Открытый урок истории 5 класса
«Олимпийские игры в древности»
Тип урока: урок изучения новой темы.
Форма урока: урок-путешествие.
Ведущая технология: технология развития критического мышления.
Перед уроком были поставлены следующие цели:
1.Познакомить
учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми
спортивными соревнованиями, традициями и показать их значение в
жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его
иллюстрациями, выделяя главное.
3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи:
1) объяснить
процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и религии древних греков);
2) выделить значение Олимпийских игр;
3) описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников Олимпийских игр;
4) работать над понятиями
5) ознакомить с персоналиями:
6) работать с картой
Методы и формы обучения |
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, наглядный, практический Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная |
Межпредметная связь: география, изо, русский язык,литература, физическая культура.
Средства обучения: ноутбук, экран, проекционный аппарат. Презентация к уроку.
Бланк индивидуальной карты - чемодан знаний.
Создала проблемную ситуацию используя метод инфографики, после чего учащиеся формулировали тему урока самостоятельно.
Цели, поставленные на уроке, реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными:
- работа с картой Древней Греции;
- исследовательский метод (самостоятельная работа с текстом);
-наглядно-иллюстративный метод (презентация, видео)
- заполнение таблицы «Что я знаю… Что хочу узнать… Что узнал(а)….»;
-здоровьесберегающее обучение (на уроке менялись виды деятельности, была использована презентация, физпауза, что позволило исключить утомляемость и перезагрузку учащихся).
Мотивации учебной деятельности способствовали:
-четко поставленные цели урока;
- эмоциональное вступительное слово учителя;
- использование мультимедийных технологий;
- активные формы обучения
- доверительный доброжелательный микроклимат на уроке;
- учет возрастных особенностей учащихся.
Формирование УУД
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; выявлять причинно-следственные связи; делать выводы; самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; доказывать.
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Ход урока.
Этап/подэтап (время) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. - Желаю всем нам, плодотворной работы, быть внимательными и активными. |
|
|||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. |
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории. - С каким государством вы знакомились на прошлых уроках? - На юге, какого полуострова жили греческие племена? - Назовите основные занятия древних греков. - Молодцы. |
Древней Грецией
Балканского
Земледелием, оливки, виноград
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Формулирование проблемы
|
- Ребята, посмотрите на экран. - Кто изображён? - Где спортсмены получают награды? - Что у них в руках? - А как они называются? - А что изображено на следующем слайде? - Спортсмены, какого времени? - Что общего? - Какое событие объединяет? - Кто мне может назвать тему нашего урока? - Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? - Тогда отправляемся в путь. - А в дорогу каждый из вас должен взять «Чемодан знаний». Чтобы не потерять, вам необходимо подписать его и вписать тему нашего урока. - Путешествуя по станциям, вы будете выполнять задания и самостоятельно оценивать свои работы. - У вас на столах лежат смайлики: «Молодец» вы наклеиваете у станции в том случае, если задание выполнено полностью и верно, а «Хорошо»- если допущены ошибки или выполнено не до конца. - А теперь вернёмся к нашим чемоданчикам и посмотрим, что же находится с обратной стороны чемодана? - Вы видите три колонки. Как называется первая колонка? (« Я знаю») - В эту колонку вы должны написать всё, что вы знаете об олимпийских играх коротким предложением. - Давайте проверим, называйте по одному слову, но повторяться не надо. - Переходим ко второй колонке. Как её название? ( « Что хочу узнать?» ) - Напишите в эту колонку, чтобы вы ещё хотели узнать об Олимпийских играх во время нашего путешествия? - Учитывая ваши вопросы, мы будем работать по следующему плану. План. 1. Основание Олимпийских игр 2. Первые Олимпийские игры. 3. Пять незабываемых дней. 4. Знаменитые атлеты. - Третья колонка называется « Я узнал(а) на уроке». Мы заполним в конце нашего путешествия. – По ходу изучения материала попытайтесь ответить на вопрос: – Для чего нужны были грекам Олимпийские игры? |
Спортсмены, На соревнованиях награды, Олим. Игры Олим. игры Спортсмены в разных состязаниях Древней Грецией Олимп. игры
Олимпийские игры в древности.
Записывают тему урока
-Где проходили -когда состоялись первые олимпийские игры; -Кто принимал участие в первых Олимпийских играх; - Сколько дней длились; - Виды состязаний.
