Открытое занятие «Путешествие по Дагестану», 10-11 лет
Оценка 5

Открытое занятие «Путешествие по Дагестану», 10-11 лет

Оценка 5
docx
01.06.2024
Открытое занятие «Путешествие по Дагестану», 10-11 лет
Открытое занятие Путешествие по Дагестану.docx

Открытое занятие «Путешествие по Дагестану», 10-11 лет

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.

Задачи:

Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.

Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.

Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.

Материал: карта Дагестана«ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.

Педагог:

- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

Чтобы совершить это путешествиенам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети: - Да!

(Педагог: приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с педагог)

Педагог: - Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:- В селении Балхар.

Педагог: - Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Педагог: - Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети:- Да!

Педагог:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».(Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)

Педагог: - Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?

Дети:  - Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Педагог: - Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Фото «Путешествие по Дагестану»

Дети:- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Дети:- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Педагог:- Для чего служат ковровые изделия?

Дети:- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Дети:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи, сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)

Педагог:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».

Дети:

«Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок,

Завязала узелок.

Завязала два узла,

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Педагог:- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка: Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)

По окончании музыки детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Педагог:

 (Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Дети:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Дети:

- Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Дети:

- Выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Дети:

- Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Педагог:

- Для чего служат кувшины, игрушки?

Дети:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Дети:

- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Педагог:

- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Дети:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

Дети:

- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Педагог:

- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

+ Педагог:

- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Дети:

- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Дети:

- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Дети:

- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Дети:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Дети:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Дети:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Педагог:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка.

Педагог:

-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Педагог:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Дети:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Педагог:

- Какие инструменты нужны мастерам?

Дети:

- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Дети:

- Самое главное руки унцукульца - его высокий художественный вкус.

Педагог:

Давайте споем песню «Приезжайте в Дагестан»

Педагог:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем,


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытое занятие «Путешествие по

Открытое занятие «Путешествие по

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы

Размотала я клубок, Завязала узелок

Размотала я клубок, Завязала узелок

Всюду вызвала восторг. Педагог : -

Всюду вызвала восторг. Педагог : -

Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них : «Тайну кубачинского искусства

Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них : «Тайну кубачинского искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2024