ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский колледж лесных технологий, экономики и транспорта»
Методические указания
по проведению открытого внеклассного мероприятия
«БАМ – стройка века»
Участвуют студенты: группы ЭМ-11
Преподаватели: Солдатов Н.Н.
Омельяненко Г.С.
Лесозаводск, 2019
Сценарий классного часа «БАМ – стройка века»
Солдатов Н.Н.
29 октября Всесоюзному Ленинскому союзу молодежи исполнилось 101 год. Мы не случайно наш классный час начали с рассказа об этой организации. Ведь благодаря ее деятельности у молодежи страны и появились различные молодежные движения, в том числе и строительство БАМа.
Омельяненко Г.С.
29 октября 1918 года был создан Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ), который просуществовал до 1991 года.
27—28 сентября 1991 состоялся XXII (чрезвычайный) съезд ВЛКСМ, который принял решение о роспуске ВЛКСМ.
29 октября этого года комсомол отпраздновал свою 101 годовщину. Прошло уже 28 лет с момента его ликвидации, но след, который эта организация оставила за долгие годы своего существования, ещё нескоро будет стёрт неудержимым ходом истории.
И чтобы молодое
поколение смогло лучше оценить то влияние, которое оказал комсомол на нашу
родину, нам следует обратиться к его богатой истории.
Свою историю комсомол начал с 1918 года, когда
на I Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября — 4
ноября было провозглашено создание Российского коммунистического союза
молодежи (РКСМ).
В связи с образованием СССР в 1922 году комсомол был переименован в ВЛКСМ. Инициатором создания и основным идеологом комсомольской организации стал В. И. Ленин. Зачитанные им на III Всероссийском съезде комсомола «Задачи Союзов молодёжи» стали основным идейным документом ВКЛСМ на долгие годы.
В июле 1924 года этой организации было присвоено имя В. И. Ленина.
(песня « С Днем рождения комсомол» )
Солдатов Н.Н.
Настоящей « визиткой» прошедшей советской эпохи стали ударные комсомольские стройки. Началом комсомольского движения можно считать 20-е годы и концом – 80-е годы прошедшего XX-го столетия.
Омельяненко Г.С.
И сколько же было их, комсомольских строек, целинных земель, сколько городов и объектов было построено, благодаря энтузиазму и самоотверженному труду молодых сердец! Дальний Восток, Сибирь, Южная и Центральная части территории Советского Союза…
Солдатов Н.Н.
Страна развивалась, застраивала, осваивала новые места и восстанавливалась после разрушений прошедшей Великой Отечественной войны
Более трех миллионов юношей и девушек направил комсомол на важнейшие участки строительства: Донбасс, Днепрогэс, Волжская, Каховская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская гидроэлектростанции, Казахстанская Магнитка, железная дорога Абакан-Тайшет, нефтепровод «Дружба», Байкало-Амурская магистраль...
Омельяненко Г.С.
Шефство комсомола над ударными стройками страны приносило свои плоды: удавалось добиваться более высоких показателей. Вовлеченная в преобразования молодежь стала символом подъема страны.
Солдатов Н.Н.
А еще комсомол был кузницей кадров . Многие из тех комсомольцев и сегодня в строю.
Я предоставляю слово Омельяненко Галине Степановне –секретарю Лесозаводского городского комитета комсомола, заведующей отделом учащейся молодежи в период с 1982 по 1984 годы.
(выступление Омельяненко Г.С.)
Солдатов Н.Н.
Сегодня мы познакомимся с историей строительства Байкало-Амурской железной дорогой имени Ленинского комсомола . Это железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
( звучит песня « Бамовский вальс»)
Наш первокурсники , студенты группы ЭМ-11, подготовили презентации на тему «БАМ – стройка века». В ходе подготовки они узнали очень много нового и интересного . Сейчас этой информацией поделятся и с нами.
Омельяненко Г.С.
Слово для выступления «История строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» предоставляется студенту группы ЭМ-11 Неверову Никите студенту группы ЭМ-11.
1 слайд
История строительства Байкало-амурской железнодорожной магистрали.
2 слайд
Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы 19 века. В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года под руководством полковника Н. А. Волошинова велись глазомерная съёмка и обследования на маршрутах от р. Ангары через Байкальский и Северо-Муйский хребты в долину р. Муя и между р. Буя и р. Чёрный Урюм — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа.