|
|||||||||||||||||||||||||
Словарная работа |
- На уроке вы встретите новые понятия Атлет, Ипподром. Значение этих слов вы можете найти в сносках параграфа. |
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
|
|||||||||||||||||||||||||
IV.Изучение нового материала
I. Станция «Историческая» а) работа с видео |
- Первая наша станция «Историческая». Я предлагаю вам посмотреть внимательно видео «Миф об основании Олимпийских игр», а затем… ответьте на вопросы: 1. Что послужило началу проведения Олимпийских игр? 2. Кто повелел устраивать состязания? 3. Где проводились Олимпийские игры? - Вам понравился миф (повторяю вопросы и спрашиваю ответы) -Прекрасно, оцените свою работу. |
1. Победа Зевса над Кроном. 2. Бог Зевс. 3. На земле Олимпия. |
|||||||||||||||||||||||||
II. Станция «Географическая» б) рассказ учителя
|
– Миф объясняет начало зарождения Олимпийских игр, состязаний, посвящённых богу Зевсу. Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, по всей Греции объявлялось священное перемирие. - В Олимпию добирались как сухопутными, так и морскими дорогами. - Первые Олимпийские игры состоялись в 776г. до н.э. - Возьмите свои чемоданы и найдите вторую станцию с контурной картой. Выполните задания, используя условные обозначения. 1. Обведите границы Южной Греции. 2. Закрасьте кружочек города Олимпия 3. Укажите на карте дату Первых Олимпийских игр. -Прекрасно, оцените свою работу. |
|
|||||||||||||||||||||||||
|
ФИЗМИНУТКА Побыстрее все вставайте! Со мной разминку выполняйте. Один, два, три, четыре, пять – Руки выше подымать! Головою покрути – лево-право, Не спеши, лево-право, лево-право. Что там делает сосед?! Передай ему привет! А теперь поприседаем, До пяти все посчитаем. У кого хрустит в коленке? Показалось, может быть? Потихонечку все сели. И глазами поморгали. Один, два, три, четыре, пять – Урок продолжим мы опять! |
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Станция «Олимпийская» в) работа по учебнику (с. 155-156, п.2, §33) |
-Следующая станция «Олимпийская» - Работать будем по учебнику. Откройте на с. 155 - Виктор читает второй пункт, а все остальные внимательно следят и слушают, так как вам необходимо будет найти ответы на вопросы: -Кто имел право участвовать в Олимпийских играх? - Сколько месяцев атлеты обязаны были готовиться к Играм? |
–В состязаниях могли участвовать все свободные греки, женщинам вход запрещался. - 10 мес. |
|||||||||||||||||||||||||
IV. Станция «Спортивная» г) работа по карточкам
|
-Следующая станция «Спортивная» - Олимпийские игры продолжались 5 дней. В 1 день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Следующие три дня (2,3,4) отводились состязаниям. А вот какие виды состязаний были на Олимпийских играх, вам предстоит узнать, поработав в группах с карточками. - Вы должны прочитать текст с. 157 (второй абзац снизу) до с. 158 , а затем в чемоданчике на станции «Спортивная» заполнить схему. - Давай сверим результаты. - Оцените свою работу. - В пятый заключительный день Игр перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Возвращение победителя к себе на родину превращалось в триумфальное шествие. В его честь устраивали пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. О нём слагали песни. |
Виды состязаний: 1) Пятиборье - бег; - прыжки в длину; - метание копья; - метание диска; - борьба. 2) кулачный бой; 3) бег с оружием; 4) гонки колесниц. |
|||||||||||||||||||||||||
V. Станция «Легендарная» п. 33 с. 159-160 сопоставить имена атлетов с их подвигами»
Самостоятельно |
˗ Перед вами скульптуры знаменитых атлетов древности Полидам, Феаген, Милон. - А вот как они проявили себя вы узнаете на станции «Легендарная» из пункта 4 на странице 159 -160 учебника. - Ваша задача: прочитать пункт 4 на странице 159 -160 учебника самостоятельно и во второй таблице под буквами внесите цифры подвигов каждого атлета. |
|
|||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление
VI. Станция «Финишная» игра «Крестики-нолики» (на каждый вопрос вам необходимо поставить «х» или «0»).
|
- Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили. игра «Крестики-нолики» (по цифрой каждого предложения вам необходимо поставить «х-ДА» или «0-НЕТ»). 1. Олимпийские игры проводились в течение месяца. Нет 2. Одним из главных состязаний было восьмиборье. нет 3. В играх могли участвовать только мужчины. да 4. Самым захватывающим зрелищем был хоккей. нет 5. Олимпийские игры проводились в городе Олимпия. да 6. Победителя Олимпийских игр награждали виноградной лозой. нет 7. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да 8. Олимпийские игры проводились весной и осенью. нет 9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. Нет - Сверьте результаты и оцените себя |
|
|||||||||||||||||||||||||
VI. Подведение итогов. |
- Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. - Самое время вернуться к нашему главному вопросу: Для чего нужны были грекам Олимпийские игры?
– Олимпийские игры воспитывали человека гармонично развитым. |
- праздником физической красоты - подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время.
|
|||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия |
- А теперь закрываем наши чемоданы и возвращаемся к нашей третьей колонке - « Я узнал(а) на уроке…». Запишите коротким предложением. - Давайте проверим, называйте по одному слову, но повторяться не надо. |
|
|||||||||||||||||||||||||
VIII. Этап оценивания учащихся |
-Подсчитывают наклейки. 5-6 «Молодец»- Поднимите руки - оценка 5 4-3 «Хорошо» - Поднимите руки - оценка 4 - Кто набрал менее 3-х не расстраивайтесь. У вас будет возможность получить оценки за домашнее задание. |
|
|||||||||||||||||||||||||
IХ. Дом. Задание
|
§33 читать и пересказывать Решить кроссворд |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.