Открытое занятие Тема: «Хохлома»
Оценка 4.7

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
3 кл
02.07.2019
Открытое занятие     Тема: «Хохлома»
Форма: мастер - класс. Техника: хохломская роспись Цель: обучить воспитанников выполнению элементов «травки» и создать из элементов «травки» композицию на декоративной тарелке. Задачи: Обучающие - обеспечить условия для усвоения общепринятых приемов работы кистью в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений. Развивающие - развитие познавательной сферы детей через приобщение к творчеству, народным обычаям и традициям; - способствовать формированию личных качеств: самодисциплины, усидчивости, аккуратности, терпению; - содействовать развитию творческих способностей у детей, умению видеть прекрасное в обыденном. Воспитательные - содействовать воспитанию нравственных качеств у детей, эстетического вкуса, коллективизма. Методы: - словесный (беседа с активным привлечением учащихся, рассказ об истории Хохломы); - наглядный (работа со схемой, демонстрация готовых изделий); - текущий и практический контроль. Технологии: ТТМ, ИКТ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, технология сотрудничества Оборудование и материалы: Для руководителя кружка: прямоугольный лист для совместной отработки с детьми элементов Хохломы (осочки, травинки, завитка, смородинки), презентация, гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетка. Для детей : отдельный альбомный лист, ватные палочки, краски, тонкие кисти, баночка с водой, салфетки. Оформление : таблица с примерами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия с хохломской росписью, фрагмент росписи узора. Назначение: украшение интерьера, в качестве подарка Возраст: школьники, педагоги, родители
открытый 2019г.doc
Тема: «Хохлома» Форма: мастер ­ класс. Техника: хохломская роспись Цель:  обучить воспитанников   выполнению  элементов  «травки»   и  создать из   элементов «травки» композицию на декоративной тарелке. Задачи:  Обучающие  ­   обеспечить   условия   для   усвоения   общепринятых   приемов   работы   кистью   в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений.  Развивающие  ­ развитие познавательной сферы детей через приобщение к творчеству, народным обычаям и традициям;  ­   способствовать   формированию   личных   качеств:   самодисциплины,   усидчивости, аккуратности, терпению;  ­ содействовать развитию творческих способностей у детей, умению видеть прекрасное в обыденном.  Воспитательные  ­   содействовать   воспитанию   нравственных   качеств   у   детей,   эстетического   вкуса, коллективизма.  Методы:  ­ словесный (беседа с активным привлечением учащихся, рассказ об истории Хохломы);  ­ наглядный (работа со схемой, демонстрация готовых изделий);  ­ текущий и практический контроль. Технологии: ТТМ, ИКТ, здоровьесберегающие, личностно­ориентированные, технология сотрудничества  Оборудование и материалы: Для руководителя кружка: прямоугольный лист для совместной отработки с детьми  элементов Хохломы (осочки, травинки, завитка, смородинки), презентация, гуашь, кисти,  бумага, баночка с водой, салфетка. Для детей : отдельный альбомный лист, ватные палочки, краски, тонкие кисти, баночка с  водой, салфетки. Оформление : таблица с примерами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия с  хохломской росписью, фрагмент росписи узора. Назначение: украшение интерьера, в качестве подарка Возраст: школьники, педагоги, родители План: 1. Организационный момент. 2.С помощью детей выходим на тему мастер­класса. 3. Беседа о хохломском промысле. Просмотр видео. 4. Постановка художественной цели. 5.Практическая работа. Совместное выполнение элементов «Травки». 6. Самостоятельная работа. 7. Подведение итогов. Выставка. 8. Рефлексия. Ход: 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, гости, коллеги! Проверьте, друзья, готовы ли вы начать занятие?    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку. Прежде, чем приступим к занятию давайте  «разбудим» несколько красок, смочив их водой: красную, черную. Пусть они  «просыпаются», а мы начинаем. 2. Определение темы. ­  Посмотрите, пожалуйста, на предметы у меня в руках. (В руках изделия Хохломы.) ­ Они красивые? ­ Что их украшает? ­ Кто­то из вас знает название узоров?( цветы, травка, листья, птицы, бабочки) ­ А как называется роспись?( хохломская) ­ Совершенно верно. А   как вы думаете как же будет называться тема нашего мастер – класса?( ответы детей) (Слайд№1)   ­   Ребята   как   вы   думаете,   что   мы   будем   делать,   что   нового   мы   сегодня   узнаем,   чему научимся?   (Предполагаемый   ответ   детей:   повторим   элементы   «травки»,   из   элементов «травки» составим композицию). Сегодня мы повторим элемент «травка» хохломской росписи, будем составлять из этих элементов  композицию, украсим декоративную тарелку. ­Ребята,   тема   нашего   мастер–класса   «Хохлома». (открываю   тему).  Нет наряднее раскраски,  Будто к нам пришла из сказки,  Где цари и терема,  Золотая  Хохлома!  (Слайд№2) ­ Ребята, какие эмоции вызывает слово ХОХЛОМА? (Предполагаемые ответы детей. Странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!) 3. Беседа. ­ Давайте вспомним что мы знаем о Хохломе? (слайд 3) ­Где   зародился   этот   промысел?   (Хохлома   –   старинный   русский   народный   промысел, родившийся  XVII  веке   в   округе   Нижнего   Новгорода.   Хохлома   представляет   собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели) ­ Какими основными цветами выполняется роспись? ( выполняется красным, зеленым и черным цветом по золотому фону). (Слайд 4) ­   Традиционные   элементы   Хохломы?   («травной   узор»   или   «травка»,   ­   красные   сочные ягоды, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери). ­Какие виды хохломской росписи знаете? ( верховая( безфоновая) и «под фон», кудрина) ­   А   сегодня   я   хотела   познакомить   с   промышленным   производством   художественных изделий в технике Хохлома. ( показ видео). Вопросы по видео. Что такое белье, болванка, лужение, грунтовка, лакировка?  ­ Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием.   Сегодня   продолжим   изучение   элементов   хохломской   росписи.   Одним   из   основных элементов является «Травка». (Слайд 5) «Травка»  –   самостоятельный   тип   росписи,   но   она   обязательная   часть   любого растительного орнамента «хохломы». Травка обычно   пишется   красным   и   чёрным   цветом.   Её   основные   широкие   и   длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи­травинки по сторонам основного кустика и бусины­ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной. «Травка» состоит из нескольких элементов: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустика, ягодок. (Слайд 6)   при этом кисточку держим   4. Постановка художественной цели. Искусство Хохломы ­ это гордость нашей культуры, потому что узоры вобрали в себя  всю красоту русской земли. И сегодня, мы с вами попробуем перевоплотиться в мастеров  Хохломской росписи. Согласны?  ­ А если согласны, то за работу. 5. Практическая работа. Для   начала   немного   вместе   потренируемся   выполнять   некоторые   элементы росписи: осочку,   травинки,   завиток,   капельки,   усики.   Внимательно   смотрите   и слушайте! В помощь нам будут схемы, которые лежат у вас на столах. Не   забывайте,   что   элементы   орнамента   рисуются   сразу   кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, тремя пальцами перпендикулярно поверхности   листа. Кисть   руки   расслаблена,   ею   мы   можем делать   вращательные   движения   в   любую   сторону.   Ничего   специально   вырисовывать   не надо, рука все сделает сама. Пробуем.   Последовательность выполнения элементов проговаривается).  (слайд7) «Осочка»­ выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «Завиток» – выполняется с легким нажимом в середине элемента; «Капельки» ­ рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «Усики»  ­   рисуются   в   виде   непрерывной   линии   одинаковой   толщины,   закрученной   в спираль; «Кустик»  ­   наиболее   сложный   элемент,   он   состоит   из   более   простых   симметрично расположенных элементов ­ «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;   «Травинка «­  это  тонкий,   плавно   изгибающийся   стебель,   от  которого  во   все   стороны отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с небольшим плавным утолщением. «Ягодки»  ­ ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой­тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.    (Работаю   на   альбомном   листе,   висящем   на   доске   или   мольберте.     6.Физминутка Мы   находимся   в   настоящей   мастерской   художника,   и   каждый   из   вас   художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони пальцы рук. 7. Самостоятельная работа. (тихо  звучит народная музыка) ­ Прежде, чем мы приступим к практической части, я вам напомню правила поведения за работой:  (техника безопасности) и Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа. Нельзя краски пробовать на вкус. Пользуемся салфеткой.   После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран. ­ И так, мы приступаем к работе, а заниматься мы будем сегодня росписью декоративной тарелки. Ваше изделие уже «позолочено» Для работы мы будем использовать гуашевые краски и кисти разных размеров. Каждый выбирает себе рисунок, который ему нравиться и может выполнить.( учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей) ­ Из этих элементов составляем композицию.  ­ Ну что, ребята, приступим! Скажем волшебные слова: Кисти, кисти помогите Хохлому рисовать начните! Этапы росписи 1. Придумываем подходящий орнамент ( рисуем карандашом схему рисунка) 2. Написание травного орнамента начинаем с написания тонких «осочек». Они пишутся без нажима, кисть ведем сверху вниз, слегка вращая ее в пальцах. 3.  Затем приступаем к другому элементу «травке». Нажимом кисти сверху вниз создаем самую широкую часть «травинки», а начало и конец выполняется без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.  Для того, чтобы наш «кустик» получился более выразительным будем чередовать краски – одну сторону «куста» сделаем красным, другую черным. Если затрудняетесь в написании, посмотрите по схеме, как пишется тот или иной элемент. Если выбрали рисунок ягодок, то пользуемся «тычками» (ватные палочки, переворачиваем черенок кисточки) Во время выполнения самостоятельной работы хожу по рядам, провожу индивидуальную помощь.  Окончание работы. 8. Подведение итогов. ­ Итак ребята, какую работу мы сегодня выполнили? Вспомним какая цель была в начале занятия?   (Вспомнить   элементы   «травки»   и   нарисовать   декоративную   тарелку).   Мы достигли нашей цели? Обсуждение.   (Оценка   детей.   Что   получилось.   Что   не   получилось.   Какие   трудности испытывали при выполнении работы). Все   молодцы,   хорошо   потрудились.   А   самое   главное,   вы   попробовали   себя   в   роли мастеров хохломской росписи. Игра «Положи слово в шкатулочку» Вопрос:   Посуда   какая?   (красивая,   нарядная,   золотая,   сказочная,   восхитительная, удивительная,   яркая,   радует   глаз,   узорчатая,   праздничная,   замечательная,   служит   для красоты) . Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)  Ребята, какие цвета для узоров выбирают мастера? (золотой, черный, красный) Чему научились? (Предполагаемые ответы детей. Составлению узора, элементам росписи, композиции рисунка ). Какие   элементы   росписи   мы   сегодня   научились   рисовать?(   осочки,   завитки,   усики, капельки, травка) Скажите, ребята, что нового вы узнали ? (Предполагаемые ответы детей). Как называется роспись? (Хохломская). Может ли в современной жизни найти применение хохломская роспись? (Предполагаемые ответы детей). Давайте убедимся в этом (Слайд 8) Вы довольны своей работой сегодня? 9. Рефлексия  "Хвалилки".  Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!" «Релаксация». Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. ­ Уборка рабочих мест. ГКОУ Шафрановская санаторная школа – интернат План – конспект  мастер – класса «Хохлома» Подготовила:  воспитатель Шаяхметова Г.Г. Самоанализ мастер­класса «Хохлома» Шафраново 2019г. Занятие   проводилось   в   соответствии   с   учебно   ­   тематическим   планом   реализуемой образовательной программы. Занятие   проводится   на   основе   рабочей   программы   «Народные   промыслы».   Автор­ составитель­ Шаяхметова Г.Г. Специфика   данного   занятия   состоит   в   том,   что   оно   посвящено   искусству   Золотой Хохломы­ традиционному старинному декоративному промыслу России. Занятие состоит из двух основных частей – беседы и практической части.  Во время беседы кратко вспомнили историю, основные цвета, основные элементы росписи. Для закрепления полученных знаний дети расписали в стиле хохломы бумажные тарелочки. Я считаю, что проведённое в такой форме занятие очень эффективным, так как на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного,   эмоционального   воздействия.   Полученные   детьми   знания   и   умения, несомненно, пригодятся на следующих занятиях. Также немаловажен радостный настрой детей, возникший во время творческого процесса.  Цель нашего мастер – класса: обучить воспитанников выполнению элементов «травки» и создать из элементов «травки» композицию на декоративной тарелке., На данном занятии решались следующие задачи: Обучающие  ­   обеспечить   условия   для   усвоения   общепринятых   приемов   работы   кистью   в художественной росписи, специальной терминологии, трудовых навыков и умений.  Развивающие  ­ развитие познавательной сферы детей через приобщение к творчеству, народным обычаям и традициям;  ­   способствовать   формированию   личных   качеств:   самодисциплины,   усидчивости, аккуратности, терпению; ­ содействовать развитию творческих способностей у детей, умению видеть прекрасное в обыденном.  