Открытое внешкольное мероприятие " Масленица"
Оценка 4.7

Открытое внешкольное мероприятие " Масленица"

Оценка 4.7
docx
31.05.2024
Открытое внешкольное  мероприятие " Масленица"
Сценарий_проведения_праздника_Масленицы_в_школе.docx

Открытое  внешкольное мероприятие «Масленица»

 

Масленица: сценарий проведения праздника в школе

Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

- Развитие ловкости, смекалки;

- Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

- Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

- Оздоровление учащихся;

Форма проведения: КТД.

Место проведения: школа, пришкольный участок.

 

Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

 

Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

Ход мероприятия

(Все участники и ведущие в народных костюмах)

Ведущий 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В школу родную нашу зашла,

Радость всем нам принесла.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

 

 

 

 

Учитель:

 

Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того какого числа празднуется Пасха. В этом году мы отмечаем Пасху 5 мая, а Масленицу начинаем отмечать с 11 марта.

 

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те  далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.

 

Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

 

Понедельник-«Встреча»

Вторник-«Заигрыш»

Среда-«Лакомка»

Четверг-«Разгуляй четверток»

Пятница-«Тёщины вечера»

Суббота-«Золовкины посиделки»

Воскресенье-«Прощёный день»

 

Ведущий 2:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды.»

 

Учитель

 

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой  станции вас встречают веселые скоморохи и красные девицы. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

 

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

 

Описание станций:

I. Понедельник-«Встреча»

 

Скоморох:

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

 

 

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

 

Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

 

Команды двигаются дальше.

II. Вторник-«Зайгрыш»

 

(Эта станция на улице, на пришкольном участке; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

 

Скоморох 1:

 

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

Скоморох 2:

«Две команды у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы.»

 

Эстафета 1«Обруч»:

 

- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

 

Эстафета 2 «Сани»:

 

- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

 

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

 

- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

 

Скоморох 3:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет - стар и млад

Перетягивать канат?»

 

Эстафета 4«Перетягивание каната».

 

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

 

Команды двигаются дальше.

 

III. Среда-«Лакомка»

 

(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

Скоморох:

«Станция «Лакомка».

 

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

 

Судья объясняет правила игры.

 

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

 

Команды двигаются дальше.

 

IV. Четверг«Разгуляй четверток»

 

(Проводится в здании школы).

 

Скоморох:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Вас встречают русские

Весёлые скоморохи.

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие - запишем

Разгуляй - гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

 

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

 

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

Команды двигаются дальше.

 

V. Пятница «Тёщины вечера»

 

Скоморох:

 

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

 

Загадай загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

 

Сценка:

 

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

 

Тёща:

«Будешь со мной стих читать, в рифму слова подбирать»

 

Зять соглашается.

Зять: «Буду»

 

Скоморох:

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

 

Ребята: -ДА!

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

 

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

 

Скоморох:

 

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1.     Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2.     Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

3.     Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4.     Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5.     Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6.     Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7.     Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

 

Скоморох:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

 

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

 

Команда двигается дальше.

 

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

 

Скоморох:

 

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка , поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

 

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

 

Пословицы:

 

1.     Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2.     Зима без снега – лето…(без хлеба);

3.     Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4.     Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

5.     Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6.     У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7.     Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8.     Что с возу упало…(то пропало).

 

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

 

 Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

Команды двигается дальше.

 

VII. Воскресенье «Прощёный день»

(Проводится на улице.Все становятся вокруг чучела).

 

Учитель«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

 

(Все просят прощения друг у друга).

 

«Бог простит!

« Пора прощаться нам с Зимой,

Повстречаться всем с Весной.

Зиму будем доставать,

На костре большом сжигать.

Но к ней пройти не каждый сможет,

Есть здесь смелые, кто поможет!»

 

Выбегают скоморохи, поджигают чучело.

 

 Все участники кричат:

 

«Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло,

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!»

Проведение игр (Правила проведения игр прилагаются)

 

Учитель

«Вот и кончилось маслица,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста.»

 

- Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

 

Подведение итогов:

Все команды в школе

Скоморохи – судьи на сцене:

 

1.     Две команды так старались.

Мы ими просто любовались.

И за обе мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

 

 2.     Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

 

 3.     Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

 

4.     Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Пятёрок больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

 

Учитель:

«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».

 

Ведущий 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару»

Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытое внешкольное мероприятие «Масленица»

Открытое внешкольное мероприятие «Масленица»

Учитель: Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется

Учитель: Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется

Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко

Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко

Победителем кто станет? Раз, два, три, четыре

Победителем кто станет? Раз, два, три, четыре

Станция «Лакомка». Здесь гречкою пахнет,

Станция «Лакомка». Здесь гречкою пахнет,

На тёщиных вечерках Зятья тёщ угощают,

На тёщиных вечерках Зятья тёщ угощают,

Участники должны отвечать хором

Участники должны отвечать хором

Пословицы красят речь, делают её образной

Пословицы красят речь, делают её образной

На костре большом сжигать. Но к ней пройти не каждый сможет,

На костре большом сжигать. Но к ней пройти не каждый сможет,

И тогда весенние Наступят перемены

И тогда весенние Наступят перемены

Открытое внешкольное мероприятие " Масленица"

Открытое внешкольное  мероприятие " Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024