3 слайд
Изыскатели, учитывая сложные физико-географические условия и слаборазвитую экономику, сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Был выбран южный вариант трассы в районе оз. Байкал.
1906 г. В России вновь обсуждается идея "Второго Транссиба". В 1911 г. на маршрутах Иркутск - Жигалово, Тироть - Жигалово, Тулун - Усть-Кут, Тайшет - Усть-Кут вели изыскания партии инженеров П. И. Михайловского и И. И. Афонина, продолженные под руководством Михайловского по распоряжению правительства в 1914.
4 слайд
В районе р. Амур также в то время велись обследования трассы с целью прокладки железнодорожного пути от золотодобывающих приисков в районе р. Бодайбо, обеспечения связи этих районов с Транссибирской магистралью. Инициатива исходила от частных лиц и предпринимателей.
Однако, идея сооружения второй широтной железнодорожной магистрали через северную оконечность озера Байкал в дореволюционный период и вплоть до 30-х годов не получила практического разрешения.
5 слайд
В 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего "Второго Транссиба".
В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. Материалы были использованы в 1930 г. при разработке предложений правительству о прокладке второго широтного пути через Сибирь.
Тогда дорога впервые получила условное название Байкало-Амурской магистрали. В 1931 были проведены рекогносцировочные изыскания на участке Бам (Бамовская) – Тында.
6 слайд
В 1932 г. вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому было создано Управление строительства БАМ, были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. Впервые на картах появляется станция Бам (на Транссибе). Определено генеральное направление трассы БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Начато строительство линии Бам - Тындинский (позднее - Малый БАМ).
7 слайд
К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. В 1933 г. проложены небольшие рокадные линии Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам - Тында, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре, Известковая - Ургал.
8 слайд
В 1937 г. организован БАМ-проектстрой в г. Иркутск, где в 1937-42 гг. были составлены проектные задания и технические проекты по участкам: Тайшет - Братск, Усть-Кут - Нижнеангарск, Тында - Зея - Нора, Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (порт Ванино). В 1938 г. началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 г. - подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани
9 слайд
В 1940-41 гг. построен первый подход к магистрали – участок Бам - Тында, который в 1942 г. по решению Государственного Комитета Обороны был разобран, звенья пути и мостовые фермы переданы для рокадной дороги вдоль р. Волги, необходимость в которой появилась в связи с обороной Сталинграда. В 1941 г. строительство продолжалось на направлении Волочаевск - Комсомольск-на-Амуре с целью соединения с Транссибирской магистралью. В 1942 г. проложена ещё одна соединительная линия Известковая - Ургал.
10 слайд
В мае 1943 г. Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железной дороги Комсомольск - Советская Гавань.
Восточный участок дороги введён в эксплуатацию в 1945 г. и сыграл существенную роль в доставке грузов во время войны с Японией.
Прокладка западного участка Тайшет - Лена велась в 1946-51 г.г. В 1947 г. открывается движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (442 км); в 1951 г. - участок Известковая - Ургал (340 км); в июле 1951 г. прошли первые поезда от Тайшета до станции Лена (города Усть - Кут). Это ускорило строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть – Илиме; в 1958 г. - участок Тайшет - Лена (692 км).
11 слайд
С введением его в эксплуатацию строительство магистрали было приостановлено до 1967 г., когда было принято правительственное постановление "Об усилении изысканий БАМа". Начались крупные изыскательские работы и корректировка линии, технико-экономические обоснования.
5 апреля 1972 г. началось строительство современного БАМ (на станции БАМ отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам - Тындинский).
1 2слайд
В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Этот год считается годом второго рождения БАМа: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских ударных отрядов и частями железнодорожных войск.
13 слайд
БАМ проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, республик Бурятии и Якутии, Забайкальскому и Хабаровскому краёв.
По сложности строительства не имеет равных. Общая протяжённость магистрали – 4287 километров. Наивысшая точка 1323 метра над уровнем моря. Пересекает 11 крупных рек, 7 горных хребтов, имеет по всей протяжённости 2230 больших и малых мостов, более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. При строительстве БАМа было пробито 8 тоннелей, построено более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков. В целом мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа.
14 слайд
Спасибо за внимание.
Солдатов Н.Н.
