Тема: «Площадь».
Тип урока: Открытие нового знания.
Перспективная цель: научить находить площади прямоугольника, развивать умения анализировать и обобщать, развивать логическое мышление, навыки устного счёта.
Актуальная цель: сформировать умение определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, сформировать представления о понятии площади и единицах её измерения.
Задачи:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная: Содействовать воспитанию трудолюбия, развитие умения работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Предметные результаты обучения: умеют определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные - формулируют учебную задачу урока, контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции, предвосхищают результат деятельности.
Познавательные - формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений; анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные - вступают в коллективное обсуждение, умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнеров, так и самих себя; планируют и согласованно выполняют совместную деятельность, умеют договариваться.
Личностные - самоопределение к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют самостоятельность, личную ответственность; проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь, геометрические фигуры, карточки с заданиями, смайлики.
Вид урока: комбинированный.
Методы, приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемного изложения, технологии проблемного обучения.
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Список литературы: УМК «Школа России» М.И. Моро, С.В. Волкова, С.В. Степанова 3 класс, 1 часть, методическое пособие 3 класс математика С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Конспект урока.
Этапы урока Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивация к учеб- ной деятельности.
Задача: подготовка уча щихся к работе на уро- ке. |
Приветствие учащихся. - Здравствуйте ребята! Здесь затеи и за- дачи, игры, шутки, все для вас! Пожела- ем вам удачи, за работу, в добрый час! Создание благоприятного настроя на урок. - Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить но- вые знания. Вот и сегодня мы постараем ся углубить математические знания, уз- нать новое. С маленькой удачи начинает ся большой успех. Улыбнитесь и поже- лайте друг другу удачи. Проверка готовности к занятию. - Проверим готовность к уроку! На пар- те у вас должен быть учебник, пенал, тет радь, конверт с геометрическими фигура ми. -Какие величины вы знаете? - Назовите единицы измерения длины. - Назовите единицы измерения массы. - Назовите единицы измерения ёмкости? - Какие способы сравнения величин вы знаете? - Знания полученные на прошлых уро- ках сегодня вам пригодятся. |
Приветствуют учителя.
Учащиеся проверяют готовность к уроку. Включаются в рабочий ритм. Ответы детей: - Длина, масса, ёмкость. - мм, см, м, дм, км. - г, кг, т, ц. - Литр (л). - Наложение, приложение, «на глаз». |
Личностные: самоопределение к учеб- ной деятельности.
|
2.Актуализация зна- ний и фиксирование затруднения в проб- ном учебном дейст- вии.
Задача: создание ситуа ции противоречия и формулировка учебной проблемы. |
Актуализация опорных знаний. - Ребята, начнем нашу работу переведи- те из одних единиц измерения в другие: 5 м 3 см = см 43 дм = см 7 м 5 см = см 79 см = дм см - Выполним проверку (фронтальный оп- рос). - С какой величиной вы сейчас работа- ли? - С какими единицами измерения работа- ли? - Теперь давайте потренируемся в реше- нии задач: - Решите задачу: Миша собрал 7 кг кар- тошки, а Вова морковки на 2 кг меньше. Сколько всего урожая собрали мальчи- ки? - С какой величиной вы работали? - Какие единицы измерения массы рас- сматривали в задаче? - Решите задачу: В бидон утром налили 13 л молока, а вечером долили еще 7 л. На сколько больше литров молока нали- ли утром. - С какой величиной вы сейчас работа ли? - Какие единицы измерения ёмкости рас сматривались в задаче? Формулировка задания, которые соз- даёт противоречие и приводит к проб леме. - Как вы думаете все ли величины мы прошли? - Чтобы познакомится с новой величи- ной рассмотрим следующую ситуацию: Учитель показывает две фигуры квадрат и прямоугольник разного цвета, одна из картона, другая из бумаги. - По каким признакам можно сравнить эти фигуры? - Как вы думаете, на какую фигуру мате- риала израсходовали больше? Докажите. - А кто из вас знает, как называется этот признак? - Проверьте свои предположения, отга- дав ребус:
Выявление причины затруднений. - Посмотрите у вас на партах следую- щие геометрические фигуры: - Каким способом мы можем сравнить их площадь? - Что вы видите? - Какой вывод о площади данных фигур мы можем сделать? - Совершено, верно, посмотрите на сле- дующую пару фигур, как мы можем оп- ределить, какая фигура по площади боль ше?
