –М.:Владос, 1994 г.
3. Е.А. Пожиленко Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.