Открытый реестр психодиагностических методик,
вызывающих доверие профессионального сообщества
с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и
реализации
в дошкольном, общем и среднем профессиональном образовании
В настоящее время в связи с распространением и укреплением позиций доказательного подхода в психологии и образовании все большую роль приобретает построение практической деятельности специалистов в этих областях на основе данных научных исследований. Пользование валидным и надежным диагностическим инструментарием является необходимой составляющей доказательного подхода и актуально для специалистов-исследователей и практиков в любой сфере психологии и образования. В национальном проекте «Наука» на 2018–2024 гг. поставлена задача увеличить количество публикаций российских ученых в ведущих мировых научных журналах, входящих в первый и второй квартиль по индексам научного цитирования, что применительно к психологии также предполагает наличие стандартизированных психодиагностических методик как инструментов сбора эмпирических данных научных исследований, в том числе касающихся образования и социальной сферы. Рамочные требования и рекомендации к исследованиям и процедурам верификации (т.е. проверки эффективности) психолого-педагогических программ и технологий в соответствии с положениями доказательного подхода в психологии и образовании и с учетом международного опыта представлены в учебном пособии «Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. Марголиса А.А., авт. коллектив: Сорокова М.Г., Ульянина О.А., Семья Г.В., Леонова О.И., Лубовский Д.В., Радчикова Н.П., Шведовская А.А. – Москва: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2023 г. для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки» и УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Вместе с тем, в психологии ощущается явный дефицит психодиагностического инструментария, удовлетворяющего международным требованиям. Исследователи и практики зачастую пользуются методиками, которые вообще не проходили процедуры стандартизации или же проходили их достаточно давно и используются скорее «по традиции», чем на основе принципов доказательности. В ряде случаев используемые методики поступают из источников, надежность которых не подтверждена. В дальнейшем это обстоятельство приводит к снижению качества профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций.
Целью создания открытого реестра психодиагностических методик является отбор и предъявление сотрудникам психологических служб общеобразовательных организаций психодиагностических методик, вызывающих доверие научного сообщества. При этом значительное число российских методик или русскоязычных версий зарубежных методик, включенных в реестр, прошло процедуры стандартизации и/или валидизации, данные результаты опубликованы в ведущих научных журналах за последние 5 лет. В то же время важной задачей является осуществление должной процедуры верификации всех психодиагностических методик, пользующихся доверием у профессионального сообщества психологов образования, на основании экспертного мнения которых, с учетом письма о Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» подготовлен реестр в данных методических рекомендациях.
Данное обстоятельство ставит задачу организации работы по сбору эмпирических данных и проведению соответствующих процедур стандартизации и/или валидизации профессионального инструментария. Вместе с тем, осознание определенной «уязвимости» даже хорошо известного и широко используемого психодиагностического инструментария призвано содействовать организации систематической работы по его верификации в среде профессионального сообщества. Современная терминология психометрики и описание основных процедур для создания надежного и валидного психодиагностического инструментария в соответствии с международными нормами и протоколами, с применением классической теорией тестов (КТТ) и современной теорией тестов (IRT) представлены в учебном пособии Сорокова М.Г., Карданова Е.Ю., Радчикова Н.П., Федоров В.В. «Руководство по стандартизации психодиагностического инструментария: требования и оценка качества». – Москва: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2023 г. для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки» и УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
Структура открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества
В открытом реестре содержится классификация диагностических методик в соответствии с содержанием психодиагностической работы с целевыми группами обучающихся.
Описание сиходиагностических методик приводится по следующей схеме: Автор методики, название методики.
Измеряемый конструкт – конструкт или несколько конструктов для многошкальных методик, который(ые) измеряет данная психодиагностическая методика.
Возрастная группа, для которой рекомендована данная методика.
Параметры стандартизации, доказательность – в соответствии с современными международными нормами и протоколами, научно-обоснованными требованиями к стандартизированным/валидизированным методикам.