Слово для выступления «Байкало-Амурская магистраль – второе рождение» предоставляется студенту группы студенту группы ЭМ-11 Леснову Василию.
Слайд 1
БАМ – второе рождение
Слайд 2
Выступая в Алма-Ате 15 марта 1974 г. по случаю 20-летия начала освоения целины, Л.И. Брежнев заявил о том, что страна приступает к грандиозным планам строительства Байкало-Амурской магистрали. В речи говорилось и о том кому предстоит строить новую магистраль: «… Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие посланцы всех республик, и в первую очередь наша молодежь» Л.И.Брежнев.
Слайд 3
XVII съезд ВЛКСМ, проходивший с 23 по 27 апреля 1974 года, объявил строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Создан Центральный штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМом.
Слайд 4
Прямой призыв к молодежи строить БАМ прозвучал в апреле 1974 г. на XVIII съезде Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Более того ЦК ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Прямо со съезда на восток 27 апреля отправились 600 бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. В отряде были комсомольцы Москвы, Ленинграда и всех союзных республик. Его командиром стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда, опытный транспортный строитель В.И. Лакомов, а комиссаром - В.В. Мучицын. 3 мая отряд прибыл на БАМ
Вслед за ним стали формироваться и другие отряды.
Слайд 5
Как сообщала газета «Правда», на стройку века комсомольский отряд провожали с Ярославского вокзала столицы всей страной. Через несколько суток поезд привёз молодых людей в Тайшет, где железная дорога раздваивалась: северная её часть была БАМом, южнее проходил Транссиб. Здесь комсомольский отряд тоже разделился на две части. Одни отправились в Усть-Кут, другие прямиком в Тынду – из этих городков они и должны были вести строительство магистрали навстречу друг другу.
Слайд 6
В сентябре 1974 года, в честь 70-летия советского писателя Николая Островского, комсомольцы уходили на корчагинскую вахту под девизом: «Комсомолец! Эстафету рождённых бурей, закалённых, как сталь, ты сегодня продолжи, строя Байкало-Амурскую магистраль». Через стройку века прошли сотни тысяч комсомольцев, которые в труде закалили свой характер.27 октября 1984 года все газеты Советского Союза опубликовали долгожданную весть о завершении укладки главного железнодорожного пути и открытии рабочего движения поездов на всём протяжении магистрали.
Слайд 7
30 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О присвоении имени Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения». В нём отмечалось:
«Учитывая большой вклад Ленинского комсомола в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали — Всесоюзной ударной комсомольской стройки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: присвоить имя Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения и впредь именовать эту дорогу — Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола».
Слайд 8
Призыв Генерального секретаря ЦК КПСС нашел горячий отклик в сердцах советской молодежи, был воспринят как новое ответственное и почетное поручение партии Ленинскому комсомолу. В комсомольские организации сразу же поступили десятки тысяч заявлений от юношей и девушек с просьбой направить их на БАМ.
Слайд 9
В итоге стройка действительно стала комсомольско-молодежной. Среди строителей магистрали 70 процентов составляли люди в возрасте до 30 лет, приехавшие со всей страны.
Руководство страны предпочло забыть о «бамлаговском прошлом» магистрали - труд заключенных во время нового строительства не использовался, да и вспоминать о том времени и делах было не принято.
Решением ЦК ВЛКСМ в Тынде был создан штаб ЦК ВЛКСМ, который организовывал и направлял всю комсомольскую работу. Во всех областях и автономных республиках, по территории которых проходила магистраль, так же были созданы штабы ЦК ВЛКСМ.
Слайд 10
Прибывающие на БАМ комсомольские отряды включали в себя от 100 до 150 человек. Во главе отряда стоял командир и комиссар, отвечавший за воспитательную работу. По приезду к месту работ члены отряда формировались в бригады по 10-15 человек. Стоящие во главе них бригадиры подчинялись прорабам строительно-монтажных поездов (СМП) или мехколонн, а те в свою очередь Главбамстрою, который располагался в Тынде
Слайд 11
Амурская стройка длилась 10 лет. Открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали было открыто 27 октября 1984 года. Спустя еще пять лет подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. Вся магистраль была передана железнодорожникам (МПС СССР)
Слайд 12
Спасибо за внимание.