- Сформулируйте вывод о площадях данных фигур. - Молодцы, перейдем к следующей паре
- Что вы можете сказать о площади дан- ных фигур? - Как вы это поняли? - Отлично, у нас осталась еще одна пара фигур. Возьмите её, пожалуйста.
- Скажите площадь, какой фигуры боль- ше? - Почему вы затрудняетесь ответить? - Почему вы не можете сравнить пло- щадь данных фигур, попробуйте наложе нием. - Хорошо, давайте попробуем сравнить на глаз. - У вас возникло затруднение? - Где оно возникло? - Почему же вы не можете сравнить фигуры? |
Открывают тетради, записывают число и «Классная работа». Переводят из одних единиц измерения в другие: 5 м 3 см = 503 см 43 дм = 430 см 7 м 5 см = 705 см 49 см = 7 дм 9 см Выполняют устную проверку. - Длиной. - см, дм, м. Решают задачи. 1) 7 - 2 = 5 (кг) - морковки. 5 + 7 = 12 (кг) - всего урожая. Ответ: 12 кг урожая. - Массой. - Килограммы. 2) 13 - 7 = 6 (л) - на столько больше нали- ли утром в бидон. - С ёмкостью. - Литры. Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Ответы детей. - Нет. Рассматривают ситуацию. - По форме - квадрат и прямоугольник, по высоте - прямоугольник выше квадрата, по ширине - квадрат шире прямоугольни- ка, по цвету - синий и красный, по матери алу - картон и бумага. - На квадрат, так как в нём маленьких ква дратиков больше, чем в прямоугольнике. Высказывают свои предположения. Отгадывают ребус. - Площадь. Формулируют причину затруднения. - Наложением. - Круг весь поместился внутри квадрата. - Площадь круга меньше, чем площадь квадрата, а площадь квадрата больше, чем площадь круга. - Это можно сделать на глаз. - Площадь прямоугольника больше, чем площадь квадрата, а площадь квадрата ме ньше, чем площадь прямоугольника. - Площади фигур равны. - При наложении одной фигуры на дру- гую, они совпадают. Ученики затрудняются с ответом. - Мы не можем сравнить площади данных фигур. - У нас не получается! - У нас вновь не получается это сделать. - Да! - В сравнение площадей. - Потому что мы не знаем способ, кото- рый позволяет нам определить какая фигу ра больше, а какая фигура меньше.
|
Регулятивные - контролируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необ- ходимости вносят корректировки; способ ны к саморегуляции. Познавательные - строят логическую це почку рассуждений; анализируют, сравни вают, делают выводы, устанавливают при чинно-следственные связи; контролиру- ют и оценивают процесс и результаты деятельности. Коммуникативные - вступают в коллек- тивное обсуждение, умеют слушать, слы- шать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументи- руют свою точку зрения, при этом уважа ют в общении и сотрудничестве, как парт нёров, так и самих себя. Личностные - принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности.
|
4. Действие целепола- гание.
Задача: определение на правления работы на уроке. |
Помощь в формулировке цели и темы урока. Помогает сформулировать тему урока. Фиксирование темы на доске. - А скажите, какую же цель мы поста- вим перед собой на уроке? |
Формулировка темы урока. Формулируют тему урока совместно с учителем. Тема урока: «Площадь». Определение цели урока. - Узнать что такое площадь и способ срав- нения площади разных фигур. |
Регулятивные - формулируют учебную задачу урока; предвосхищают результат деятельности. Познавательные - формулируют позна- вательную цель; создают алгоритм деятельности. Коммуникативные - вступают в коллек- тивное обсуждение, умеют слушать, слы шать и понимать, планируют совместную деятельность. Личностные - принимают и осваивают социальную роль обучающегося; прояв- ляют мотивы к учебной деятельности. |
5. Построение и реа- лизация проекта вы- хода из затруднения.