Источник – сборник диагностических методик и/или научный журнал, в котором приведены сведения о результатах стандартизации/валидизации методики.
Год публикации диагностической методики и/или статьи в научном журнале о ее стандартизации/валидизации; компьютерная версия методики – есть или нет в наличии.
Статус: основная/условно рекомендуемая/экспериментальная.
Основные, обязательные к использованию методики (перечень призван охватывать все предлагаемые программы психологической помощи). В число основных методик входят диагностические методики, прошедшие процедуры стандартизации (для российских инструментов) или валидизации (для русскоязычных версий зарубежных инструментов) с результатами, опубликованными в научных журналах.
Условно рекомендуемые методики. Анализ публикаций в ведущих научных журналах и мнений экспертов профессионального сообщества психологов позволил выделить диагностические методики, в настоящее время широко используемые и/или вызывающие доверие профессионального сообщества, но пока не обладающие всеми необходимыми сведениями их доказательности. Такие методики позволяют проводить необходимую оценку, однако одновременно данные по ним рекомендуется направлять в методический центр Психологической службы субъекта Российской Федерации для стандартизации и решения отдельных вопросов валидизации. В перспективе возможно создать подобные центры в общеобразовательных организациях, работающие при координации и в тесном взаимодействии с университетами и научными организациями, профессионально занимающимися проблематикой разработки, стандартизации и валидизации психодиагностического инструментария. При этом университеты и научные организации могут осуществлять научное руководство и экспертные функции в такой совместной деятельности.
Экспериментальные – обязательные для сбора в школе статистических данных для исследований в целях решения вопросов валидности и надежности методик. Координаторами и организаторами такой работы также рекомендуется выдвигать университеты и научные организации, занимающиеся профильной проблематикой и/или имеющие профильные структурные подразделения.
Целевая группа в соответствии с перечнем целевых групп детей, в отношении которых в общеобразовательных организациях психологическими службами, педагогами-психологами реализуются программы адресной психологической помощи.
Целевые группы:
1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления).
2. Дети, испытывающие трудности в обучении.
3. Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:
3.1 Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
3.1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
3.1.2 Дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
3.1.3 Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков).
3.2 Одаренные дети.
Взрослые участники образовательного процесса представляют отдельную дифференцированную целевую группу.
Указания к использованию открытого реестра психодиагностических методик
При использовании реестра психодиагностических методик рекомендуется руководствоваться следующими особыми указаниями:
1. Достижение заявленных целей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса связано с индивидуальностью каждого школьника, где важное значение приобретает организация достоверного выявления реального личностного профиля ребенка с помощью разных психологических технологий работы с ребенком, каждая из которых имеет свои ограничения.
2. Важным элементом является использование технологий перекрестной валидизации для достоверного подтверждения индивидуальных различий в проявлении измеряемых психологических качеств, применяемых в психодиагностике групп, с целью минимизации появления случайных ответов обучающихся. Эта проблема может быть решена за счет объединения усилий специалистов разного профиля в единую технологическую цепочку. Педагог-психолог выступает как член единой команды специалистов разного профиля, в том числе, клинических психологов, коррекционных педагогов, социальных педагогов, педагогов, сотрудников соответствующих подразделений МВД России.
3. В целях качественной психодиагностической работы требуется оснащение школ официально принятыми компьютеризированными диагностическими программными комплексами, обеспечивающими унификацию по сбору, обработке и анализу результатов диагностики в едином информационно-образовательном пространстве с последующей практикой проверки валидности, проведения стандартизации и подготовки на этих основаниях адаптированных редакций методик в условиях электронного и дистанционного режимов обучения. Проведение такой работы в перспективе также возможно при организующей, координирующей и осуществляющей научное руководство и экспертные функции роли университетов и научных организаций, как указано выше.
