Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе ЗПР
на тему:
«Русская берёзка - символ России»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к родной природе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: роща, береста, древесный гриб – чага.
Материалы и оборудование: аудиозапись, береза - деревцо, зеленые листики из бумаги, ноутбук, презентация «Подарки русской березки» сигнальные карточки (красный, зеленый цвет), подготовленные предварительно с детьми работы, гуашь, ватные палочки.
Предварительная работа: рассматривание изображений родной природы; наблюдение в природе за березой, знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о берёзе, песни и хоровода «Во поле береза стояла», изготовление березки на листе с помощью соли.
Ход занятия:
Дети стоят в приемной и приветствуют друг друга:
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Раз – росой оно умылось.
Два – изящно покружилось.
Три – нагнулось и присело.
Всех лучами обогрело.
На четыре – засверкало
И добра всем пожелало!
Звучит тихая музыка «Отчего так в России березы шумят» (минусовка).
Вводная часть:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Дети, вы слышите, какая красивая музыка звучит и она нас всех приглашает в группу. (Дети садятся на стульчики) Я вам сейчас загадаю загадку, послушайте о ком она? Если вы её отгадаете, сразу поймёте о чём пойдёт сегодня речь
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Ответы детей: Берёза.
Воспитатель: Молодцы, дети. Берёзка!
Какое милое, очаровательное создание!
У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. За свою красоту береза стала символом России. Посмотрите, к нам сегодня в гости пришла березка. Подойдем к ней. Уже совсем скоро наступит май месяц и берёзке не терпится нарядиться в зеленый сарафан. А давай, мы ей поможем?
Основная часть:
Воспитатель: Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Каждый называет слово и вешает на дерево зеленый листик. Береза, какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
Вот какая у нас теперь нарядная береза!
Пригласить детей присесть на свои места.
Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Перед вами картина Ивана
Ивановича Шишкина, называется «Березовая роща»
- А что такое березовая роща?
- А какое время года изображено на картине? Почему так думаете?
А эту картину написал Исаак Ильич Левитан
- Какое время года изображено? Картина называется «Золотая осень»
А вот картина, которая называется «Иней», написал ее Игорь Эммануилович Грабарь.
В какое время года изображены березы? Как вы догадались?
Чем покрыты ветки березы?
Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.
И на картине Алексея Кондратьевича Саврасова, которая называется «Грачи прилетели»
Какое время года изображено?
По каким приметам вы догадались?
Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель.
В разное время года мы увидели березу и в каждое она красива по-своему. Вот какое замечательное дерево! Испокон веков березу почитали на Руси. Про нее много сложено стихов и песен. Какие вы знаете?
Дети читают стихи:
Ребёнок: - Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Ребёнок: - Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Ребёнок: - На полянке,
На пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка -
Символ Родины моей.
Воспитатель: В старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей гостьи!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Воспитатель: Молодцы, а березка пришла к нам не с пустыми руками, а с подарками, что-то она хочет нам показать, пойдемте, посмотрим (дети садятся на стулья, смотрят презентацию «Подарки от русской берёзки» )
- Вспомните, что покрывает стволы деревьев? (кора)
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)
- Как называется кора березы? (береста)
Беседа с демонстрацией презентации.
- Из березовых бревен в давние времена делали бревенчатые избы, чтобы в домах было тепло, люди заготавливали дрова, которыми топили печи. Также в давние времена в избах не было света и люди делали лучины – это такие березовые палочки, которые люди поджигали и она освещали всю избу. Березовые лучины горели дольше всех других и еще они не дымили.
Из березовых бревен люди делали разную мебель для домов (столы, скамейки, разные полки, даже для малышей делали люльки). Посуда тоже была из дерева.
- А это береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
С давних времен бересту использовали для изготовления изделий. Из бересты изготовляли хлебницы, кружки, плели корзинки. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали, делали игрушки и музыкальные инструменты
А еще березка – дерево лекарь.
Отвары из березовых почек заживляют раны.
Березовыми веничками лечат хвори в бани.
Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая.
Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине., а в давние времена люди в жаркое время удаляли им жажду.
Сегодня вы многое узнали о русской красавице - березе, и теперь я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультурную паузу.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле (потягивания и руки в стороны).
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки (дети машут руками),
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (наклоны вперед).
Влево - вправо, взад - вперед
Так деревья ветер гнет (наклоны вправо - влево, вперед - назад).
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна (руки опустили, встали прямо).
А сейчас мы с вами поиграем и проверим, что вы узнали и запомнили о берёзе.
Д/игра «Так или не так?»
Детям раздаются сигнальные карточки, если они согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет – красную.
У березы лекарственные почки.
Береза – это трава.
Чага – это гриб.
Зимой береза спит.
Березовый сок полезен.
Береза колючее дерево.
Береза – символ России.
А теперь мы с вами нарисуем подружек для нашей березы.
Перед вами лежат ватные палочки и рисунки берёз, которые мы с вами уже сделали и их надо сейчас завершить, что мы с вами сейчас и будем делать.
Возьмем ватные палочки и начинаем наряжать наши берёзки.
Звучит фонограмма «Отчего так в России березы шумят»
дети выполняют работу.
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы…., постарались, у нас с вами появилась целая березовая роща! Я надеюсь, что за время нашего занятия вы ещё больше полюбили русскую берёзку. Будете гордиться, восхищаться ей, беречь её, ведь она является – символом Родины моей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.