Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"
Оценка 4.9

Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"

Оценка 4.9
Документация +4
docx
биология
5 кл—6 кл
20.10.2020
Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"
Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"
Три среды обитания основной.docx

Три среды обитания

Вступительная часть (примерно 3– 4мин).

Здравствуйте я рад приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Давайте для начала с вами поиграем. Вы согласны со мной. Сейчас я буду называть вам буквы, а ваша задача состоит в том, что подобрать добрые, хорошие слова на эту букву. И так первая буква….

Кто мне скажет какое слово у нас получилось, правильно это слово комфорт. А что означает это слово.  Да, несомненно вы правы, еще это слово означает что сегодня на уроке вы должны чувствовать себя комфортно и уютно. Давайте поприветствуем наших гостей. 

Ребята как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

 

А хотите узнать.

 

Для этого я предлагаю открыть конверты с заданием и выполнить их.

 

Слайд 1

 

Кто скажет правильную, тему сегодняшнего урока. (Среда обитания).

 

Да вы правы, но это не вся тема, сколько было допущено в тесте (три)

 

Слайд 2

 

Значит тема сегодняшнего урока – Три среды обитания

 

Какова цель сегодняшнего урока?

А какие задачи сегодня мы должны с вами решить?

Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи урока.

Какие же задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?

Слайд 3

 

Ребята, а кто из вас знает, что же такое среда обитания (предположения детей). 

 

Да в чем-то вы правы, но давайте попробуем дать полное название данному термину.

 

Предлагаю Вам, самим попробовать составить, определение, для этого возьмите у меня раздаточный материал.

 

(Работа с раздаточным материалом)

 

И так, давайте запишем среда обитания это - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

 

Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться на группы, для этого каждый из учащихся возьмет одну и карточек, которая лежит у меня на столе.

 

Итак, что написано на карточках?

 

Может быть что то объединяет данных животных ( высказывания учеников)

Теперь давайте попытаемся правильно разбиться на 3 группы, в каждой из групп должно быть по 2 участника.  

А вот правильно ли мы разбились, хотите проверить?

 

Слайд 4

 

Молодцы ребята.

 

Давай те все таки постараемся разобраться в этом нелегком вопросе. В этом нам помогут знакомые каждому наши любимые персонажи из разных мультфильмов и сказок.

 

Каждой группе пришло письмо, в письме вы найдете инструкции по дальнейшей работе. По окончанию работы предлагаю выступить и защитить свою работу

 

Ну что ж приступим (работа в группах) 15-20 минут

 

Слайд 5

 

Предлагаю прослушать, что же у вас получилось. (Выступление групп)

 

Слайд 6

 

Выступление IIII групп (10 минут),

Молодцы ребята давайте скажем спасибо нашим группам.

 

Рефлексивные мишени.

Как вы считаете, справились мы задачами сегодняшнего урока. Предлагаю вам поучаствовать  в биатлоне. Итак, давайте начнем. Наши мишени поражены, прошу вывесить результаты на доску.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

 

Слайд 7

Для окончания нашего занятия предлагаю вам пройти тестирование.

Тестирование (раздача тестов)

Попрошу вас поменяться работами и проверить друг друга. Ключи к тесту на сладе.

Молодцы ребята.

Теперь попрошу вас выбрать домашнее задание из списка. (на слайде)

Слайд 8

Спасибо за проведенный урок, сегодня мы с вами плодотворно поработали.

Слайд 9

Тесты

Вопрос 1

Дышать в водной среде животные могут с помощью:

A.      трахей или лёгких

B.      трахей

C.      жабр или кожи

D.      лёгких

Вопрос 2

В водной среде животные приспособились к недостатку:

A.      кислорода

B.      тепла

C.      влаги

D.      азота

Вопрос 3

Значительные перепады температур характерны для:

A.      наземно – воздушной среды

B.      почвенной

C.      водной

D.      подземных пещер

Вопрос 4

Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:

 

  1. избыток количество влаги
  2. наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза
  3. недостатка кислорода и избытка углекислого газ
  4. отсутствие в почве света

Вопрос 5

Какой из перечисленных сред обитания не существует?

  1. водной
  2. наземно-воздушной
  3. почвенной
  4. воздушно-почвенной

Вопрос 6

Среда обитания - это все то, что окружает живое существо в природе?

  1. да
  2. нет

https://fhd.videouroki.net/tests/532096/image_5dd5155a8c55f.jpgВопрос 7

Обитатель какой среды представлен на рисунке?

  1. почвенной
  2. водной
  3. организменной
  4. наземно-воздушной

Вопрос 8

Сколько основных сред обитания существует на Земле?

 

A.      5

B.      4

C.      3

D.      4

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение к открытому уроку


Верно, или неверно.

