Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 78 города Донецка»
Открытый урок алгебры и начала математического анализа
в 10 классе на тему:
«Логарифмические неравенства»
Составитель:
Крыжановская Яна Викторовна,
учитель математика МБОУ «Школа №78 г.Донецка»
Донецк, 2023
Предмет: Алгебра и начала математического анализа
Класс: 10-Б Дата: 03.02.2023
Учебник: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометри. Алгебра и начала математического анализа, 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. Организаций; базовый и углуб.уровни/[Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2022г. – 463с., ил.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Техническое обеспечение: классная доска, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для работы всех обучающихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Система контроля на уроке: сочетание самоконтроля и контроля учителя.
Тема урока: «Логарифмические неравенства»
Цели урока:
Образовательные:
- определение и свойства логарифма, логарифмической функции; способы решения логарифмических неравенств.
Развивающие:
- формирование практических навыков решения логарифмических неравенств на основе изученного теоретического материала;
- закрепление навыков решения логарифмических неравенств из заданий ЕГЭ: №5, №7,№17 базового уровня и № 9, № 10, №17 – профильного уровня;
- развитие умений нахождения рационального способа решения;
- формирование УУД.
Воспитательные:
- воспитание уверенности, ответственности, познавательного интереса к обучению.
Задачи урока:
- научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» в конкретной ситуации;
- закрепить основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств, предупредить появление типичных ошибок, подготовить к итоговой аттестации;
- предоставить каждому обучающемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень;
- вовлечь учащихся в активную практическую деятельность;
- воспитывать у обучающихся чувство ответственности, уверенности в себе;
- использовать на уроке здоровье сберегающие средства обучения математике так, чтобы учащиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями;
- обеспечить оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся
Планируемые результаты:
Предметные умения:
Знание различных методов решения логарифмических неравенств:
- сведение неравенств к равносильной системе или совокупности систем;
- расщепление неравенств;
- метод интервалов;
- введение новой переменной;
- метод рационализации.
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах, парах:
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действия на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы поставленные учителем;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, классификацию, указывая на основание классификации;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока
1. Организационный момент
Дидактическая цель: создание благоприятной психологической атмосферы, настрой на совместную работу.
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех присутствующих. Очень хочу, чтобы с нашего урока все ушли с глубоким убеждением: математика - интересный предмет. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к работе: все ли принадлежности находятся на столах.
- Девизом урока я выбрала слова писателя Бориса Васильева:
«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».
2. Мотивация к учебной деятельности.
Дидактическая цель: активизация мыслительных операций и познавательных процессов.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе.
Учитель: Математика - наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам удачи!
У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы должны показать знания, полученные при изучении данной темы.
А вот как называется тема нашего урока, вы узнаете из устных заданий.
Учитель. Какие неравенства являются логарифмическими?
1)
2)
3) 2x+5≤ log5125
4) ответ: 1,2,4.
(Слайд №1)
Учитель. А теперь назовите тему нашего урока (Логарифмические неравенства).
Учитель. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Логарифмические неравенства».
(Слайд №2)
Учитель. Скажите ребята, а мы уже решали с вами логарифмические неравенства? (Да).
Тогда попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Обобщить знания по решению логарифмических неравенств).
(Слайд № 3)
Учитель: А где пригодятся знания по решению логарифмических неравенств? (При сдаче ЕГЭ).
Учитель. Какой теоретический материал будет вам необходим при решении логарифмических неравенств? (Чтобы решить логарифмические неравенства, нужно знать определение и свойства логарифма, свойства логарифмической функции, определение логарифмического неравенства, алгоритм решения логарифмического неравенства).
3. Устный опрос.
Учитель. Сформулируйте определение логарифма?
(«Логарифмом числа b по основанию a, где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b:
log a b = x ax = b при a>0, a≠1, b>0»).
(Слайд 4)
Учитель: Назовите формулы и свойства логарифмов, которые мы используем при решении логарифмических неравенств? Поставьте в соответствие каждой формуле её вторую часть.
Ответы:1-6,2-3,3-5,4-4,5-2,6-1
(Слайд №5)
Учитель. При каком условии логарифмическая функция возрастает, убывает? (Если а>1,то у= logax-возрастает, если 0<а<1, то у= logax-убывает).
(Слайд 6)
Учитель. Какова область определения логарифмической функции? (Для у= logax, х>0).
(Слайд 7)
Учитель. Какие неравенства называются логарифмическими?
(Логарифмическими неравенствами называются неравенства вида
loga f(x)≥ logag(x), где а>0,а≠1).
(Слайд 8)
Учитель. Сформулируйте алгоритм решения простейшего логарифмического неравенства.
1) Найти ОДЗ неравенства (подлогарифмическое выражение больше нуля).
