08.12.2017г.
Открытый урок биологии
Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий».
Класс: 5
Учитель: Магомедрасулова К.А.
УМК: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. –М.: Дрофа,2016.
Цели:
1. изучить особенности строения бактериальной клетки, процессы жизнедеятельности.
2. формировать умения находить сходство и различие между растениями, животными и бактериями, различных групп бактерий.
3. формировать понятия о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Оборудования: Компьютер, интерактивная доска, рабочие листы, карточки с заданиями, мягкая игрушка «бактерия», пластилин, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сели ровно, приготовились к уроку.
-Посмотрите на изображение, что вы видите? Слайд1
-Каким одним словом можно объединить все эти изображения?
-Послушайте и определите о каком царстве живой природы идет речь?
(Эти организмы ни на что не похожи, ни на растения, ни на животных. Но они живые и сопровождают нас повсюду, без них невозможна жизнь на земле, они приносят человеку, как пользу, так и вред. Ученые для них специально создали отдельное царство. )
-Как называются эти организмы? Бактерии.
-Чтобы узнать второе слово в теме урока мы ответим на вопросы:
(за правильный ответ-листик)
1. наука о живых организмах?
2. Растения по способу питания?
3. Элементарная структурная единица живых организмов?
4. Клетки, не имеющие ядра?
5. Прибор, при помощи которого можно рассмотреть клетку и изучить ее строение?
6. Главный органоид клетки?
7. Совокупность клеток, имеющих общее строение и выполняющие одну функцию?
8. В клетках листа пластиды зеленого цвета?
9. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку?
10. Кто впервые рассмотрел клетку и увидел маленькие организмы?
-Второе слово в теме урока вы узнали, а еще одно вы смоделируйте из карточек конверта1. (на доске слова: Бактерии, жизнедеятельность, строение)
-Сформулируйте тему урока. (Строение и жизнедеятельность бактерий) Слайд2
В рабочих листах записываем число, тему урока.
-Что хотели бы узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы
будем изучать бактерии Слайд3
- Сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда.
2.Изучение нового материала.
Учитель: В 1676 г. Антони Ван Левенгук увидел впервые бактерии, но он назвал их «анималькули», т.е. по латыни «зверушки», а вот название «Бактерии», что в переводе с греческого обозначает палочка, ввел Христиан Эренберг в 1828г.Слайд4
Бактерии существа совершенно удивительные. Если бы была такая книга рекордов живых организмов бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям. Поэтому мы поместим бактерию на пьедестал почета и будем сегодня в течение урока разбираться почему они являются чемпионами и как каждому чемпиону вручать ей медали.
- За что же бактерии прославились: во-первых, бактерии самые древние на Земле Слайд5. Они появились 3,5 млр. лет назад и были самыми первыми живыми организмами на нашей планете. Для сравнения Земля возникла 4 млр.лет назад. Значит нашему рекордсмену полагается медаль.
-Как вы думаете, за что подпишем медаль? (за древность)
-Бактерии-это еще и самые мелкие существа среди всех живых организмов. Вы уже знаете, что клетку растений можно увидеть только в микроскоп, так вот клетки бактерий примерно в 10 раз меньше клетки растений.
-вручаем медаль? За что? (за мелкие размеры)
Так вот, ребята, из-за такой крошечности, бактерий очень и очень много. Например, в 1г почвы могут находиться сотни миллионов бактерий. Их очень много и в воздухе, так сейчас в нашем классе бактерий увеличилось в несколько раз, поэтому после окончания урока что необходимо сделать? Значит бактерии — это самые многочисленные организмы.
-Вручаем медаль (за многочисленность).
-Бактерии- это и самые выносливые организмы на Земле. Они могут жить практически в таких местах, где больше никто не живет, например, в кипящих гейзерах или нефтяных подземных озерах, кислотных озерах. А некоторые бактерии, по мнению ученых могут выживать даже в космосе.
-Вручаем медаль (за выносливость)
-Конечно, бактериям не всегда комфортно жить в каких-либо местах, поэтому они приспособились к выживанию в неблагоприятных условиях. Они образуют спору.
-Что же такое спора? Откройте учебник и найдите определение.
-Запишите определение в рабочий лист. (Спора-это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях)
Итак, спора- это особая, спящая бактерия. Перед тем как образовать спору бактерии начинают высыхать, удалять из себя воду. Бактерия остается внутри своей оболочки и может даже образовывать еще одну оболочку и в таком виде она может жить очень долго не погибая. Слайд6
3 Самостоятельная работа (7 мин.)
А другие заслуги бактерии мы узнаем, работая в группах. (распределение по группам на основе выбора осенних листочков:
1-я группа- оранжевые листочки
2-я группа-зеленые листочки
3-я группа-желтые листочки
Учитель: Задания для работы в группах:
1-я группа- рассмотреть клетку в микроскоп, определить строение бактериальной клетки, смоделировать клетку, найти различия между бактериальной клеткой и растительной.
2-я группа- Определить формы бактериальной клетки, смоделировать формы бактерий
3-я группа- Как происходит питание бактериальной клетки, размножение
Учитель оказывает помощь учащимся во время самостоятельной работы.
4. Отчет работы групп. Выступление и запись в рабочие листы. (6-7мин)
1 группа. Как называются организмы без ядра?
Вручаем медаль (за простоту)
2 группа. Форм бактерий очень много. Мы рассмотрели самые главные
Вручаем медаль (за разнообразие).
3 группа.
Просмотр видеоролика «Размножение бактерий»
Так как бактерии могут употреблять в пищу практически все, за что вручаем медаль?
Вручаем медаль (за всеядность)
Дыхание бактерии – смотрим видео урок (в рабочий лист записываем аэробы и анаэробы)
5. Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьте тело.
Представьте- вы птицы, вы вдруг полетели.
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели.
Открыли глаза и снова за дело.
6. Закрепление изученного
Возвращаемся к целям урока. Все мы узнали на уроке, добились поставленных задач? Слайд 3
Посчитаем количество медалей, можем назвать бактерию чемпионом?
Работа с тестом (индивидуальная)
Проверка по компьютеру. Слайд 7 (сертификаты за «5»)
7. Рефлексия. Домашнее задание.
Саморефлексия «Пять пальцев»
· После урока я стал знать больше.
• Свои знания могу применить на практике.
• На уроке было над чем подумать.
• На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.
• Работал добросовестно и достиг цели урока
Оценка работы учащихся во время урока, комментирование оценок.
Выставление оценок.
Д/З §11, рабочая тетрадь
2. По желанию изготовить из пластилина модели разных форм бактерий
3. По желанию подготовить ответ на вопрос, используя дополнительные источники и интернет ресурсы: Как образуются дырки в сыре?
Где обитают светящиеся бактерии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.