Тема урока: Безопасность в сети Интернет.
Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.
Задачи урока:
Образовательные:
· расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.
· сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.
· сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.
Развивающие:
· развивать познавательную активность учащихся;
· развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;
· развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Воспитательные:
· воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;
· воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;
· воспитывать взаимоуважение;
· воспитывать взаимную ответственность, внимательность;
· формировать интерес к работе товарища.
Целевая аудитория урока: студенты 1 курса
Количество участников: 12 человек
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийная установка, компьютер, презентация, учебник, ноутбуки, доступ в Интернет, анкеты для учащихся, принтер, бумага для печати, доска, мел.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Проверьте, пожалуйста, чтобы у каждого на столе был учебник, тетрадь, ручка и анкета.
И я предлагаю вам сразу окунуться в познавательный мир и назвать тему сегодняшнего урока, разгадав ребус.
Определение и формулировка темы для обсуждения.
|
Итак, тема нашего урока: Безопасный интернет.
Какова же цель нашего урока?
- узнать, как обезопасить себя в интернете.
Что нам для этого нужна? Какие задачи нам предстоит решить?
- познакомиться с основными понятиями по теме
- выяснить, какие опасности подстерегают нас в интернете
- как их избежать.
Спасибо всем за ответы и прежде чем перейти к решению поставленных задач, заполните, пожалуйста, лежащие у вас на партах анкеты. Алексей, собери, пожалуйста анкеты и положи мне на стол. (Пока он собирает, проверяешь домашнее задание).
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке я просил вас посмотреть дома, что такое глобальная сеть. Кто это сделал? Молодцы! Петя, расскажи нам коротко об этом.
Интернет является крупнейшим хранилищем информации. Многие люди благодарят его создателей и не представляют своей жизни без Интернета, а другие ругают и называют его паутиной, которая способна поймать человека в свои сети. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире.
Спасибо, Петя! Всё верно. Но, с другой стороны, ребята, миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. И миллионы вредоносных вирусов и даже мошенников могут воспользоваться возможностью доступа к информации, хранящейся в ваших компьютерах.
Знакомство с основными понятиями.
Упражнение «Ассоциации»:
Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу Безопасный Интернет. (Обучающиеся по очереди высказываются). (угроза, вирус, антивирусник, спам...)
Предлагаю вам в парах обсудить следующие понятия: безопасность, информационная безопасность, информационная безопасность для детей. На обсуждение у вас две минуты.
Ребята, время вышло. Давайте попытаемся сформулировать основные понятия.
(Поднимают руку, объясняют своими словами)
Всё верно, в целом вы абсолютно правы.
(появляется слайд с определениями, трое читают определения)
Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Информационная безопасность - процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Спасибо, Дима!
Хочу добавить, что Информационная безопасность детей регулируется даже законодательно на Федеральном уровне. (Слайд Закон) Существует Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Для дальнейшей работы предлагаю вам поделиться на группы:
1 группа – те, кто проводят в сети интернет 1-2 часа в день
2 группа – 3-4 часа в день
3 группа – 5 и более часов в день
Группа 1 работает с параграфом …. Учебника, группа 2 – с Федеральным законом, 3 – ищет информацию в сети Интернет. Используя предложенные вам материалы, ответьте на вопросы:
«Какие опасности подстерегают вас в интернете?» и «Как этих опасностей избежать?»
На выполнение задания у вас будет 10 минут.
(пока дети работают в интернете, доску нужно выключить)
Ребята, время вышло. Переходим к обсуждению. Мне нужны двое желающих, кто будут фиксировать основные моменты на доске и в компьютере.
(дети дают ответы на вопросы, один пишет опасности на доске, второй в компе)
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»
Преступники в интернете.
Вредоносные программы.
Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты.
Азартные игры.
Онлайновое пиратство.
Интернет-дневники.
Интернет-хулиганство.
Недостоверная информация.
Материалы нежелательного содержания.
А как же избежать этих опасностей? Какие пути решения предлагают нам разные источники информации?
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
Преступники в интернете.
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
Вредоносные программы.
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
Интернет-мошенничесво и хищение данных с кредитной карты.
А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.
Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.
Азартные игры.
Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
Онлайновое пиратство.
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
Интернет-дневники.
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
Интернет-хулиганство.
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.
Недостоверная информация.
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
Материалы нежелательного содержания.
Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Ребята, вы услышали, как ответы на вопросы представлены в разных источниках. Какой же из них наиболее достоверный? Какой дал нам менее достоверную информацию?
Какой вывод мы можем сделать? – Информацию, полученную из Интернета необходимо обязательно фильтровать.
Предлагаю, немного отдохнуть и посмотреть видеоролик.
(Демонстрирует студентам видеоролик «Развлечения и безопасность в Интернете»
https://урокцифры.рф/lessons/cybersecurity#broadcast)
(Сам в это время выводишь на печать памятку)
Гимнастика для глаз (проводит ученик!!!!) ты делаешь вместе с ними.
(пока все делают гимнастику для глаз, один ученик раздаёт памятки и присоединяется к гимнастике)
Ребята! Посмотрите, какая памятка у нас с вами получилась! (Выводишь ее на экран. Тот, кто печатал во время выступлений, зачитывает)
• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям
Большое спасибо Васе!
Предлагаю вам прикрепить её дома на стене у компьютера и периодически прочитывать.
Самооценивание.
А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили материалы урока. Выполним тест: в Simpjll- безопасность в интернете
https://ege.yandex.ru/security/
Подведение итогов работы и эмоциональная обратная связь .
А теперь, посмотрите, у меня в руках ваши анкеты. Что я теперь знаю о вас? Возвращаешь слайд с анкетой. Ответе себе на вопрос «Зачем вы заполнили эту анкету!?» и отдали Алексею? Алексей! Что ты сделал с этими анкетами? Ты как будущий ………… имел право передать чужие персональные данные? Вы все в будущем будете работать с паролями, личными данными заказчиков? Вы можете их передавать?
Комментирование оценок
Выводишь на экран результаты теста. Анализируют.
Критерии там же где-то напечатать, чтоб были перед глазами
80-100 % выполнения – «5»
60-79% - «4»
46-59% - «3»
Менее 46 – нужно снова поработать с материалом.
Объяснение домашнего задания
Кто получил 4-5, предлагаю дома снять видеоролик на тему «Безопасность в сети интернет»
Кто получил отметку 3 или не справился с заданиями теста – ещё раз поработайте с параграфом … учебника и сделайте кластер «Безопасность в сети интернет»
Задание будет прописано в Сетевом городе.
Рефлексия
Выскажитесь коротко, буквально одно предложение, о своём отношении к полученным на уроке знаниям. Облачка помогут вам.
Всем спасибо за работу!!!
P.S. Если по времени не укладываешься. Ролик убрать нафиг!!!!!!!!!!!!!
Ещё можно памятку на экране не читать, просто с акцентировать внимание на том, что в ней есть опасноти и пути их избегания
На крайняк можно поменьше информации про пиратство и т.п.
Но если отрепетировать, то вы уложитесь во время!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.