Вопрос

Да

Нет

тело простейших состоит из одной клетки

С

А

У большинства пресмыкающихся кожа сухая, снаружи покрыта роговыми чешуйками, щитками.

Р

Б

Амеба передвигается с помощью жгутиков

Н

Е

Болезнь малярия передается малярийными комарами

 

Д

С

Кораллы – это кишечнополостные животные

А

Т

К членистоногим относят ракообразных, паукообразных и насекомых

О

Р

Рыбы дышат легкими

Г

Б

Все животные приносят только пользу человеку.

Ж

И

Пресмыкающиеся откладывают яйца

Т

У

Млекопитающие – самая высокоорганизованная группа животных на Земле

А

И

Тритон – это земноводное животное

Н

Ф

Черепаха – это пресмыкающиеся животное

И

Х

Осьминоги это моллюски

Я

Р

 

По окончанию задания вы сможете составить тему сегодняшнего урока

___________________________________________________________________________________________

это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие


Приспособления к наземно - воздушной среде

Наиболее специфичны среди обитателей воздушной среды, конечно летающие формы. Уже особенности внешности организма позволяют заметить его приспособления к полету. Прежде всего, об этом говорит форма его тела.

Форма тела:

·         обтекаемость тела (птица),

·         облегченная конструкция (полые кости),

·         наличие крыльев и иных приспособлений для полета (летательные перепонки, например),

·         облегчение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц).

У бегающих животных тоже появляются отличительные особенности, по которым легко узнать хорошего бегуна, а если он передвигается прыжками, то прыгуна:

·         мощные, но легкие конечности (лошадь),

·         уменьшение пальцев на ногах (лошадь, антилопа),

·         очень мощные задние конечности и укороченные передние (заяц, кенгуру),

·         защитные роговые копыта на пальцах (копытные).

Лазающие организмы имеют самые различные приспособления. Они могут быть общими для растений и животных, а могут и различаться. Для лазанья может быть использована и своеобразная форма тела:

·         тонкое длинное тело, петли которого могут служить опорой при лазании (змея, лиана),

·         длинные гибкие хватательные или цепляющиеся конечности, а возможно, и такой же хвост (обезьяны);

·         выросты тела – усики, крючки, корешки (горох, ежевика, плющ);

·         острые коготки на конечностях или длинные когти, загнутые крючком или сильные хватательные пальцы (белка, ленивец, обезьяна);

·         мощные мышцы конечностей, позволяющие подтягивать тело и перебрасывать его с ветки на ветку (орангутан, гиббон).

Некоторые организмы приобрели своеобразную универсальность приспособлений сразу к двум. У лазающих форм возможно и сочетание признаков лазанья и полета. Многие из них могут, забравшись на высокое дерево совершать длинные прыжки-полеты. Это сходные приспособления у жителей одной среды обитания. Часто встречаются животные способные к быстрому бегу и полету, одновременно несущие оба набора этих адаптаций. Из насекомых это жуки-скакуны (сем. Жужелицы), из птиц: дрофа, стрепет, коростель.


Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специальные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей.

Приспособления к почве

Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперед, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу). Вот некоторые правила для покровов:

·         слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (червь),

·         если имеется шерсть, то она обычно короткая (крот),

·         шерсть заглаживается вперед и назад (крот),

·         шерсть устойчива к стиранию (крот).

Форма тела и конечностей тоже должна быть специфической. Длинные конечности не дадут возможности двигаться в узкой норе, кроме того конечности нужны для копания земли. Тело не должно цепляться за своды норы или должно легко изгибаться под прямым или даже острым углом. Отсюда следующие правила:

·         короткие конечности,

·         копательные конечности (крот) или копательные зубы (слепушонка),

·         тело тонкое и длинное

·         обтекаемое тело без выступающих частей.

Специфичность органов чувств землероя – тоже его приспособления к особенностям среды обитания. Они могут быть устроены по таким правилам:

·         уменьшены или отсутствуют ушные раковины (крот),

·         уменьшены или отсутствуют глаза (крот),

·         повышена тактильная чувствительность (вибриссы по всему телу).

Почва плотна и тяжела, а, кроме того, в ней может быть недостаточно воздуха. Эти ее особенности также приводят к физиологическим и анатомическим адаптациям:

·         устойчивость к недостатку кислорода (асфиксии) система лакун (полостей в которых хранится кровь, насыщенная кислородом);

·         мощные мышцы и кости, противостоящие сдавливанию (крот).


 У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности. Для плаванья нужны соответствующая форма тела, покрытие его облегчающее движение в воде. Аппарат передвижения включает особые конечности, специальные выросты или иной вариант двигателя.