(песня « Строим БАМ» ,« Самоцветы»)
Омельяненко Г.С.
Слово для выступления «Будни Байкало-Амурской магистрали» предоставляется студенту группы ЭМ-11 Комер Егору.
Слайд 1
Современный БАМ
Слайд 2
БАМ проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению больших (еще совершенно не освоенных) природных богатств районов, по которым пролегла магистраль. На территориях прохождения магистрали планировалось построить 9/11 (по разным источникам) территориально-промышленных комплексов-гигантов , на сегодняшний день построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез.
Слайд 3
На сегодняшний день трасса работает, хотя составов по ней проходит меньше, чем по Транссибу (одна из задач БАМа и была - продублировать/разгрузить Транссиб), объём грузоперевозок по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск составлял примерно 12 млн тонн в год (в планах довести до 50 млн тонн в год), и около 12 миллионов пассажиров в год. Но отдельной организации "Байкало-Амурская железная дорога" с центром в Тынде уже давно нет. Часть БАМа управляется из Иркутска ("Восточно-Сибирские железные дороги"), а часть из Хабаровска ("Дальневосточные железные дороги").
Слайд 4
Продолжается строительство "ветки" БАМа - Амуро-Якутской магистрали. Планируется строительство железной дороги между БАМом и Транссибом "Новый Уоян-Могзон", "капиллярных" веток к месторождениям полезных ископаемых а так же сообщени с островом Сахалин в виде Сахалинского тоннеля или моста. В долгосрочных планах - перевод всего грузового движения с Транссиба на БАМ, но для этого потребуется строительство вторых путей (на сегодняшний день БАМ на большей части своей протяженности - однопутная магистраль)
Слайд 5
Но настоящим королем магистрали является двухуровневый мост через Амур. Дорогая, но убыточная БАМ признана самым дорогим объектом инфраструктуры, построенным в СССР, ее стоимость в ценах 1991 года оставила 17,7 млрд рублей. Затраты превысили запланированные в четыре раза. Несмотря на такие грандиозные вложения, в начале 2000-х, по словам специалистов, магистраль ежегодно приносила около 5 млрд убытков. Но согласно современной «Стратегии-2030», в ее развитие планируется вложить около 400 млрд рублей, так что есть основания предположить, что история БАМ будет иметь продолжение.
Слайд 6
Значение магистрали
Нормализация работы магистрали на всем ее протяжении создает основу для:
1. Широкомасштабного хозяйственного освоения Дальнего
Востока и Севера России.
2. Создания прочных связей со странами Востока (Япония, Китай, Корея);
3. Развития экономики Сахалина, Курильских островов.
Слайд 7
БАМ сегодня
Сейчас по БАМу ежесуточно проходят 8 поездов, объемы перевозок составляют 12 млн тонн грузов в год.
4 декабря 2003 года на БАМе был открыт самый крупный в России и пятый по протяженности на планете Северо-Муйский железнодорожный тоннель протяженностью 15 километров 343 метра.
БАМ перевозит ежегодно около 12 млн пассажиров — чуть более 1 % пассажирских железнодорожных перевозок всей России.
Слайд 8
В наши дни Байкало-Амурская магистраль – это важный экономический проект. Его главная задача – разгрузить Транссиб, который давно работает на пределе. Как писал ранее «Век», в 2016-2017 годах по проекту развития здесь был сдан в эксплуатацию 91 объект. На этот год намечено такое важное событие, как сдача Байкальского тоннеля. Еще один серьезный проект - строительство перемычки Могзон – Новый Уоян, которая соединит БАМ и Транссиб. Она даст доступ к месторождениям севера Бурятии.
Слайд 9
Как заявил заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов, БАМ всегда находится в центре внимания федерации. На 2021 год намечено строительство второй очереди Северомуйского тоннеля. Строителям поставлена задача уложиться в пять лет – для подобных объектов это оперативно. После сдачи объекта пропускная способность этого участка составит 100 млн. тонн в год. «Мы помним, какой сложной была первая часть проекта. Дело не в деньгах, а в сроках строительства, скорости реализации объекта и наложение этой скорости на потребность в пропускной способности. Поэтому мы сейчас смотрим финансово-экономическое и технологическое обоснование», - сказал Акимов.