Воспитательные  ­   содействовать   воспитанию   нравственных   качеств   у   детей,   эстетического   вкуса, коллективизма. Технологии:  ИКТ, ТТМ, здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориентированные, сотрудничества. На занятии мною были использованы следующие методы и приемы: На усвоение знаний: ­ простота и доступность изложения материала; ­ включение диалога «учитель –ученик» На прочность знаний: ­ применение наглядных пособий; ­ применение ИКТ На повышение интереса к предмету: ­ использование нетрадиционных форм занятия ­ включение в ход занятия музыкального сопровождения. Эти   методы   выбраны   не   случайно.   Использование   интерактивных   средств   обучения повышает интерес к предмету, повышает познавательную деятельность учащихся. Все этапы занятия были направлены на выполнение поставленной цели и задач с учетом индивидуальных   и   возрастных   особенностей   воспитанников   данного   творческого объединения. Были также определены объем и форма самостоятельной работы с детьми. При выборе методов учитывались возможности учащихся: ­ возрастные и индивидуальные особенностей личности (дети наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы); ­ связь с личным жизненным опытом ребёнка, эмоциональное воздействие, любовь детей к изделиям декоративно­прикладного творчества, интерес к истории родного края; ­ развитие межпредметных связей изобразительной деятельности, музыки и поэзии;  ­ разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной К   занятию   был   подготовлен   учебно­методический   комплекс:   раздаточный   материал, презентация   о   хохломской   росписи,   наглядный   материал.   Была   продумана   методика наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Все   этапы   занятия взаимосвязаны   между   собой   и   плавно   переходят   друг   в   друга.   На каждом этапе занятия ставились определенные цели: 1. Организационный   момент.   При   проведении   орг.   момента   основная   цель   была направлена   на   создание   комфортной   обстановки,   способствующей   развитию эмоциональной сферы. 2. Тема.   При   определении   темы   мастер   –класс   применила   наглядные   пособия ( изделия хохломской росписи: разделочные доски, шкатулка)и применила метод «Ассоциация». Дети самостоятельно назвали тему и цель занятия. 3. Беседа. Во время беседы с помощью фронтального опроса повторили изученный материал:   краткая   история   промысла,   основные   элементы,   основные   цвета. Просмотрели видео о технологии производства хохломских изделий.  4. Постановка художественной цели. Перевоплощение в художников. 5. Практическая работа. По схемам повторить основные элементы «травки»: осочки, капельки, завитки, кустики, травинки, ягодки. 6. Физкультминутка.  Цель­восстановление физических сил  и эмоций . 7. Самостоятельная работа.  Цель­ закрепить те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы. Повторили ТБ, цель занятия.  8. Итог провела в форме игры «Положи слова в шкатулку» 9. Рефлексии применила прием «Хвалики», «Релаксацию»   Для проведения практической части урока заранее были подготовлены (шаблоны), что позволило   сократить   время   на   самостоятельную   работу   учащихся. Во   время практической работы для создания эскиза хохломской росписи ребята учатся овладевать следующими   операциями;   пользоваться   основными   элементами   росписи,   определять величину и расположение изображения в зависимости от размера тарелочки, использовать средства художественной выразительности в декоративном оформлении композиции. При проведении занятия учтены психологические и возрастные особенности школьников: на   занятии   использовались   стихотворения,   презентация,   музыкальное   сопровождение, которое побуждает детей к творческому поиску. Структура занятия выдержана, все этапы занятия имели логическую связь. Для проведения занятия   заранее   было   спланировано   время   на   реализацию   этапов   занятия,   где   больше времени отводилось на практическую часть. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что на занятии была достаточно высокая работоспособность учащихся. Мне   удалось   уложиться   во   времени,   темп   занятия   нормальный.   Атмосфера   в   классе благоприятная, дружелюбная.  За   занятие   учащиеся   выполнили   запланированный   объем   материала,   который   требует программа. Научились выполнять и использовать элементы хохломской росписи. В   композиции   занятия   соблюдены   логика   и   цельность.   Я   удовлетворена   проведенным занятием. Но мне есть над чем поработать.

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»

Открытое занятие Тема: «Хохлома»

Открытое занятие     Тема: «Хохлома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2019