Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Открытое занятие для детей старшей группы
с использованием методов песочной терапии и психографики
на тему: «Новый год в Африке»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
высшей
квалификационной
категории
Чернецкая Елена Юрьевна
г. Ипатово, декабрь 2020г
Конспект логопедического занятия в старшей группе:
«Новый год в Африке»
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ и психографики)
Цель: создание условий для развития тактильной чувствительности, расслабления, активизация интереса. мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Задачи:
1. Закреплять понятие «Животные Африки».
2. Закреплять умение правильного употребления предлогов: на, в, за, из, из-за.
3. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные по теме «Животные
Африки» (жирафовый, тигриный, крокодилий и т.д.).
4. Закреплять названия транспортных средств.
5. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
6. Активизировать словарь детей словами по теме «Животные Африки».
7. Развивать кинестетическую чувствительность, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, произвольное внимание и память, мышление.
8. Развивать нейронные связи в мозолистом теле методом психографики
9. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом, играть в соответствии с правилами.
Оборудование:
- две песочницы с сухим и влажным песком;
- мелкие игрушечные фигурки;
- две посылки;
- карта;
- указатель «Африка»;
- влажные салфетки;
- подарки: шоколадные новогодние фигурки.
Предварительная работа:
Разучивание текста физкультминутки «До Африки…»
I.Организационный момент.
Психогимнастика:
- Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу.
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох носом и вдохнём в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохнем через рот все обиды и огорчения (вдох и выдох 3раза)
Давайте поздороваемся с каждым пальчиком.
Скажите, какое у вас настроение. А теперь покажите на картинке своё настроение и отметьте его галочкой. (Дети выбирают картинку с изображением смайлика и ставят галочку фломастером).
I. Основной этап.
(Логопед держит в руках посылку, украшенную по-новогоднему).
Л: - Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка.
Как вы думаете, от кого она?
- От Деда Мороза.
- Давайте посмотрим, что в ней.
Открывают посылку. Логопед читает письмо из посылки:
«Ребята, я получил письмо из Африки. Животные Африки просят меня приехать к ним и поздравить их с Новым Годом. Но у меня сейчас много дел. Поэтому я хочу попросить вас помочь мне.
Отправляйтесь в Африку вместе с моими помощниками и поздравьте животных Африки с Новым Годом. Ваш Дед Мороз»
- Давайте посмотрим, а где же помощники Деда Мороза?
Достает из посылки игрушечного Деда Мороза и ёлку.
- А как же мы доберемся до Африки? (Варианты детей).
- А чтобы нам не заблудиться, Дед Мороз задал нам необычное задание.
(Достает таблички для развития межполушарного взаимодействия.)
Л: - Надо двумя руками одновременно нарисовать путь от нашего детского сада до Африки.
(Дети рисуют карту).
- Можно отправляться в путь. А чтобы добраться до Африки, повторяйте за мной:
До Африки нам, братцы, - ладони к щекам,
Так трудно добираться! - качают головой
На машине мы поедем, - «руль»
И на поезде помчимся. - Руки согнуты в локтях
В самолете полетим, - руки в стороны
Сверху землю оглядим. - «Бинокль»
На корабле по океану - руки «лодочкой»
Плывем с отважным капитаном. - «Отдают честь»
Вот впереди видна земля - «козырек»
Приплыли в Африку, друзья! - хлопают в ладоши.
- Давайте посмотрим - правильно! Вот указатель «Африка».
Л: Ребята, давайте подойдём к столу и посмотрим, что тут интересного мы можем увидеть?
(На столе стоит чашка с водой в которую надо бросить капсулы, которые в воде раскроются и превратятся в животных). (Опытная деятельность).
Л: Давайте подойдём к другому столу и посмотрим, кто нас здесь ждёт.
Дети подходят к песочнице.
Л: Ребята, посмотрите какой красивый стол перед вами. А вот что здесь, сейчас отгадаем? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)
Л: Правильно, перед вами песок
- Скажите, ребята, а вы любите играть с песочком? (Да!),
-Но прежде, чем мы начнём играть с песочкам, давайте вспомним
Правила игры с песком:
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
5. После игры с песком – помой руки!
