Открытое занятие "Детский игровой фольклор. Игра"
Оценка 4.6

Открытое занятие "Детский игровой фольклор. Игра"

Оценка 4.6
Игры
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
15.05.2018
Открытое  занятие "Детский игровой фольклор. Игра"
Открытое занятие для 1-4 классов. Знакомит детей с жанрами татарского фольклора, в частности игровой фольклор. На первом этапе дети рассказывают что такое фольклор и устное народное творчество. на втором этапе играют в народные игры и и инсценируют татарскую народную сказку "Теремкэй".на третьем этапе разгадывают кроссворд и проводят рефлексию.
Откр. занятие ИГРА.doc

Надпись: ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР. ИГРА.
Конспект занятия


Пояснительная записка

«Когда-то игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Она магически представляла желаемое и как бы предвосхищала появление его в реальной жизни. Игра развивала человека и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства».

М.Ю. Новицкая.

  Цель занятия: знакомство с жанрами детского игрового фольклора (татарского).

Задачи:

·     Прививать интерес, уважительное отношение к культуре своего народа;

·     Формировать мотивацию к артистической   деятельности;

·     Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в коллективе, самовыражения каждого ребенка средствами различных видов народного творчества.

Форма занятия: групповая.

 Оснащение:

Помещение для занятия – актовый зал;

Маски животных: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь;

Музыкальный центр

 Флэш с  татарскими  мелодиями.

 Содержание занятия

Вводная, организационная часть:

·       Приветствие. Создание благоприятного микроклимата.  

·       Постановка цели занятия.

Основная часть:

·       Актуализация знаний. Повторение понятий «фольклор», «народное творчество».

·       Введение нового образовательного материала. Детская жизнь и считалки, потешки, прибаутки, пестушки. Роль игры в жизни человека, в развитии способностей.

·        Выбор водящего считалкой.

·       Разгадывание загадок для выбора персонажей игры.

·       Игра в игры: «Продавец горшков» и «Капкалы уен»

·       Разучивание  слов персонажей татарской сказки «Теремкэй».

·       Обобщение и закрепление материала.

Заключительная часть:

·       Подведение итогов занятия. Опрос по пройденному материалу.

Ход занятия.

Звучит татарская весёлая мелодия. Дети садятся на свои места

Педагог:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
 Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. И я
рада, что сегодняшнее занятие мы начинаем с хорошего настроения. Давайте друг другу улыбнёмся и поделимся своим хорошим настроением.

Педагог: А сейчас ребята отгадайте загадку

Мы в ней ловкость развиваем

Мы в ней песенки поём

Мы в ней друга догоняем

 И весь мир в ней познаем!

Что это?...Игра, правильно.

Тема нашего занятия: «Детский игровой фольклор. Игра». Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии, что такое фольклор?

Ответы детей.

Педагог: Фольклор – это народная мудрость, знание, народные традиции, обычаи, обряды. В старину   народ слагал песни и сказки, легенды и былины, пословицы и поговорки. Фольклор – это ещё и танцы, игры, считалки, загадки, дразнилки, и многое другое.  Всё это накапливалось нашими предками веками, передавалась из поколения в поколение. Многое уже давно забыто, а лучшие образцы народного творчества дошли до наших дней. Итак, сделаем вывод: фольклор – это творчество -  устное народное: сказки, легенды, былины…Что ещё относится к фольклору?

Ответы детей: потешки, заклички, приговорки…

Педагог: Почему же оно называется устным?

Педагог: Потому что оно передаётся устно, а не письменно - от одного человека к другому, от старших младшим.

Игра для ребенка –это школа жизни. Игра проходит через все области устного народного творчества, даже через песню.  Существует выражение «играть свадьбу». Почему так говорят? ((Ответы).

А где мы ещё используем  народные игры?  Правильно, их можно найти в народных праздниках и обрядах.

Игры помогают освоить окружающий мир, развивают способности: ловкость, смекалку, пластичность, внимание… Игры бывают разные: с бегом, с движениями, с песнями и хороводами, с игрушками… Бывают игры с припевами и приговорками.  

Кто помнит, в какую игру  мы с вами играли на прошлом занятии. Правильно «Продай горшок». И мы все прекрасно знаем, что  многие игры начинаются… как вы думаете  с чего.. .правильно, со считалки. 

 Педагог:  Считалки пришли к нам из древности, когда велся подсчет убитой дичи, или что бы узнать итог предстоящего дела – удачно или неудачно завершится задуманное. Числам придавали особую важность, считалось, что есть числа счастливые и несчастливые. Считалки тоже относятся к народному творчеству, они служат для распределения ролей в игре, помогают в развитии речи, правильном произношении, и говорить их нужно громко и выразительно.

Педагог:  А теперь давайте вспомним, какие вы считалки знаете? (Ответы детей)

Молодцы ребята, много знаете считалок, а теперь давайте вернёмся к игре «Продай горшок». Давайте  в начале  выберем водящего

Тор, тор, тургай,
Таң ата бугай,
Әке-пәке-эремчек
Син кал,  бу чык.         
Проводится игра.

