Конспект урока по обществознанию 10 класс
Тема урока: Деятельность – способ существования людей
Цель:
- образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
- развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;
- воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.
Тип урока: комбинированный.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. В чем состоит сущность мировоззрения?
2. Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?
3. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
III. Изучение нового материала.
Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).
– Что вы делали?
– Зачем вы это делали?
– Можем ли мы жить и ничего не делать?
– Осознаем ли мы то, что делаем?
– Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?
– Присуща ли деятельность животным?
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.
Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности
З а д а н и е. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.
– Что является мотивом деятельности человека?
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
З а д а н и е. Заполнить таблицу:
потребность |
деятельность |
мотив деятельности |
|
|
|
Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.
Потребность удовлетворяется через благо.
Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.
Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.
З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.
Мои потребности |
Блага, призванные удовлетворить мои потребности |
|
|
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.
Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.
Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.
– Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?
Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.
Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.
– Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).
В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
II. Закрепление изученного.
1) Как связаны деятельность и целеполагание?
2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
4) Что побуждает человека к деятельности?
5) Каковы основные виды потребностей?
6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?
Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.