Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Опыта Опытовича""
Оценка 5

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Опыта Опытовича""

Оценка 5
docx
19.09.2020
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Опыта Опытовича""
Открытое занятие В гостях у Опыта Опытовича.docx

 

 

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы  «В гостях у  Опыта Опытовича» в форме «квест-игры».

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения  мире.

Главное  достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Итак, вода. Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научится самостоятельно изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Цель: формирование познавательных процессов у  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательная

- Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.

-Познакомить детей со свойствами воды

- Активизировать словарь

Воспитательная

- Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Развивающая

-Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, их встречает Опыт Опытович – человек в образе учёного, в белом халате, в очках и предлагает стать участниками развлекательной программы.

Опыт Опытович (далее – ОО): Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Опыт Опытович, и я рад видеть вас в этой лаборатории. Имя моё неслучайно. По моему имени вы, наверно, догадываетесь, что мы здесь проводим… Правильно опыты. Ребята, я хочу вам показать свое сокровище, книгу познаний. Сейчас открою (ищет в карманах ключ). Ай, моя садовая голова, я этот ключ  убрал в шкатулку и забыл в какую. Чтобы открыть шкатулку нужно провести опыт. Но сначала я попрошу вас отгадать загадку.

 На экране появляется загадка про воду.

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.       

 (Вода)

Стихотворение про воду:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

 

Итак, опыт № 1.  «Имеет ли вода форму».ОО: Ребята как вы думаете, имеет ли вода форму? Какая она? (Ответы детей). Переливаем одну и ту же форму в разные сосуды. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду в тарелку, она растекается бесформенной лужей. Вывод: Вода не имеет формы.

ОО: Уважаемые коллеги, какие свойства воды вы еще знаете? (без вкуса, без запаха, без цвета). Правильно, молодцы. Всегда ли вода бывает только в жидком состоянии? (Ответы детей). Правильно, вода не всегда жидкая. Она имеет три состояния, какие? (ответы детей: жидкая, твердая, газообразная). Как же вода может быть твердой? (Ответы детей: лед, сосулька, ледник в горах). Замечательно! Давайте проверим, действительно ли лед – это вода! ОО просит надеть перчатки и взять в руку кубик льда, а сам кубик льда кладет себе на ладонь, дети видят, что лед в руках у профессора тает и превращается в воду. Ребята, скажите пожалуйста, что случилось с моим кубиком льда? (Ответы детей: потому что рука теплая и лед растаял и превратился в воду). Почему у вас лед не тает? (Ответы детей: потому что мы надели перчатки).Какой мы вывод можем сделать? Вывод: Вода может быть твердой. Молодцы, все правильно!

Итак, вода бывает жидкая, твердая и газообразная. Как же вода может быть газообразная? (Ответы детей: туман, пар из чайника, кастрюли). Это интересно! Давайте это проверим! ОО открывает термос с кипятком, дети видят пар. ОО: Коллеги, я не вижу здесь воды, вижу лишь пар! Что же нам нужно сделать, чтобы пар превратился в воду? (Ответы детей: накрыть крышкой, зеркалом, стеклом). Как вы думаете, что же будет, если я накрою термос крышкой? (Ответы детей: на крышке появятся капли, это и есть вода). Давайте попробуем! Великолепно, какие умные у меня коллеги!

Мы здорово справились с этим заданием! Ребята, где то должна быть подсказка, какую шкатулку мы должны открыть, поищите, пожалуйста! (находят приклеенную цифру 2 на подносе). Какой сундук открываем? А вот и ключ к познаниям. Ошибочка, не подходит .

ОО: Не подходит ключик, дети? Что ж неудача. Неудачи бывают и у нас, настоящих учёных. Но мы не сдаёмся. А продолжаем искать нужный результат.

