Три среды обитания
Вступительная часть (примерно 3– 4мин).
Здравствуйте я рад приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Давайте для начала с вами поиграем. Вы согласны со мной. Сейчас я буду называть вам буквы, а ваша задача состоит в том, что подобрать добрые, хорошие слова на эту букву. И так первая буква….
Кто мне скажет какое слово у нас получилось, правильно это слово комфорт. А что означает это слово. Да, несомненно вы правы, еще это слово означает что сегодня на уроке вы должны чувствовать себя комфортно и уютно. Давайте поприветствуем наших гостей.
Ребята как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
А хотите узнать.
Для этого я предлагаю открыть конверты с заданием и выполнить их.
Слайд 1
Кто скажет правильную, тему сегодняшнего урока. (Среда обитания).
Да вы правы, но это не вся тема, сколько было допущено в тесте (три)
Слайд 2
Значит тема сегодняшнего урока – Три среды обитания
Какова цель сегодняшнего урока?
А какие задачи сегодня мы должны с вами решить?
Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи урока.
Какие же задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?
Слайд 3
Ребята, а кто из вас знает, что же такое среда обитания (предположения детей).
Да в чем-то вы правы, но давайте попробуем дать полное название данному термину.
Предлагаю Вам, самим попробовать составить, определение, для этого возьмите у меня раздаточный материал.
(Работа с раздаточным материалом)
И так, давайте запишем среда обитания это - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться на группы, для этого каждый из учащихся возьмет одну и карточек, которая лежит у меня на столе.
Итак, что написано на карточках?
Может быть что то объединяет данных животных ( высказывания учеников)
Теперь давайте попытаемся правильно разбиться на 3 группы, в каждой из групп должно быть по 2 участника.
А вот правильно ли мы разбились, хотите проверить?
Слайд 4
Молодцы ребята.
Давай те все таки постараемся разобраться в этом нелегком вопросе. В этом нам помогут знакомые каждому наши любимые персонажи из разных мультфильмов и сказок.
Каждой группе пришло письмо, в письме вы найдете инструкции по дальнейшей работе. По окончанию работы предлагаю выступить и защитить свою работу
Ну что ж приступим (работа в группах) 15-20 минут
Слайд 5
Предлагаю прослушать, что же у вас получилось. (Выступление групп)
Слайд 6
Выступление I – III групп (10 минут),
Молодцы ребята давайте скажем спасибо нашим группам.
Рефлексивные мишени.
Как вы считаете, справились мы задачами сегодняшнего урока. Предлагаю вам поучаствовать в биатлоне. Итак, давайте начнем. Наши мишени поражены, прошу вывесить результаты на доску.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Слайд 7
Для окончания нашего занятия предлагаю вам пройти тестирование.
Тестирование (раздача тестов)
Попрошу вас поменяться работами и проверить друг друга. Ключи к тесту на сладе.
Молодцы ребята.
Теперь попрошу вас выбрать домашнее задание из списка. (на слайде)
Слайд 8
Спасибо за проведенный урок, сегодня мы с вами плодотворно поработали.
Слайд 9
Тесты
Вопрос 1
Дышать в водной среде животные могут с помощью:
A. трахей или лёгких
B. трахей
C. жабр или кожи
D. лёгких
Вопрос 2
В водной среде животные приспособились к недостатку:
A. кислорода
B. тепла
C. влаги
D. азота
Вопрос 3
Значительные перепады температур характерны для:
A. наземно – воздушной среды
B. почвенной
C. водной
D. подземных пещер
Вопрос 4
Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:
Вопрос 5
Какой из перечисленных сред обитания не существует?
Вопрос 6
Среда обитания - это все то, что окружает живое существо в природе?
Вопрос 7
Обитатель какой среды представлен на рисунке?
Вопрос 8
Сколько основных сред обитания существует на Земле?
A. 5
B. 4
C. 3
D. 4
Дополнение к открытому уроку
Верно, или неверно.