4. Важно отметить, что психодиагностика не является самоцелью в деятельности психологов общеобразовательных организаций. Напротив, данные психодиагностического исследования призваны служить для выявления ресурсных, сильных сторон, а также трудностей в освоении универсальных учебных действий, в коммуникации со сверстниками, педагогами и родителями (законными представителями), рисков психоэмоционального неблагополучия, социальной дезадаптации и девиантного поведения для дальнейшей целенаправленной комплексной систематической работы психологической службы общеобразовательной организации с этими проблемными зонами.
Порядок формирования открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества
Главным принципом включения психодиагностических методик в предлагаемый открытый реестр стал принцип доказательности: методика стандартизована (валидизирована на российской выборке для русскоязычных версий зарубежного инструментария) в соответствии с международными протоколами и требованиями к валидному и надежному психодиагностическому инструментарию. Статистическое доказательство соответствия параметров методики требованиям к валидному и надежному инструментарию и результаты проведения процедур стандартизации подкрепляются ссылками на источники – статьи в научных журналах, отчеты о результатах исследований, монографии. При соблюдении этих условий в полном объеме методика фигурирует в Реестре как «основная».
Вместе с тем в настоящее время существует много методик, не прошедших все процедуры стандартизации, не проходивших их вообще или проходивших их достаточно давно, но широко используемых в практической деятельности и являющихся широко известными. Основанием для включения таких методик в Реестр стало частичное прохождение процедур стандартизации или же экспертные оценки. В этом случае методика названа в реестре «условно рекомендуемой», как указано выше.
Методика включалась в реестр как «экспериментальная», если нет достаточных сведений о валидности и надежности методики (или они получены из источников, не вызывающих полного доверия) и она еще мало применяется на практике; если она валидизирована для одного возрастного промежутка, но на практике применяется и для респондентов других возрастов; если сведения о валидности и/или надежности получены из надежных источников, но проверено мало параметров и стандартизация не завершена полностью. Строго говоря, применяться на практике может только верифицированный инструментарий.
Отметим, что представленные в Реестре психодиагностические методики в ряде случаев прошли экспертный отбор и могут рассматриваться как хорошая основа для организации или продолжения работы по валидизации этих методик с тем, чтобы они в перспективе могли быть включены в Реестр в статусе «основных». Например, Опросник склонности к агрессии Басса-Перри «BPAQ» (русскоязычная версия С.Н. Ениколопова, Н.П. Цыбульского) валидизирован для лиц старше 18 лет, но на практике часто применяется и для подростков моложе 18 лет, поэтому в Реестре для данного возрастного промежутка он фигурирует как экспериментальная методика.
Реестр является открытым, так как он рассчитан на развитие за счет нового валидного и надежного психодиагностического инструментария, который активно разрабатывается в настоящее время, а также за счет пополнения списка психодиагностических методик при переходе их из разряда «условно рекомендуемых» и «экспериментальных» в разряд «основных» после прохождения соответствующих процедур. Университетам и научным организациям рекомендуется начать систематическую работу по стандартизации и валидизации психодиагностического инструментария, а также сертификации специалистов, умеющих профессионально использовать этот инструментарий в научной и практической деятельности.
Первая версия «Открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества» разработана коллективом научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», экспертов – психологов-практиков из регионов РФ в рамках Государственного задания Министерства просвещения РФ в 2020 г. Настоящий Реестр представляет собой его актуализированную, переработанную и дополненную Версию 2.0 (2023 г.) с включением в него верифицированных методик из первой версии Реестра, перешедших из разряда «условно рекомендуемых» в «основные», а также целого ряда новых психодиагностических инструментов.
Реестр психодиагностических методик следует развивать на основе принципов доказательного подхода в психологии и образовании с целью повышения эффективности мер воздействия на социальную сферу и совершенствования социальной политики. Социальная сфера затрагивает вопросы миллионов людей, и решения о вмешательствах и реформах в этой области целесообразно принимать не методом проб и ошибок, а на основе результатов научных исследований с применением технологий с доказанной эффективностью, убедительного теоретико-методологического обоснования, стандартизированных методик психолого-педагогических измерений, прозрачных и заслуживающих доверия процедур сбора эмпирических данных, больших выборок, релевантных количественных и качественных методов анализа данных с использованием стандартных статистических пакетов и правильной интерпретации результатов. Важна воспроизводимость результатов исследований и доверие к ним международного научного сообщества.
