План-конспект открытого занятия в театре-студии «Премьера»
Дата проведения: 20.11.2018 год
Время проведения: 1600 (длительность занятия 40 минут)
Тема: «Упражнения на развитие дикции»
Цель: создать условия для развития дикционных навыков воспитанников в разных темпах и при различных нюансах
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с понятием «дикция»;
-расширить знания об особенностях работы артикуляционного аппарата.
Развивающие:
-укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);
-способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).
Воспитательные:
-формировать интерес к театральному творчеству;
-способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ: культура и техника речи
Возраст воспитанников:7-11 лет.
Всего: 9 человек.
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;
практические – упражнения, практические задания
Формы организации занятия: коллективная, индивидуальная.
Материально – техническое оснащение: -
Ход занятия:
N п/п |
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Время |
1 |
Мотивационно-организационный |
Приветствует воспитанников. Предлагает занять места на сцене. Ведет краткую беседу с учащимися об их эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Педагог настраивает воспитанников на занятие посредством улыбки, голосовой интонацией |
Отвечают на приветствие. Занимают свои места. Слушают. Отвечают на вопросы
|
2 мин. |
2 |
Введение в тему Постановка учебной задачи |
Создаёт условия для успешного формулирования обучающимися темы и цели занятия через проблему. - я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте сказать, о чем оно и повторить его. Читает стих - е (без участия языка): - Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. - Удалось ли вам понять, о чем это стихотворение и повторить его за мной? Объясните, почему не получилось? Попробуйте сформулировать тему занятия. - Попробуйте сформулировать определение понятия «Дикция», Сформулируйте цель занятия. Какие шаги будем предпринимать, что бы достичь цели? |
Слушают педагога, пытаются выполнить задание
Слушают. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение Формулируют тему занятия Формулируют определения: дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Формулируют цель: развивать дикцию с помощью специальных упражнений Планируют деятельность по достижению цели (выполнять спец зарядку для арт. аппарата, учится четко говорить с помощью скороговорок) |
5 мин |
|
Актуализация знаний |
Организует подводящий и побуждающий диалог для актуализации и применения нового материала. - Как вы думаете, важна ли эта тема для изучения? Почему? - Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата артиста (щёки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, голосовые связки, гортань.). - Все эти органы участвуют в формировании звука? - Попробуйте напрячь мышцы шеи и сказать «Здравствуйте, уважаемая публика!». -Получается у вас говорить выразительно, звонко и чисто? - Да, звук жёсткий, фальшивый, напряжённый. Вывод? - Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы». Получилось? Нет, ничего не понятно. А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ. -И снова не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? Активность и работы артикуляционных органов определяют качество дикции. А вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции. |
Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека
Выполняют задания, делают выводы
|
5 мин |
|
Применение знаний и способов действии
1. Артикуляционная зарядка
2. Упражнения на развитие дикции
3. Развитие эмоционально-образной сферы
|
- Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля, что бы была хорошая дикция, артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая. Проводит артикуляционную гимнастику: (Упражнение для губ и языка). - Выпрямите спину, расправьте плечи, расслабьте мышцы шеи. Начали! 1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и». 2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у». 3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о». 4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам. 5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими. 6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.
Физ.минутка
Какие звуки в речи должны быть слышны хорошо? (согласные) Сейчас отрабатываем правильное произношение согласных букв и «Р», «Ш», «Щ», наращивая темп произношения (сначала на распев) 1. Король - орёл; Орёл – король; (раздает скороговорки со звуком [р]) В недрах тундры, Выдры в гетрах, Тырят в вёдра, Ядра кедров! Выдрав с выдры, В тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедров, Вытру гетрой выдре морду, Ядра в вёдра, Выдру в тундру!
Скороговорки на букву «Ш» На опушке в избушке, Живут старушки-болтушки. Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Скороговорка на букву «Щ» Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
- Теперь представьте, что вы участвуете в спектакли и у каждого своя роль. Вы должны произнести скороговорку с учетом роли и соответствующей интонации в голосе. 1. Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром. 2. Карл у Клары, Украл кораллы. Клара у Карла, Украла кларнет. 3. В шалаше шуршит шелками, Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира 4.Выдра в ведро от выдры нырнула. Выдра ведро перевернула. 5. Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап! 6. Дед Щукарь, прищурив глаз, Щуку щами кормит час |
Слушают
Выполняют задания
Играют в игру «Театр масок»
Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека
Выполняют задания: дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)
Выполняют задания: дети произносят скороговоркив разных образах и с соответствующей интонацией)
|
30 мин |
|
Закрепление знаний
|
Организует деятельность по закреплению новых знаний воспитанников Давайте вспомним, что такое дикция? Для чего она нужна? Что входит в состав артикуляционного аппарата? Что нужно делать, что бы иметь хорошую дикцию (артик. Гимнастику, учить скороговорки) |
Слушают педагога. Отвечают на вопросы, обосновывают высказанное суждение, считаются с мнением другого человека
|
2 мин |
|
Итоговый
|
Организует рефлексивную деятельность воспитанников - Понравилось вам занятие? И мне понравилось, особенно то, как вы работали, отвечали на вопросы. - Давайте поблагодарим себя за работу. Похлопаем в ладоши. Как вы будете хлопать громко или тихо? - Почему? - А теперь похлопайте каждый себе. - Похлопайте друг другу. - Вы громко хлопаете, значит, вы работали хорошо! - Молодцы! |
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, взаимооценку |
2 мин |
Физ. минутка Игра «Театр масок».
- Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба-яга.
(Участники ходят по кругу и с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.)
- Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!
– Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком.
– Спящую царевну (спокойное расслабленное лицо).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.