Л: Молодцы! Все правила запомнили!
- А теперь давайте поздороваемся с песочком.
Упражнение «Здравствуй песок!»
1. Игра «Чувствительные ладошки»:
Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? (ответы детей: желтый, сухой, прохладный ...)
- Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?
(сухой или мокрый, теплый или холодный).
- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.
- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?
- Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.
Л:- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.
- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!
А теперь давайте пошипим как змейка ш-ш-ш-ш
Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.
- Слышите, как песочек смеется?
Л: Сожмите руки в кулачок и покажем, как идёт…
2. Игра «Необыкновенные следы»
«Идёт слон» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
«Прыгают тушканчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Пробежал крокодил» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение животного.
Л: А теперь мы подуем на песочек через коктейльную трубочку
(Выработка воздушной струи)..
Дети подходят ко второй песочнице.
Л:- Но что-то никого не видно. Наверное, был сильный ураган и все животные попрятались. Давайте их поищем.
Дети откапывают в песке фигурки животных.
Каждый ребенок указывает, где спряталось животное.
(Крокодил – в воде, Носорог – за зарослями, Зебра выглядывает из-за пальмы, Попугай – на пальме.)
- Но мы не всех животных отыскали. Посмотрите, чей хвост в песке? (Тигриный).
- А это чья голова? (Жирафья).
- А это чьи лапы? (Леопардовые).- Достаньте их из песка.
Л: А давайте посмотрим, что стало с нашими волшебными капсулами? (Достаёт из воды поролоновые фигурки животных).
Л: Кто пришёл ещё с нами поиграть? (Дети угадывают и называют животных).
(Логопед достает из посылки игрушечного Деда Мороза и волшебную Ёлочку.)
- Как вы думаете, что необходимо, чтобы праздновать Новый Год?-
- Ёлочка. – Но в Африке нет ёлки, что же нам делать? – Можно нарядить для наших животных пальму игрушками, которые взяли с собой помощники Деда Мороза.
Дети украшают пальму.
Л:- А как вы играете у ёлки на Новый год?
Д: - Водим хоровод вокруг ёлки вместе с Дедом Морозом.
Л:- Давайте животных и помощников Деда Мороза выстроим в хоровод вокруг пальмы.
Л:- А какие еще зимние забавы вы знаете?
Д:- Игры в снежки, катание на санках с горки…
Л:- А здесь мы можем поиграть с нашими животными?
Д: - Да, во влажном песке.
Л:- У нас есть санки Деда Мороза, давайте построим горку и покатаем животных на санках с горки.
(Дети лепят горку из влажного песка. Поочередно скатывают животных с горки.)
Л:- А в какие зимние игры мы можем поиграть с животными, заменяя снег влажным песком? – Д: -В снежки.
(Дети лепят маленькие «снежки» и играют с животными и с помощниками Деда Мороза.)
- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте прощаться с животными.
До свидания, жираф…(крокодил, зебра, леопард, тигр, носорог).
( Картина разбирается Песочница закрывается.)
Л: Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком – помой руки!
Сейчас мы возьмём влажные салфетки и протрём руки, а в группе вымоем руки хорошо с мылом.
- А чтобы вернуться в садик, повторяйте за мной:
До садика нам, братцы, - ладони к щекам,
Так трудно добираться! - качают головой
На машине мы поедем, - «руль»
И на поезде помчимся. - Руки согнуты в локтях
В самолете полетим, - руки в стороны
Сверху землю оглядим, - «бинокль»
На корабле по океану - руки «лодочкой»
Плывем с отважным капитаном, - «отдают честь»
Вот впереди видна земля - - «козырек»
Приплыли в садик мы, друзья! - хлопают в ладоши.
Л: Посмотрите на картинки с мальчиками. На какого мальчика вы сейчас похожи?
(Дети отмечают карточку с эмоцией.)
Рефлексия:
Л:Замечательное путешествие у нас сегодня получилось!
- А где мы сегодня были?
- Понравилось вам, ребята, наше путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое настроение было у вас во время путешествия?
А на память о нашем путешествии и в знак благодарности, Дед Мороз приготовил для вас маленькие сюрпризы.
Л: Занятие закончено. Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.