 

Педагог: А сейчас ребята мы поиграем в ещё одну подвижную игру «Капкалы уен». Нам надо выбрать двух ребят – они будут воротами.

Ыргада, мыргада
Мәче йөри елгада.
 Син кал, бу чык.
Ваша задача,   пока звучит музыка, играющие должны пробежать под воротами, а «ворота» должны ловить пробегающих, последний становиться победителем.

(проводиться игра)
Педагог: Молодцы, ребята! Славно вы потрудились! Садимся на свои места, сейчас мы немного отдохнём, успокоимся. (Звучит татарская лирическая мелодия)

На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился наш снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.

Ветер снова набежал и снежинки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Педагог: ну что, ребята, отдохнули? А сейчас мы поговорим о загадке. Загадка – жанр устного народного творчества, она учит думать, развивает внимание, смекалку, сообразительность. Есть загадки, состоящие из простого вопроса, другие похожи на задачки. Есть такие, которые рисуются, и, прежде, чем их отгадать, приходится поломать голову. Мои загадки в стихах. Кто загадку угадает, будет играть роль угаданного персонажа    следующей игры. Слушайте внимательно!

Загадываются загадки:

Эта маленькая крошка 
Рада даже хлебной крошке, 
Потому что дотемна 
В норке прячется она. (Мышка-тычкан)

Возле речки Водолазы,
Зелены И лупоглазы,
Про себя И даже вслух
Целый день Считали мух! (Лягушки- бака)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Ёжик -керпе)

Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет?  (Грач-  карга)

По дорожке не спеша,

Без особого труда,

Груз тяжёлый он везёт,

Так ведь это же …  (Осел-  ишэк)

Посреди густого леса 
Нет ни дома, ни навеса,
А в берлоге тесно ведь,
Вот и спит зимой  (Медведь-  аю)

 

 

Педагог: Итак, персонажи выбраны: Мышка, Лягушка, ёжик, грач, осёл,  медведь. Угадайте, какую   русскую народную сказку вам напомнили персонажи .  А мы обыграем театр-экспромпт татарской сказки «Теремкэй»

 

Действующие лица:
Теремок (2 человека) – «Заходите, будьте как дома!»(взявшись за руки)
Мышка – «Я мышка-норушка»(чешет лапкой за ушком)
Лягушка – «Я лягушка-квакушка»(прыгает)
Ежик – «Я ежик-четвероножик» (машет лодошками)
Грач – «Я иностранный грач – сенкью вери мач»(машет крыльями)
Ослик – «А я грустный ослик – до выборов и после» (показывает грусть)
Медведь – «Я сейчас всех буду давить!» (косолапые движения)
Текст (читает взрослый, делая паузы для реплик)
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю бежит Мышка (реплика) , побежала и стучит в Теремок. Смотрит, не т никого в тереме И стала Мышка (реплика) жить в ней.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю  Лягушка (реплика) бежит, побежала ближе и стучит. Выглянула Мышка (реплика) и стала звать к себе Лягушку (реплика) вместе жить. 
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот по полю  Ежик (реплика) бежит, побежал он к двери и стучит. И стали Мышка (реплика) да Лягушка (реплика) звать (машут лапками) к себе Ежика (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок (реплика), он не низок не высок. Вот над полем Грач (реплика важно) летит, опустился возле двери и стучит. И стали Мышка (реплика), Лягушка (реплика) да Ежик (реплика) звать к себе Грача (реплика) вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю  Ослик (реплика) идет, подошел он к двери и стучит.. И стали Мышка(реплика), Лягушка(реплика), Ежик (реплика) да Грач (реплика) звать к себе Ослика вместе жить.
Стоит в поле Теремок(реплика), он не низок не высок. Вот по полю  Медведь (реплика) бредет, подошел он к двери и ревет.. Испугались Мышка(реплика испуганно), Лягушка (реплика испуганно), Ежик(реплика испуганно), Грач (реплика испуганно) и Ослик (реплика испуганно) да и выскочили из Теремка(реплика испуганно). А Медведь (реплика) залез на крышу (обнял за плечи "теремок") и раздавил Теремок(реплика хором и умирающим голосом).
Вот и сказке конец! Каждый зритель - молодец!
Актеры выходят на поклон

Педагог: Славно повеселились! Отличная сказка получилась! Получается, что мы ребята обыграли сказку.

 (Исполняется песня «Урманда»)

Предлагаю разгадать интерактивный опрос «Устное народное творчество».

По горизонтали:

1. Стишок, произносимый нараспев, которым дразнят

2. Песенное обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, животным

3. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования

4. Краткая народная мысль  с поучительным содержанием, носит  народную мудрость, жизненный опыт.

5. Ритмично произносимый стишок, служит для распределения ролей в игре

6. Вымысел, который чаще всего рассказывается на ночь

По вертикали:

1. Стишок или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании

2. Быстрая речь

3. Меткая, краткая народная мудрость

4. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом

 

Педагог: Понравилось ли Вам играть? А вы чувствовали себя артистами? Ответы детей.  

