25.11.2021г 9-класс
Открытый урок на тему: Резонанс
Цели урока: построить систему знаний по теме “Резонанс”.
Задачи урока:
– образовательные: актуализировать
имеющиеся знания по теме, организовать активную работу с текстом, сформировать
понятие резонанса и условий его возникновения;
– воспитательные: воспитывать умение слушать и говорить,
работать в парах и группах;
– развивающие: развивать умение формулировать и излагать свои
мысли, терпимо относиться к чужому мнению, умение задавать вопросы, умение
работать с научным текстом.
Оборудование:
1. Учебник Перышкин, Гутник
2. Презентация
3. Видеоматериалы.
4. Карточки с сзаданиями.
Список литературы:
1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2008 г.
Выполнила:Керимова Ирина С.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Актуализация знаний:
Что такое гармонические колебания? (Гармоническими являются колебания, которые происходят под действием силы, пропорциональной смещению колеблющейся точки и направленной противоположно этому смещению)
Какие виды маятников вы знаете?
Что такое математический маятник? (Материальная точка, колеблющаяся на не меняющемся со временем расстоянии от точки подвеса, называется математическим маятником.)
Чем отличаются пружинный маятник и математический маятник?
3.Изучение нового материала:
Вынужденные колебания – колебания, происходящие под воздействием
внешних сил, периодически изменяющихся с течением времени.
Частота установившихся равна частоте вынуждающей силы.
Резонанс - явление резкого возрастания амплитуды установившихся вынужденных колебаний при совпадении собственной частоты колебательной системы с частотой вынуждающей силы.
Учет и использование резонанса в быту и промышленности
¡ Раскачивание тяжелого языка большого колокола при действии небольшой силы с частотой, равной собственной частоте языка.
¡ Сильное раскачивание железнодорожного вагона при случайном совпадении его собственной частоты колебаний на рессорах с частотой ударов колес на стыках рельсов
¡ Сильное раскачивание пароходов на волнах.
Акустический резонанс Знаменитый певец Федор
Шаляпин мог запеть так, что лопались плафоны в люстрах.
Резонанс вызван совпадением частоты собственных колебаний стеклянного сосуда с частотой звука, но петь при этом необходимо так же громко, как Шаляпин
Если связать толстой металлической проволокой два фортепиано в разных комнатах и играть на одном из них, то второе (с нажатой педалью!) будет играть ту же мелодию само собой, без пианиста
Как без подъемных кранов и другой техники древние люди передвигали многотонные глыбы на различные расстояния?
Уже не одно тысячелетие людей интересует вопрос о том, как же все-таки древним людям, имеющим только простейшее оборудование, удавалось перемещать каменные глыбы на огромное расстояние, а потом возводить из них величественные постройки. Каких только фантастических и даже нелепых версий не придумывали ученые и строители.
"Вред и польза резонанса"
Вред:
Использование:
1. нужно было идти не в ногу, тогда не было бы раскачивания (колебания) бревна
Сменил частоту шага, чтобы не было резонанса.
2. Потому что колебания автобуса и собственные колебания стекол совпадают, происходит резонанс. Колебания автобуса есть частота работы двигателя.
3. Если частота шагов совпадёт с собственной частотой колебаний воды в ведре, то возникает резонанс и амплитуда колебаний воды увеличивается. Чтобы не допустить этого, меняют частоту вынуждающей силы, т.е. частоту шага.
4. Закрепление- изученного через видеоматериалы по выбранной стратегии.
Видео-приложение
9. Рефлексия
Подводим итог урока: Что нового для себя узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.