Вопрос |
Да |
Нет |
тело простейших состоит из одной клетки |
С |
А |
У большинства пресмыкающихся кожа сухая, снаружи покрыта роговыми чешуйками, щитками. |
Р |
Б |
Амеба передвигается с помощью жгутиков |
Н |
Е |
Болезнь малярия передается малярийными комарами
|
Д |
С |
Кораллы – это кишечнополостные животные |
А |
Т |
К членистоногим относят ракообразных, паукообразных и насекомых |
О |
Р |
Рыбы дышат легкими |
Г |
Б |
Все животные приносят только пользу человеку. |
Ж |
И |
Пресмыкающиеся откладывают яйца |
Т |
У |
Млекопитающие – самая высокоорганизованная группа животных на Земле |
А |
И |
Тритон – это земноводное животное |
Н |
Ф |
Черепаха – это пресмыкающиеся животное |
И |
Х |
Осьминоги это моллюски |
Я |
Р |
По окончанию задания вы сможете составить тему сегодняшнего урока
___________________________________________________________________________________________
это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие
Приспособления к наземно - воздушной среде
Наиболее специфичны среди обитателей воздушной среды, конечно летающие формы. Уже особенности внешности организма позволяют заметить его приспособления к полету. Прежде всего, об этом говорит форма его тела.
Форма тела:
· обтекаемость тела (птица),
· облегченная конструкция (полые кости),
· наличие крыльев и иных приспособлений для полета (летательные перепонки, например),
· облегчение конечностей (укорочение, уменьшение массы мышц).
У бегающих животных тоже появляются отличительные особенности, по которым легко узнать хорошего бегуна, а если он передвигается прыжками, то прыгуна:
· мощные, но легкие конечности (лошадь),
· уменьшение пальцев на ногах (лошадь, антилопа),
· очень мощные задние конечности и укороченные передние (заяц, кенгуру),
· защитные роговые копыта на пальцах (копытные).
Лазающие организмы имеют самые различные приспособления. Они могут быть общими для растений и животных, а могут и различаться. Для лазанья может быть использована и своеобразная форма тела:
· тонкое длинное тело, петли которого могут служить опорой при лазании (змея, лиана),
· длинные гибкие хватательные или цепляющиеся конечности, а возможно, и такой же хвост (обезьяны);
· выросты тела – усики, крючки, корешки (горох, ежевика, плющ);
· острые коготки на конечностях или длинные когти, загнутые крючком или сильные хватательные пальцы (белка, ленивец, обезьяна);
· мощные мышцы конечностей, позволяющие подтягивать тело и перебрасывать его с ветки на ветку (орангутан, гиббон).
Некоторые организмы приобрели своеобразную универсальность приспособлений сразу к двум. У лазающих форм возможно и сочетание признаков лазанья и полета. Многие из них могут, забравшись на высокое дерево совершать длинные прыжки-полеты. Это сходные приспособления у жителей одной среды обитания. Часто встречаются животные способные к быстрому бегу и полету, одновременно несущие оба набора этих адаптаций. Из насекомых это жуки-скакуны (сем. Жужелицы), из птиц: дрофа, стрепет, коростель.
Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специальные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей.
Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперед, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу). Вот некоторые правила для покровов:
· слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (червь),
· если имеется шерсть, то она обычно короткая (крот),
· шерсть заглаживается вперед и назад (крот),
· шерсть устойчива к стиранию (крот).
Форма тела и конечностей тоже должна быть специфической. Длинные конечности не дадут возможности двигаться в узкой норе, кроме того конечности нужны для копания земли. Тело не должно цепляться за своды норы или должно легко изгибаться под прямым или даже острым углом. Отсюда следующие правила:
· короткие конечности,
· копательные конечности (крот) или копательные зубы (слепушонка),
· тело тонкое и длинное
· обтекаемое тело без выступающих частей.
Специфичность органов чувств землероя – тоже его приспособления к особенностям среды обитания. Они могут быть устроены по таким правилам:
· уменьшены или отсутствуют ушные раковины (крот),
· уменьшены или отсутствуют глаза (крот),
· повышена тактильная чувствительность (вибриссы по всему телу).