Итак, Опыт № 2. «Цветущая лилия» Я, Опыт Опытович,  предлагаю вам опыт с бумажными цветами. Как вы думаете, что произойдет с цветком, если мы опустим его в воду? (Ответы детей).Опустите  их на поверхность воды и наблюдайте. Что вы видите?(Наши цветы превращаются в прекрасные распустившиеся лилии в серединке). Почему это произошло? Вывод: Бумага имеет свойство – промокать, она промокла и нити бумажные намокли, натянулись  и выпрямились. В сердцевине цветка цифра 4. Открываем шкатулку №4, в которой находится записка с заданием выполнить физкультминутку

Физкультминутка. Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку, выполним упражнения для наших спинок, для наших позвоночников. (дети выходят в центр группы, звучит фонограмма, дети выполняют движения в соответствии со словами песни.

Вот так, упражнения мы сделали. Физкультминутку провели. А теперь, мои внимательные учёные, скажите мне, пожалуйста, сколько опытов мы провели? Под каким номером у нас будет следующий опыт?(4) Правильно,. Молодцы! Настоящие учёные!

Опыт № 4. «тонет – не тонет» Проведем эксперимент. Для этого нам понадобится емкость с водой, два апельсина, лупа.

Коллеги, как вы думаете, если мы опустим апельсин в воду, что произойдет? (Ответы детей)

Что же мы видим? (Ответы детей, апельсин плавает на поверхности, апельсин не тонет)

Апельсин в кожуре плавает на поверхности воды и даже, если очень постараться, утопить его не удается.

А теперь смотрите фокус! (опускаю апельсин без кожуры в воду, он утонул). Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает!

Давайте достанем апельсины, отделим кожуру и посмотрим ее под лупой. Что вы видите? (ответы детей: точечки, ямочки).

Все дело в том, что кожура апельсина мелкими впадинками и точечками – в них и находятся маленькие пузырьки воздуха и поэтому апельсин в кожуре остается на поверхности!

 Вывод :так как в кожуре и между кожурой и апельсином есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть.

ОО:Уважаемые ученые, посмотрите, пожалуйста, в ваших атрибутах нигде нет подсказки какую шкатулку мы ложны открыть!? (В апельсиновых корках спрятана цифра 5).

ОО: Какие внимательные у меня коллеги! Открываем пятую шкатулку.

В шкатулке стоит баночка с растительным маслом  и лежит записка с заданием провести опыт под названием «Волшебный стакан»

Опыт № 5: «Волшебный стакан». Ну что, уважаемые коллеги, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан»

- стеклянная прозрачная емкость

-вода

-пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком)

-растительное масло

-любая шипучая таблетка (или мелкая соль)

ОО: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло , что произойдет? (ответы детей: масло останется на поверхности). А почему? (Потому что вода тяжелее масла!). Давайте проверим!

В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема.

Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой

Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам  самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

ОО: А где же наша подсказка? (ОО ищет и находит под крышкой баночки с подсолнечным маслом.) Открываем шкатулку под номером 6, лежит ключ.

ОО: Уважаемые коллеги, ключ снова не подходит. Нам осталось открыть последнюю шкатулку, в ней наверняка лежит наш ключ! Но для того , чтобы ее открыть, проведем последний опыт.

Опыт № 6. ОО: Перед вами 2 непрозрачные емкости с номерами с водой, в одной емкости вода соленая. Как мы с помощью опыта сможем определить, в какой ёмкости вода солёная? (Ответы детей)

(Дети должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом или картофелиной.

Открывают последнюю шкатулку, в которой лежит ключ к книге познаний.

ОО: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братишкам и сестрёнкам, друзьям и подругам! Для того, чтобы нам легче было рассказать про наши открытия, я предлагаю вам закрепить наши знания (детям раздаются конвертики, в которых лежат символы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают символ и наклеивают на лист картона).

ОО: Уважаемые мои коллеги, ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь).  И еще, я дарю вам свою книгу, свое сокровище, где собраны все мои опыты.

ОО: Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!

 

 

 


 

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Опыта Опытовича""

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "В гостях у Опыта Опытовича""

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у

Но сначала я попрошу вас отгадать загадку

Но сначала я попрошу вас отгадать загадку

Какой мы вывод можем сделать ?

Какой мы вывод можем сделать ?

А теперь смотрите фокус! (опускаю апельсин без кожуры в воду, он утонул)

А теперь смотрите фокус! (опускаю апельсин без кожуры в воду, он утонул)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2020