Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» с.Дербетовка
Классный час
ТЕМА
«Россия, которую стоит увидеть»
Учитель биологии
МКОУ СОШ №6
с.Дербетовка
Апанасенковского района
Ставропольского края
Мамонтов Вадим Николаевич
2016- 2017 учебный год
Классный час по теме "Россия, которую стоит увидеть"
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить с интересными уголками нашей родины, рассказать о том какие в этих уголках есть достопримечательности.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группах (коммуникативная культура общения).
Создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности.
Воспитывать любовь своей родине.
Развивающие:
Способствовать умению ребенка анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Оборудование: ТСО (слайдовая презентация урока) , компьютер, проектор, экран, презентация «Россия которую стоит увидеть».
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя. У нас с вами сегодня необычный классный час. В начале нашей встречи хочу вам зачитать следующие строки:
Гляжу на Русь и
восторгаюсь,
Её прекрасней в мире нет,
И каждый день в неё влюбляюсь,
И этим чувством я согрет.
Куда ни глянь, её просторы,
Её луга, её поля,
Леса и рощи, степи, горы,
Родная, милая земля.
автор: Юлиан Левчук
· Ребята, а теперь посмотрите, как выглядит наша Родина на карте. Скажите можно ли увидеть всю страну только лишь на карте?
· Ребята, а теперь задумайтесь, как можно сформулировать тему нашей встречи?
Тема нашего урока звучит так Россия, которую стоит увидеть.
3.Начнём работу в группах.
Ребята у вас есть раздаточный материал. Возьмите, пожалуйста, лист такой же, как и на слайде (слайд 4).
И впишите ответы на вопросы, которые представлены на слайде (слайд 5).
Работать можете в группах по 4 человека, если не знаете ответа, то пропустите строчку.
1.Самое глубокое озеро?
2.Самый удивительный камень?
3.Самое яркое природное явление?
4. Самый главный город России?
5. Самая древняя крепость?
6. Самый высокий вулкан?
7. Самый близкий к нам уникальный природный объект?
4.Объяснение материала:
Учитель: Кто знает, ответ на первый вопрос?
Ученики: Озеро Байкал.
Учитель: Скажите что вы ещё знаете об этом озере?
Ученики: Чистая вода, самое глубокое, тектонического происхождения.
Учитель: Правильно. Ещё озеро Байкал знаменито своими миражами. Миражи - это оптические явления, возникающие в атмосфере при большой разнице температур и, соответственно, плотности соприкасающихся слоев воздуха. Это вызывает преломление световых лучей и появление самых невероятных, порой фантастических картин. Климатические условия на Байкале идеальны для возникновения миражей: потоки теплого воздуха над охлажденной водой летом; прозрачная атмосфера и сильные морозы с недвижимым воздухом зимой.
В разное время и периоды истории на Байкале видели :
1. Поезда которые проходили на расстоянии 50 км.
2. Перевёрнутые корабли над водой.
3. НЛО.
4. Близлежащие деревни и даже старинные замки. (Лайд 6-10).
Учитель: Кто знает, ответ на второй вопрос?
Учитель: Этот камень расположен в горах Саяны? Называется он «Висячим камнем».
Существует легенда: Когда Камень упадет, то проснется Спящий Саян, воин, который с озера виден во всей красе лежащим на спине. Что произойдет потом - никто не знает. Но если это произойдет, то всем будет только хуже, так как исчезнет несколько забавных перевалов и такая редко встречающаяся достопримечательность, как висячий Камень. Многие тысячи людей поднимались к Камню, исследовали место крепления. Некоторые даже собирались сбросить его. По рассказам очевидцев, как-то раз приехала группа из 30 человек с одной-единственной целью - лишить Саяна его вечного сна. Камень этот плоский, и если приподнять ту его часть, что находится над площадкой на стене, то очень возможно, что та часть, которая висит над пропастью, перетянет, и Камень полетит вниз. Так вот, эта группа вся как один встала под Камень, и начала по команде толкать его вверх. Вскоре командующий действиями группы заметил, что Камень движется относительно площадки, на которой стояла толпа. Он предложил поднажать, но Камень так и не полетел. Более того, вскоре командир заметил, что это не Камень ходит, а площадка под ногами у толкающих. (Лайд 11-17).
Учитель: Кто знает, ответ на третий вопрос?
Ученики: Северное сияние
Учитель: Скажите что вы знаете об этом атмосферном явлении?
Ученики: Оно очень красивое, его видно на севере.
Учитель: Правильно. Полярное сияние — это свечение верхних разреженных слоев атмосферы, вызванное взаимодействием атомов и молекул с заряженными частицами больших энергий, вторгающимися в земную атмосферу из космоса. Солнце выбрасывает в космос миллионы тонн частиц, через 2–5 дней они долетают до верхних слоев атмосферы Земли, где азот и кислород так рады встрече, что аж светятся от возбуждения.
Как увеличить свои шансы увидеть северное сияние
1. Следите за вспышками на солнце
Главное условие для полярного сияния — выброс частиц на Солнце. После такого выброса у вас будет от двух до пяти дней, чтобы добраться до нужных широт.
2. Держитесь в стороне от городов
Электрические огни городов создают световое загрязнение, поэтому рядом с ними ночное небо менее контрастно, и полярное сияние видно намного хуже или не видно вообще. Чем крупнее город, тем больше светового шума и тем дальше от него нужно отъехать. От небольшой деревни хватит и 5-10 км, от мегаполиса — не меньше 50-70 км.
3. Дождитесь ясной погоды
Полярные сияния светятся на высоте более 100 км. Облака всегда ниже, то есть будут между вами и сиянием и закроют обзор. Зимой больше шансов на ясное небо в морозные дни и в моменты похолодания.