Почва плотна и тяжела, а, кроме того, в ней может быть недостаточно воздуха. Эти ее особенности также приводят к физиологическим и анатомическим адаптациям:
· устойчивость к недостатку кислорода (асфиксии) система лакун (полостей в которых хранится кровь, насыщенная кислородом);
· мощные мышцы и кости, противостоящие сдавливанию (крот).
У жителя водной среды должны быть определенные приспособления, многие из них можно обнаружить уже в его внешности. Для плаванья нужны соответствующая форма тела, покрытие его облегчающее движение в воде. Аппарат передвижения включает особые конечности, специальные выросты или иной вариант двигателя.
Форма тела должна быть всегда обтекаемой при самых разных ее вариантах:
· сплюснутой с боков (карась),
· сплюснутой в спино-брюшном направлении (пиявка),
· круглой в поперечном сечении (угорь),
· каплевидной (жук-плавунец),
· торпедообразной (кальмар).
Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов:
· покров слизи (рыба);
· очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),
· мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).
Конечности:
· имеют плавательную перепонку (лягушка),
· преобразованы в плавники (дельфин),
· преобразованы в ласты (тюлень).
Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать:
· плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза),
· водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы),
· хвост с плавником (рыба).
В воде тоже приходится дышать, и такое дыхание организовано по определенным правилам. Органы дыхания различны:
· жабры (рыба),
· дыхательная трубка (ранатра),
· запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка),
· формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).
Основное правило окраски для водных животных диктует соотношение яркости света в воде. Когда смотришь сверху, то видишь темное дно, а при взгляде из воды – светлое небо. Отсюда характерная приспособительная окраска всех живущих в воде. Верхняя часть тела у них темная, маскирует их на фоне темного дна, а нижняя – светлая, маскирует на фоне светлого неба. Из-за этой особенности окраски: большинство водных жителей резко двуцветные: темный верх и светлая нижняя (брюшная) сторона.
Здравствуйте ребята, сегодня я не смогла прийти к вам на урок. Уж больно вкусный сыр, подарила мне ворона, лапки оближешь.
(Автор письма)
Моя среда особенная - в ней могут обитать все, от мала до велика: птицы, звери, пресмыкающиеся и насекомые.
Если вы все еще не догадались, то я предлагаю вам разгадать ребус
__________________________________________________________
(Название среды обитания)
В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.
В этом вам поможет, мой друг кот ученый который написал для вас научно познавательную статью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Приспособления к среде обитания)
Здравствуйте ребята сегодня я не смогла придти к вам на урок, лишь потому что помогаю «Старче» выполнять его желания, ведь не оставлять же его одного, с его то старухой. Да и прийти к вам я бы вряд ли смогла…
(Автор письма)
Именно в моей среде обитания около 3,7 млрд. лет назад зародилась жизнь. Как вы уже догадались моя среда обитания это
__________________________________________________________
(Название среды обитания)
В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.
В этом вам поможет, мой друг водяной который кому как не ему знать о разного вида особенностях живых организмов. По моей просьбе, он написал для вас небольшую стать.
__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Приспособления к среде обитания)
Здравствуйте ребята сегодня я не смог придти к вам на урок, лишь потому, что никак не могу найти свои очки, ведь там, где я живу все время темно. Наверно поэтому от меня и сбежала дюймовочка, а точнее улетела на ласточке.
__________________________________________________________
(Автор письма)
В моей среде хоть и нет света, но не будем забывать о том, что именно этот рыхлый плодородный слой земной коры, обеспечивает существование растений, которые в свою очередь играют очень важную роль в процессе фотосинтеза.
__________________________________________________________
(Название среды обитания)
В этой среде живут только те животные, которые приспособились к ее условиям. Какими же особенностями должны обладать представители этой среды.
Не беспокойтесь в этом я вам помогу, хоть я и слаб зрением, но кому, как ни мне рассказать вам про эти особенности…
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Приспособления к среде обитания)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.