Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности Глобальные компетенции 4 класс Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий).
Оценка 4.6

Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности Глобальные компетенции 4 класс Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий).

Оценка 4.6
doc
экология
10 кл—11 кл
28.08.2023
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности  Глобальные компетенции 4 класс  Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий).
ГК Открытый банк заданий.doc

Составитель заданий: Мурсатова И.Н.

  Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №178

Открытый банк заданий

для формирования функциональной грамотности

 

Глобальные компетенции

4 класс

Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий).

 

Прочитайте текст и выполните задание 1 – 5.

 

ПОДСНЕЖНИК
Вот букет: он брошен вместе с сором.

                                  Умирают, сжавшись лепестки...

                                  Это мы срываем без разбора

                                  Беззащитные тугие стебельки.

                                  Для чего мы рвали их? Не знаю!

                                  Быстро вянет нежный первоцвет.

                                  Пусто, скучно стало на поляне:

                                  Вестников весны там больше нет!

                                  Очень просто погубить живое,

     Ведь подснежники не могут нам сказать:

                                  «Наслаждайтесь нашей красотою ­–

                                  Только очень просим нас не рвать!»

                                        (И. Абдулаева)
   На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

   Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

   В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небес­но-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал...     (Г. А. Фадеева)

 

_________________________________________________________________

 

 

 

1. Основываясь на информации текста, укажите, для чего Вова набрал огромный букет подснежников.

 

Выберите верный ответ.

 

1) Вова набрал огромный букет подснежников, чтобы унести с собой.

 

2) Вова набрал огромный букет подснежников, чтобы похвастаться перед друзьями.

 

3) Вова набрал огромный букет подснежников, чтобы спасти цветы.

 

 

 

2. Объясните, почему глаза лося погрустнели, и он заплакал.

 

Объяснение.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

3. В тексте говорится о проблеме исчезновения редких растений. Всего насчитывается порядка двадцати видов подснежников, некоторые из них находятся на грани исчезновения, поэтому они занесены в Красную книгу с целью сохранения их вида.

 

   Ниже представлены причины сокращение численности подснежников, из-за которых он занесен в Красную книгу России.

 

Выберите все верные ответы.

 

1) Люди срывают эти редкие и красивые цветы на букеты.

 

2) Производится вырубка лесов, а значит и гибнет всё живое, что произрастает в нём, в том числе и подснежники.

 

3) Люди желают видеть цветы у себя, поэтому выкапывают цветы с корнями, луковицами и сажают на своём участке.

 

4) Лесные пожары.

 

5) Все ответы верны.

 

6) Нет верных ответов.

 

 

 

 

 

4. Экологи выступают против сбора цветов, потому что природе будет нанесён ущерб.

 

Объясните, какая связь существует между сбором цветов и причинением вреда природе.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

5. Какую помощь могут оказать школьники, чтобы сократить причинение вреда растениям и природе? Прочитайте памятку «Правила охраны растений».

Отметьте, с какими правилами вы согласны.

 

1) Не собирай цветы в природе.

 

2) Не выкапывай луковицы растений.

 

3) Не разводи костры в лесу, чтобы не случилось пожара.

 

4) В лесу, на лугу, старайтесь ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания!

 

5) Не лови насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.

 

6) Лекарственные растения собирай только в чистых местах и там, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

 

7) Предупреждайте и пресекайте действия, направленные на уничтожение исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики заданий и система оценивания.

Глобальные компетенции

4 класс

 

Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий).

 

Подснежники. Задание 1.

Характеристики задания

·       Содержательная область оценки. Глобальные проблемы.

·       Компетентностная область оценки. Оценивать информацию.

·       Контекст: общественный.

·       Уровень: низкий

·       Формат ответа: Задание с выбором верного ответа.

·       Объект оценки: оценка информации.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью.

Выбран ответ 1). Неверные ответы не выбраны.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа.

 

Подснежники. Задание 2.

Характеристики задания

·       Содержательная область оценки. Глобальные проблемы.

·       Компетентностная область оценки. Объяснять сложные ситуации и проблемы.

·       Контекст: общественный.

·       Уровень: высокий

·       Формат ответа: Задание с развёрнутым ответом (в виде текста).

·       Объект оценки: оценка действий и их последствия.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью.

Лось увидел пустую поляну. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа.

 

 

Подснежники. Задание 3.