Приспособления к водной среде

Форма тела должна быть всегда обтекаемой при самых разных ее вариантах:

·         сплюснутой с боков (карась),

·         сплюснутой в спино-брюшном направлении (пиявка),

·         круглой в поперечном сечении (угорь),

·         каплевидной (жук-плавунец),

·         торпедообразной (кальмар).

Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов:

·         покров слизи (рыба);

·         очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),

·         мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).

Конечности:

·         имеют плавательную перепонку (лягушка),

·         преобразованы в плавники (дельфин),

·         преобразованы в ласты (тюлень).

Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать:

·         плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза),

·         водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы),

·         хвост с плавником (рыба).

В воде тоже приходится дышать, и такое дыхание организовано по определенным правилам. Органы дыхания различны:

·         жабры (рыба),

·         дыхательная трубка (ранатра),

·         запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка),

·         формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).

Основное правило окраски для водных животных диктует соотношение яркости света в воде. Когда смотришь сверху, то видишь темное дно, а при взгляде из воды – светлое небо. Отсюда характерная приспособительная окраска всех живущих в воде. Верхняя часть тела у них темная, маскирует их на фоне темного дна, а нижняя – светлая, маскирует на фоне светлого неба. Из-за этой особенности окраски: большинство водных жителей резко двуцветные: темный верх и светлая нижняя (брюшная) сторона.

 


 

 

Здравствуйте ребята, сегодня я не смогла прийти к вам на урок. Уж больно вкусный сыр, подарила мне  ворона, лапки оближешь.

 

(Автор письма)

 

Моя среда особенная - в ней могут обитать все, от мала до велика:  птицы, звери, пресмыкающиеся и насекомые.

 

Если вы все еще не догадались, то я предлагаю вам разгадать ребус

 

__________________________________________________________

(Название среды обитания)

 

В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.

В этом вам поможет, мой друг кот ученый который написал для вас научно познавательную статью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Приспособления к среде обитания)


Здравствуйте ребята сегодня я не смогла придти к вам на урок, лишь потому что помогаю «Старче» выполнять его желания, ведь не оставлять же его одного, с его то старухой. Да и прийти к вам я бы вряд ли смогла…

 

(Автор письма)

 

Именно в моей среде обитания около 3,7 млрд. лет назад зародилась жизнь. Как вы уже догадались моя среда обитания это

__________________________________________________________

(Название среды обитания)

 

В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.

В этом вам поможет, мой друг водяной который кому как не ему знать о разного вида особенностях живых организмов. По моей просьбе, он написал для вас небольшую стать.

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Приспособления к среде обитания)

Здравствуйте ребята сегодня я не смог придти к вам на урок, лишь потому, что никак не могу найти свои очки, ведь там, где я живу все время темно. Наверно поэтому от меня и сбежала дюймовочка,  а точнее улетела на ласточке.

__________________________________________________________

(Автор письма)

 

В моей среде хоть и нет света, но не будем забывать о том, что именно этот рыхлый плодородный слой земной коры, обеспечивает существование растений, которые в свою очередь играют очень важную роль в процессе фотосинтеза.

__________________________________________________________

(Название среды обитания)

 

В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.

Не  беспокойтесь в этом я вам помогу, хоть я и слаб зрением, но кому, как ни мне рассказать вам про эти особенности…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Приспособления к среде обитания)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Три среды обитания Вступительная часть (примерно 3– 4мин)

Три среды обитания Вступительная часть (примерно 3– 4мин)

А вот правильно ли мы разбились, хотите проверить?

А вот правильно ли мы разбились, хотите проверить?

Тесты Вопрос 1 Дышать в водной среде животные могут с помощью:

Тесты Вопрос 1 Дышать в водной среде животные могут с помощью:

Дополнение к открытому уроку

Дополнение к открытому уроку

Верно, или неверно. Вопрос

Верно, или неверно. Вопрос

это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие

это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие

Приспособления к наземно - воздушной среде

Приспособления к наземно - воздушной среде

Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специальные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей

Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специальные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей

У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности

У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности

Здравствуйте ребята, сегодня я не смогла прийти к вам на урок

Здравствуйте ребята, сегодня я не смогла прийти к вам на урок

Здравствуйте ребята сегодня я не смогла придти к вам на урок, лишь потому что помогаю «Старче» выполнять его желания, ведь не оставлять же его одного,…

Здравствуйте ребята сегодня я не смогла придти к вам на урок, лишь потому что помогаю «Старче» выполнять его желания, ведь не оставлять же его одного,…

Здравствуйте ребята сегодня я не смог придти к вам на урок, лишь потому, что никак не могу найти свои очки, ведь там, где я живу…

Здравствуйте ребята сегодня я не смог придти к вам на урок, лишь потому, что никак не могу найти свои очки, ведь там, где я живу…

Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"

Открытый урок на тему "Три среды обитания организмов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020