Педагог: Но чтобы стать настоящим артистом надо много читать, быть любознательным, надо развивать артистические данные,  вы должны понимать и поддерживать друг друга, быть активными и всему этому нас учит игра. Чем мы сегодня и занимались.

У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши!

Спасибо вам большое за участие, мы с вами сегодня еще больше подружились! А в игры, которые мы с вами разучили, вы можете еще поиграть со своими друзьями в школе и во дворе.

Вот и кончилась игра,

Всем спешить домой пора!

Дети уходят под аудиозапись татарской песни  

 

Источники:

1.       Загадки http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-pro-zhivotnyh-s-otvetami.html

2.     Загадки http://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-pro-zivotnyh.html

3.     Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. – М., Просвещение, 1995. – 224 с.

4.       Русский фольклор. Песни, сказки, загадки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. М., КС, «Художественная литература», 1985 г.

5.       Толковый словарь http://tolkslovar.ru/

Татарская народная хороводная игра «Юрта»
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы весёлые  ребята, 
Соберемся все в кружок. 
Поиграем, и попляшем, 
И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Задачи: закрепить знания, что жилищем многих кочевых народов была юрта, воспитывать интерес к народной истории.

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Правила: играющие собираются в круг, в середине — 
ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух). 

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; 
если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Приложение

Божья коровка,
Улети на небо,

Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

______

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай гороху подрасти.

_________

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе хлеба
Дам пирога.

______

Красавица-красавица,

Издалека всем нравится,

А ближе подойдешь -

От страха упадешь!

 

Тили-тили тесто

Жених и невеста

 

Лиза-подлиза. Андрей – воробей

 

«без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Большому кораблю — большое плаванье.

В гостях хорошо, а дома лучше.

ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС.

В тесноте, да не в обиде. 

Деньги счёт любят

Говорят, что кур доят

Рыбак рыбака видит из далека

Яйца курицу не учат

 

Анализ   мероприятия

 Тема, название.   «Детский игровой фольклор. ИГра».

  Цель занятия: знакомство с жанрами татарского детского игрового фольклора. 

Задачи:

·                   расширить знания обучающихся о фольклоре татарского народа 

·                   Формировать мотивацию к артистической   деятельности;

·                   Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в коллективе, самовыражения каждого ребенка средствами различных видов народного творчества.

 Место проведения -актовый зал

Участники обучающиеся 2-3 классов, I год обучения

Педагог: Бухаева Анисия Хатимовна

Форма:  игровая программа

Тип: комбинированный -  обобщение и   творческое применение знаний.

Методы (способы достижения цели):  репродуктивный, диалогический,  словесный.

Оформление, наглядность: ширма, маски.

Оборудование, технические средства: музыкальный центр, флеш-накопитель,  фотоаппарат,  .

Организация усвоения полученной информации:   групповая, фронтальная работа.

Структура занятия представлена тремя этапами:

Ø    Организационный момент.

Ø    Основной этап - игровая программа, которая состояла из  3-х этапов:

·                   1 – игра «Продавец горшков»;

·                   2 – игра «Капкалы уен»;

·                   3 – сказка-экспромт «Теремкэй».

·                                                                                Итог занятия – опрос на тему «Фольклор»

Все этапы занятия взаимосвязаны друг с другом.

С целью предупреждения утомления и повышение работоспособности после подвижных народных игр проведена релаксация. 

 Самоанализ. При подготовке мероприятия проведена большая подготовительная работа. Дети разучили   песню, считалки, изготовили маски, изучали татарский фольклор  В ходе    мероприятие   ребята   показали свои знания и умения, полученные в течение года :ловкость и сноровку,  артистизм,   красоту народного языка, хорошую память. Дети активно и дружно включались в игру. Царила доброжелательная и дружеская атмосфера. Каждый ребёнок работал в силу своих возможностей.

Считаю, что мероприятие поставленной цели достигло.

 


Скачано с www.znanio.ru

Открытое занятие "Детский игровой фольклор. Игра"

Открытое  занятие "Детский игровой фольклор. Игра"

Пояснительная записка «Когда-то игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека

Пояснительная записка «Когда-то игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека

Ход занятия. Звучит татарская весёлая мелодия

Ход занятия. Звучит татарская весёлая мелодия

Педагог: Почему же оно называется устным?

Педагог: Почему же оно называется устным?

Звучит татарская лирическая мелодия)

Звучит татарская лирическая мелодия)

Педагог: Итак, персонажи выбраны:

Педагог: Итак, персонажи выбраны:

По горизонтали: 1. Стишок, произносимый нараспев, которым дразнят 2

По горизонтали: 1. Стишок, произносимый нараспев, которым дразнят 2

Вот и кончилась игра, Всем спешить домой пора!

Вот и кончилась игра, Всем спешить домой пора!

Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры

Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры

Анализ мероприятия Тема, название

Анализ мероприятия Тема, название
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018