В настоящее время социальная практика, основанная на результатах научных исследований в русле доказательного подхода (research informed practice – научно обоснованная практика), является общемировым трендом. Психология как наука также стремится перейти к построению профессиональной практической деятельности на основе принципов доказательности. Руководителям общеобразовательных организаций рекомендуется оказывать содействие в реализации доказательного подхода в деятельности психологических служб и в ориентировании педагогов-психологов на научно доказанные результаты в своей практической деятельности при работе с детьми и детством в целом.
Необходимость ориентации деятельности психологических служб общеобразовательных организаций на доказательный подход ставят пред научным сообществом, а также перед федеральными и региональными органами исполнительной власти задачи содействия выявлению эффективных психолого-педагогических программ, технологий и социальных практик и развитию Открытого реестра психодиагностических методик.
Решению этой задачи будет способствовать:
- Развитие и масштабирование деятельности экспертной секции «Доказательный подход в психологии и образовании» (далее ДП НЭС) научно-экспертного совета ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» https://mgppu.ru/project/538 , созданной приказом ректора № 06-14/1352 от 13.10.2022.
Основные направления деятельности секции ДП НЭС
1. экспертная оценка доказательной базы образовательных, социальных и иных программ, технологий, практик, разработанных для реализации в образовании и социальной сфере, на основе 4-х рамочных документов: Паспорта, Протокола качественного ассесмента, Отчета о результатах верификации и Протокола оценки результатов верификации
2. научно-методическая поддержка сотрудников и подразделений МГППУ, а также научных партнерств с участием сотрудников МГППУ, представителей региональных отделений Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (ФПО России) и других профессиональных организаций, педагогов-психологов, педагогических работников и руководства образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, научных организаций регионов РФ, а также АНО и Фондов (НКО), действующих в области образования и социальной сферы, при организации и проведении экспериментов по проверке эффективности программ, технологий, практик, разработанных для реализации в образовании и социальной сфере, на основе естественно-научной методологии, количественных и качественных методов исследования
3. рекомендация программ, технологий, практик, получивших положительную нормативную оценку (заключение секции ДП НЭС) о степени соответствия стандартам доказательности программ, технологий, практик с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы, по включению в «Реестр программ, технологий, практик с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы» Министерства просвещения РФ и размещению их на Цифровой платформе Министерства просвещения РФ.
– Развитие, поддержка и масштабирование «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде» как площадки для отбора наиболее перспективных программ и технологий для их последующей научной экспертизы и независимой оценки профильными специалистами, которая имеет хорошие перспективы стать международной;
– Методическая поддержка авторов-разработчиков программ и технологий в плане реализации программ ДПО на базе факультетов повышения квалификации университетов, институтов, центров и других организаций системы ДПО. Примером такой программы может быть «Разработка психолого-педагогических программ для образования и социальной сферы: доказательный подход» (авторский коллектив МГППУ – Одинцова М.А., Сорокова М.Г., Леонова О.И.), реализуемой на ФПК МГППУ с сентября 2023 г.
– Создание межрегиональной сети научных лабораторий для организации системы независимой оценки эффективности (качества) и научной верификации психолого-педагогических программ, технологий и социальных практик на базе высших учебных заведений и научных организаций;
– Разработка системы поддержки вузов и профессиональных объединений, которые осуществляют информационную, научно-методическую поддержку общеобразовательных организаций и социально-ориентированных НКО, включенных в экспертную и экспериментальную деятельность по научной верификации, апробации и оценке эффективности программ психолого-педагогической помощи;
– Разработка программы поддержки экспериментальных и инновационных площадок по апробации лучших психолого-педагогических программ и практик психологической помощи детям, разработка типового положения об их деятельности.
– Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.