Характеристики задания

·       Содержательная область оценки. Глобальные проблемы.

·       Компетентностная область оценки. Оценивать информацию.

·       Контекст: общественный.

·       Уровень: средний.

·       Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов.

·       Объект оценки: оценка информации.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью.

Выбраны ответы 1), 2), 3), 4), 5). Неверные ответы не выбраны.

1

Ответ принимается частично: выбраны любые два верные ответа. Неверные ответы не выбраны.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа.

 

Подснежники. Задание 4.

Характеристики задания

·       Содержательная область оценки. Глобальные проблемы.

·       Компетентностная область оценки. Объяснять сложные ситуации и проблемы.

·       Контекст: общественный.

·       Уровень: высокий

·       Формат ответа: Задание с развёрнутым ответом (в виде текста).

·       Объект оценки: оценка действий и их последствия.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

3

Ответ принимается полностью.

1) Растения, насекомые и животные, обитающие на суше и в воде, прочно связаны между собой.

2) Исчезновение даже одного вида растения повлечет за собой вымирание одного или даже нескольких видов животных. 

3) Представители растительного мира вырабатывают кислород, которым дышат все животные.

4) Растения источник пропитания травоядных, которые в свою очередь входят в пищевую цепочку хищников. Поэтому исчезновение растений приведет к массовому вымиранию всей фауны.

5) Растения служат домом для животных. 

6) Растения - лекарства для животных, испытывающих проблемы со здоровьем.

7) Сорванные растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства.

2

Ответ принимается частично: записаны три верные ответа.

1

Ответ принимается частично: записаны два верные ответа.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа.

 

Подснежники. Задание 5.

Характеристики задания

·       Содержательная область оценки. Глобальные проблемы.

·       Компетентностная область оценки. Оценивать информацию.

·       Контекст: общественный.

·       Уровень: низкий.

·       Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов.

·       Объект оценки: оценка информации.

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью.

Выбраны ответы 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7). Неверные ответы не выбраны.

1

Ответ принимается частично: выбраны любые четыре верные ответа. Неверные ответы не выбраны.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа.

 

 

Комментарии

к открытому банку заданий

для формирования функциональной грамотности

Глобальные компетенции

4 класс

Комплексное задание «Подснежники» (5 заданий)

   Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы; отражает тему «человек и природа» (аспект: ответственное отношение к живой природе); базируется на подходах, характерных для предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. Задание учитывает возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт четвероклассников.

 

   Комплексное задание направлено на формирование умений оценивать информацию (1/5), оценивать действия и их последствия (2/5, 3/5), объяснять сложные ситуации и проблемы (4/5), выявлять мнения, подходы, перспективы (5/5), не выходящие за пределы личного опыта школьника. Для выполнения комплексного задания учащимся не требуются специфические знания, полученные при изучении отдельных естественнонаучных или гуманитарных предметов. Обсуждение и выполнение подобных заданий, способствует формированию названных выше умений на знакомом материале, не создающем дополнительных затруднений для ученика. 

  

   При выполнении задания 2/5, 4/5 учащиеся должны представить развернутый ответ, соответствующий требованию задания и ситуации. Обсуждение развернутых ответов дает возможность привлечь внимание учащихся к этической стороне ситуации, учит находить решение, взаимоприемлемое для всех участников взаимодействия.  

 

   Специфика и воспитательный потенциал задания позволяют использовать его во внеурочной работе. Учебные задачи, которые решают учащиеся в процессе выполнения комплексного задания, связаны с формированием нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения школьника к собственным поступкам. Выполнение комплексного задания создает условия для развития экологического мышления школьника, для осознания и определения им собственной позиции, связанной с защитой природы. 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Составитель заданий: Мурсатова

Составитель заданий: Мурсатова

Основываясь на информации текста, укажите, для чего

Основываясь на информации текста, укажите, для чего

Экологи выступают против сбора цветов, потому что природе будет нанесён ущерб

Экологи выступают против сбора цветов, потому что природе будет нанесён ущерб

Характеристики заданий и система оценивания

Характеристики заданий и система оценивания

Лось увидел пустую поляну. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас! 0

Лось увидел пустую поляну. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас! 0

Ответ принимается полностью

Ответ принимается полностью

Комментарии к открытому банку заданий для формирования функциональной грамотности

Комментарии к открытому банку заданий для формирования функциональной грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2023