2) Представить (если возможно) левую и правую части неравенства в виде логарифмов по одному и тому же основанию.
3) Определить, возрастающей или убывающей является логарифмическая функция: если а > 1, то возрастающая; если 0 < а < 1, то убывающая.
4) Перейти к более простому неравенству (подлогарифмических выражений), учитывая, что знак неравенства сохранится, если функция возрастает, и изменится, если она убывает.
5) Записать ответ с учётом ОДЗ.
(Слайд 9)
Учитель. Какие логарифмические неравенства требуют дополнительных знаний. (Часто, при решении логарифмических неравенств, встречаются неравенства с переменной в основании логарифма. Так, неравенство вида
является стандартным школьным неравенством.)
(Слайд 10)
Учитель. В чём заключается классический способ решения логарифмического неравенства
.
(Слайд 11)
Учитель. С неравенства
.
Если существует, то как он называется?. (Существует. Это метод рационализации неравенств)
(Слайд 12)
Учитель. В чём заключается метод рационализации? (Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x), при которой неравенство G(x)>0 равносильно неравенству F(x)>0 в области определения F(x).)
(Слайд 13)
Учитель. Формулы метода рационализации.
(Слайд 14)
(f, g, h– выражения с переменной х, a– фиксированное число или функция ( а>0, a≠1).
|
Выражение F |
Выражение G |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
Учитель. Алгоритм решения неравенств
методом рационализации.
Шаг 1. ОДЗ:
Шаг 2. Преобразование логарифмического неравенства к виду:
Шаг 3. Метод рационализации: (a(x)-1) · (b(x)-c(x))>0
Шаг 4. Запись ответа с учётом ОДЗ.
(Слайд 15)
Учитель: Ребята, у вас на столах справочный материал, который поможет вам при решении неравенств.
4. Учебно-познавательная деятельность.
Задание № 1. Решите неравенство:
(Слайд №16)
Решение.
Рис.1 Решение первого неравенства задания №1
Рис.2 Решение второго неравенства задания №1.
Рис.3 Решение третьего неравенства задания №1
Рис.4 Решение четвертого неравенства задания №1.
Форма работы: Работают у доски и в тетрадях
Учитель: Проверка на слайде.
(Слайд № 17-№ 20)
Задание № 2. Решите неравенство (работа у доски)
(Слайд №21)
Решение.
Рис.5 Решение первого неравенства задания №2
Рис.6 Решение второго неравенства задания №2
(Слайд №22-23)
5. Релаксирующая деятельность.
Мы немного все устали. Давайте отдохнем.
Мы все вместе улыбнёмся,
Подмигнём слегка друг другу.
Вправо, влево повернёмся (повороты вправо, влево)
И кивнём затем по кругу (наклоны вправо, влево).
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимаем руки вверх),
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Физкультминутка. (Звезды)
(Слайд № 24)
Учитель: Решим задания типа № 15 ЕГЭ.
Задание №3. Решите неравенство
(Слайд № 25)
Решение у доски : 1 ученик решает классическим способом, 2 ученик- методом рационализации. На местах учащиеся решают одним из способов.
Решение.
Рис. 7 Решение неравенства классическим методом
Рис. 8 Решение неравенства методом рационализации
(Слайд № 26-№ 27)
Задание №4. Решите неравенство
(Слайд № 28)
Решение.
Рис. 9 Решение неравенства методом рационализации
Слайд № 29
Форма работы: Разбор задания выполняется у доски.
6. Рефлексивная деятельность
Цель: оценить результат учебной деятельности.
Учитель: Давайте вернемся к цели нашего урока. Ребята, скажите, достигли мы цели сегодня на уроке?
1. А что мы повторили? (Решение логарифмических неравенств).
2. Где пригодится в жизни? (При сдаче ЕГЭ).
Ребята предлагаю вам последнее задание. Выберите то предложение, которое подходит для вас.
1) «В теме не разобрался, нуждаюсь в консультации».
2) «В теме не всё понятно, дома нужно хорошо поработать».
3) «В теме разобрался, домашнее задание выполню самостоятельно».
(Слайд № 31)
Учитель: Молодцы, каждый из вас показал хорошую работу, хочется пожелать вам ребята дальнейших успехов в изучении такого интересного предмета, как математика, а самое главное хорошо сдать ЕГЭ.
7. Домашнее задание.
На карточках.
Вариант 1
1.Найдите произведение всех целых чисел, являющихся решением неравенства:
;
2.Найдите наибольшее целое решение неравенства:
;
3.Решите неравенства:
а) ;
б) >0.
Вариант 2
1.Найдите произведение всех целых чисел, являющихся решением неравенства:
;
2. Найдите наибольшее целое решение неравенства:
;
3. Решите неравенства:
а);
б) >0.
(Слайд №15)
Работа оценивается для диагностики качества освоения темы.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.