Слайд 10
В целом же, основные задачи модернизации – ликвидация однопутных и неэлектрифицированных участков. Кроме того, предстоит переделать перегоны, геометрия которых не соответствует современным требованиям безопасности. «Роль БАМа для России сейчас гораздо важней, чем десятилетия назад. Мы претендуем на то, чтобы стать инфраструктурным лидером XXI века. Такие транспортные коридоры помогут в этом.
Слайд 11
«БАМ сейчас - важнейшая магистраль для экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее эффективность пока будет зависеть от рынка угля. В ближайшие годы там видится огромный спрос. Что будет в перспективе десятилетий – вопрос. Скорее всего, промышленность начнет уходить от угля. И здесь для БАМа есть риски, но по другому в таких больших проектах не бывает», - уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.
Слайд 12
Спасибо за внимание.
Солдатов Н.Н.
Слово для выступления «Байкало-Амурской магистрали – 45 лет» предоставляется студенту группы ЭМ-11 Иванову Вадиму
Слайд 1.
Байкало-Амурской магистрали – 45 лет.
Слайд 2.
Одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В этом году исполнилось 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Слайд 3.
БАМ стал символом эпохи, живой историей и «вторым домом» для тысяч строителей. Поэтому и отмечают большой праздник целыми семьями. Здесь даже свои династии сложились. И вот сейчас, спустя десятилетия, на БАМ снова возлагают огромные надежды.
Магистраль переживает второе рождение, ее и так реконструируют последние годы активно, а на ближайшую пятилетку запланированы максимальные инвестиции из бюджета — по сто миллиардов рублей в год — на расширение колеи.
Слайд 4.
Создавали всей страной: ударной комсомольской стройке — 45 лет. Байкало-Амурскую магистраль называют важнейшим транзитным маршрутом, который связал всю Евразию.
Слайд 5.
Магистраль необходима, чтобы развивать Сибирские и Дальневосточные регионы, выгодно торговать с Китаем, Кореей и Японией, осваивать месторождения — Эльгинское угольное, Олекминское железорудное и другие. Для доступа к полезным ископаемым планируется построить 12 новых ответвлений. После реконструкции здесь смогут пройти самые тяжелые составы — потребители быстрее получат товары и сырье.
Слайд 6.
«За счет смены железобетонных шпал, которые меняют соответственно деревянные шпалы, за счет реконструкции и строительства мостов и искусственных сооружений, за счет открытия новых тоннелей, все это позволит нам увеличить предельно максимальную загрузку, разрешенную для железнодорожных вагонов, тем самым в одном составе по весу может провозиться больше грузов».
Слайд 7.
В связи с празднованиями юбилея был отправлен по БАМу Юбилейный проезд с артистами, ветеранами и представителями руководства ДВЖД на борту. Поезд прошел 900 километров пути, останавливаясь на станциях Хурмули, Горин, Эворон, Амгунь, Джамку, Герби, Алонка, Этыркэн, Иса, Тырма, Солони и Сулук. Во время стоянок для жителей этих посёлков будут проводиться праздничные митинги, концерты, ветеранов, строивших магистраль. В тех посёлках, в которых останавливался поезд, крайне редко бывают артисты, и поэтому выступление творческих коллективов будет большим подарком для местных жителей.
Слайд 8.
Во время стоянок для жителей этих посёлков будут проводиться праздничные митинги, концерты, ветеранов, строивших магистраль. В тех посёлках, в которых останавливался поезд, крайне редко бывают артисты, и поэтому выступление творческих коллективов будет большим подарком для местных жителей.
Слайд 9.
Спасибо за внимание.
Омельяненко Г.С.
Ребята, мне очень приятно сегодня представить человека, который
имеет прямое отношение к строительству Байкало-Амурской магистрали, за что был награжден в 1986 году медалью Верховного Совета РСФСР «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Слово предоставляется второму ( в 1980-1982 годах) , а с 1982 по 1986 год первому секретарю Солнечного райкома комсомола Хабаровского края Солдатову Николаю Николаевичу.
(выступление Солдатова Н.Н.)
Омельяненко Г.С.
А сейчас мы с вами посмотрим некоторые фрагменты документального фильма «Байкало-Амурская магистраль»и окунемся в те далекие годы прошлого столетия.
Солдатов Н.Н.
Мы благодарим гостей и студентов, принявших участие в работе классного часа. Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.