Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Методическая цель: формирование устойчивых исторических представлений учащихся на основе проблемного метода обучения
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.
Сегодня у нас урок повторения и обобщения по пройденной теме истории России в XVII веке.
- Ребята, что мы с вами сегодня будем повторять?
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вам было предложено выбрать для подготовки сообщения ту историческую личность, которая вас наиболее привлекла.
Заслушивание подготовленных заранее сообщения учащихся о выдающихся личностях периода XVII вв. (Дмитрий Пожарский, Алексей Михайлович, Богдан Хмельницкий, Патриарх Филарет, Степан Разин), демонстрация иллюстраций к сообщениям учащихся. (8 мин)
III. Закрепление и обобщение изученного материала.
План обобщения:
1. Фронтальный опрос по основным событиям XVII в.:
- Почему XVII век в нашей истории называется Бунташным? Перечислите самые значительные восстания и бунты XVII века.
- Почему смутное время получило такое название? Какие именно государства участвовали в интервенции и что этому способствовало?
- Нарисуйте схему государственного устройства России XVII в. (Выполняется на доске)
- Назовите причины прихода семьи Романовых к власти в России по окончании Смутного времени. Перечислите первых царей из рода Романовых, правивших в XVII веке.
- Назовите основные сословия России в XVII в.
- Назовите причины церковного раскола. Назовите основных деятелей церкви XVII в.
- Назовите и покажите на карте территории, вошедшие в состав России в XVII в.
- Назовите важных государственных деятелей России в XVII в.
2. Тестовые задания на знание исторических дат данного периода;
Учащимся раздаются карточки с тестовыми заданиями на знание дат, проводится взаимопроверка в парах (5 мин)
- Подведём итоги знания хронологии. Назовите самые значимые даты XVII века
3. Устный опрос на знание исторических терминов
Для проведения устного опроса на знания терминов учащиеся получают карточки, обдумывают ответы, отвечают
развернуть таблицу
вариант 1 |
самодержавная монархия, сословия, первопроходцы |
вариант 2 |
гражданская война, раскольники, Юрьев день |
вариант 3 |
Земский собор, ясак, приказы |
вариант 4 |
Боярская дума, старообрядцы, мануфактура |
вариант 5 |
интервенция, подворная подать, барщина |
развернуть таблицу
- Подводим итоги знания терминов.
4. Работа учащихся с исторической картой- показать на карте у доски территории, присоединённые к Российскому государству в XVII вв.
- Делаем вывод о расширении Российского государства в XVII веке
5. Решение исторических задач
проводится в форме ответов на проблемные вопросы учащимся в парах по принципу «верно, неверно, спорно». Учащиеся внимательно читают текст, определяют всё ли верно, находят исторические ошибки (если они есть), обосновывают свой выбор, поднимая соответствующую карточку «верно», «неверно», «спорно».
Подводим итог повторения. Подводим учащихся к выводу о том, что Россия в XVII веке была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведёт Пётр I.
IV. Рефлексия.
Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий, имен курса. (выполняется на доске учителем с помощью учащихся) Например:
Алексей Михайлович
образованный богобоязненный -2 прилагательных
правил реформировал укреплял – 3 глагола
Русский царь – общее определение
«Тишайший - слово, наиболее точно характеризующие личность
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме: «Российское государство в XVII в.», составить кроссворд по изученной теме*
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.