4. Заберитесь подальше на север
Чем ближе вы подберетесь к полярному кругу (или даже уедете еще дальше на север), тем больше шансов увидеть сияние. (Слайд 18-21)
Учитель: Кто знает, ответ на четвёртый вопрос?
Ученики: Это столица нашей Родины.
Учитель: Скажите что вы знаете о Москве и Красной площади?
Ученики: Она очень Красивая.
Учитель: Красная площадь - это центральная площадь города Москвы, находится она между Кремлем и Китай-городом. Появление и история площади берут свое начало с 15-16 века. Изначально Красная площадь была предназначена для торгов и рынка и называлась Торг или Пожар. В 17 веке эту площадь начали называть Красной, что обозначало «красивая», «прекрасная». Со временем на площади появились различные памятники и достопримечательности. Площадь выложена брусчаткой и является пешеходной зоной. С 1963 года транспортное движение на Красной площади запрещено. (Слайд 22-25)
Учитель: Кто знает, ответ на пятый вопрос?
Ученики: Это крепость в городе Дербенте.
Учитель: Скажите что вы знаете о крепости?
Ученики: Она очень Древняя.
Учитель: Крепость Нарын-Кала видно из любой точки Дербента. Можно сказать, что это его высотная доминанта, ведь помимо того, что она и так стоит на горном хребте, перед ее строительством на холме была сделана многометровая дополнительная насыпь. По подсчетам исследователей на строительство оборонительных сооружений в Дербенте потребовалось в семь раз больше материала, чем на создание пирамиды Хеопса!
В настоящее время она отреставрирована и ежедневно принимает туристов.(Слайд 26-30)
Учитель: Кто знает, ответ на шестой вопрос?
Ученики: Это вулкан Эльбрус.
Учитель: Скажите, что вы знаете о этом вулкане?
Ученики: Это высшая точка России, спящий вулкан.
Учитель: Высота максимальной точки Эльбруса - западного пика – достигает 5642 м. Этот вулкан имеет достаточно древнюю историю, что отобразилось на состоянии его верхней части – она частично разрушена вертикальным разломом.
Впервые человеку удалось добраться на восточный (более низкий) пик вулкана 22 июля 1829 года. Сделал это проводник русской научной экспедиции, кабардинец по национальности, Килар Хаширов. Высочайшая вершина Эльбруса (западная) была покорена командой альпинистов во главе с Флоренсом Гроувом в 1874 году. Первым, кто достиг обеих вершин, был балкарский охотник и пастух Ахия Соттаев. За период своей долгой жизни он покорял Эльбрус девять раз: первое восхождения он совершил в возрасте сорока с лишним лет, а последнее - в 1909 году, когда ему исполнился 121 год.(Слайд31-36)
Учитель: Кто знает, ответ на седьмой вопрос?
Ученики: Это озеро Маныч.
Учитель: Скажите, что вы знаете о этом озере?
Ученики: Это очень красивое место, находится рядом с нами.
Учитель: Водно-болотное угодье международного значения . Уникальный водоем, место обитания редких видов. Озеро расположено в пределах самой крупной миграционной трассы в Евразии, соединяющей Западную Сибирь, Таймыр и Казахстан с Ближним и Средним Востоком, Северной и Восточной Африкой. В настоящее время угодье является одним из самых крупных мест длительных остановок мигрирующих гусеобразных и околоводных птиц в пределах России. В бассейн Маныча входит множество озёр, лиманов, рек и водохранилищ в пределах Кумо-Манычской впадины.
Флора и фауна
Озеро Маныч-Гудило является местом массовых гнездовых, пролётных скоплений водоплавающих птиц, в том числе редких, таких как краснозобая казарка, розовый и кудрявый пеликан, черноголовый хохотун. В Евразии этот район является одним из больших скоплений мигрирующих гусей: белолобый гусь, краснозобая казарка, пискулька, серый гусь. Для сохранения уникальной природы озера и редких сохранившихся участков коренной степной растительности в 1995 году создан Ростовский заповедник. (слайд 37-41)
5. Закрепление материала в игровой форме
Ребята надеюсь, вам понравились представленные уголки нашей родины теперь мы можем немного поиграть: возьмите лист с нарисованными картинками эти объекты вы только что рассмотрели. А достопримечательности здесь переставлены хаотично. Ваша задача соотнести стрелками объект на картинке с правильной подписью.
1. оз.Байкал (Красная площадь)
2. горы Саяны (Крепость Нарын-Кала)
3. Европейский север (Миражи)
4. Москва. (Уникальный природный объект)
5. Дербент. (г.Эльбрус)
6. Приэльбрусье. (Северное сияние)
7. оз.Маныч (Висячий камень) (Слайд 42)
На слайде 43 представлены правильные ответы
1. оз. Байкал (Миражи)
2. горы Саяны (Висячий камень)
3. Европейский север (Северное сияние)
4. Москва (Красная площадь)
5. Дербент (Крепость Нарын-Кала)
6. Приэльбрусье (г. Эльбрус)
7. оз. Маныч (Уникальный природный объект)
Теперь возьмите ручку и посовещавшись в своей группе напишите небольшую рекламу от вашей группы о месте в которое вы бы посоветовали поехать своим одноклассникам и нашим гостям не более 5-8 предложений.
Перед вами карта на которой отмечены точки. Ваша задача начертить пути следования до объекта отмеченного точкой и поставить соответствующий номер объекта.(Слайд 44)
7.Рефлексия и итог урока. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы: Вы прекрасно сегодня поработали. Теперь перед вам есть цифры от 1 до 7 подумайте, какое место вы хотели бы посетить больше и поднимите вверх соответствующую цифру. Молодцы Вы мне очень помогли.
Список литературы :
1.Свободные источники https://yandex.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.