Задача: решение ситуа ции затруднения. |
Организация работы по решению проблемы. - Хорошо, ребята, слово площадь произо шло от слова «плоский». Площадь - это числовая характеристика фигуры. - Что находится под вашим учебником? - На чем висит классная доска? - Покажите поверхность тетради, поверх ность пенала, поверхность линейки. - У всех предметов есть поверхность, ко- торую можно измерить, это и есть пло- щадь. - Итак, классная доска висит на стене. Можно ли сказать, что площадь клас- сной доски меньше, - Как вы это определили? Построение выхода из затруднения. - Прочитайте текст рядом с красной чер той на стр. 56. - Как можно объяснить, что такое пло- щадь? -Какие способы сравнения площадей вы узнали? - Хорошо, а теперь можем ли мы сразу на глаз сказать какая фигура больше круг или квадрат? - Как сравним в этом случае? - Верно, в случае, когда сравнить площа- ди фигур на глаз сложно используют спо соб наложения. - Какая площадь больше? Почему? - Часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя. - Прочитайте и расскажите, что делать в таком случае. - Верно, этот способ можно назвать деле нием фигуры на одинаковые части. - Также можно разделить фигуру не толь ко на квадраты, но и, например, на треу- гольники. |
Построение выхода из затруднения. Слушать учителя. Ответы на вопросы. - Поверхность парты. - Поверхность стены. - Можно. - Определили на глаз. Выполняют задание с объяснением учителя. - Место, которое занимает фигура на плос кости. - На глаз, наложением, подсчетом квадра тов, на которые разбита фигура. - Нет, это трудно. - Наложим круг на квадрат - Площадь квадрата больше, потому что круг поместился внутри квадрата. - Можно подсчитать квадраты с одинако- вой площадью, на которые разбита каж- дая фигура и сравнить полученные резуль таты.
|
Предметные: умеют определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади. Познавательные - строят логическую цепочку рассуждений; анализируют, срав нивают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные - вступают в коллек- тивное обсуждение, умеют слушать, слы- шать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументи- руют свою точку зрения, при этом уважа- ют в общении и сотрудничестве, как парт нёров, так и самих себя. Личностные - принимают и осваивают социальную роль обучающегося; умеют доказывать свою точку зрения.
|
Физкультминутка |
Смена деятельности. Проведение физминутки: Мы
руками бодро машем, Вправо
плечи, голова. И за парты снова сели. |
Выполняют физминутку. Одна прямая рука вверх, другая вниз, рыв ком менять руки. Вращение корпусом влево и вправо. Дети садятся за парты. |
Личностные: проявляют самостоятель ность, личную ответственность. |
6. Первичное закреп- ление с проговарива нием во внешней речи
Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изу- ченного содержания во внешней речи.
|
Организация фиксации построенного способа действия. - Хорошо, а теперь потренируемся в сравнении площадей: Учитель показывает две фигуры.
- Какая из этих фигур больше? Можем ли мы сравнить на глаз? Работа в парах. - Сравните наложением. - Из каких маленьких фигур составлены эти фигуры? - Сосчитайте прямоугольники. - Какая фигура больше и почему? - Выполним № 1стр. на 57, прочитайте задание. - Как доказать, что площади фигур равны? - Сколько квадратов в каждой фигуре? Сделайте вывод. - Назовите все способы, которыми мож- но сравнить фигуры по площади. - Какой способ, по вашему мнению, наи- более точный? |
Применение знаний и умений в новой ситуации. Ответы детей. - Нет. Они почти одинаковые. - Нельзя сказать, какая фигура больше. Работают в парах. - Из одинаковых квадратов. - Площадь первой фигуры больше, так как в ней больше квадратиков.
- Читают задание №1 на стр.57, каждый устно про себя. - Посчитать квадраты, из которых состоят фигуры, и сравнить их количество. - В каждой фигуре по 4 квадрата, значит, фигуры имеют одинаковую площадь. Перечисляют способы, которыми можно сравнить фигуры по площади. Высказывают своё мнение.
|
Предметные: умеют определять площа- ди разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади. Регулятивные - контролируют свою дея- тельность и деятельность партнёров по образовательному процессу, при необхо- димости вносят корректировки; способ- ны к саморегуляции. Познавательные - строят логическую це почку рассуждений; анализируют, сравни вают, делают выводы, устанавливают при чинно-следственные связи. Коммуникативные - вступают в коллек- тивное обсуждение, умеют слушать, слы- шать и понимать партнеров. Личностные - проявляют навыки сотруд- ничества со взрослыми и сверстниками. |
7.Самостоятельная работа с самопровер- кой по эталону.
Задача: закрепление новых знаний и умений |
Организация по самостоятельному ре шению задания проблемного характе- ра для выявления уровня усвоения ма териала. - Пришло время поработать самостояте льно возьмите карточки, которые у вас лежат на краю парты. - Выполните задания на карточках, пос- ле чего мы все вместе, проверим ваши работы. 1) Найдите фигуры равной площади: 2) Сравните площади фигур: а) б) 3) Сравни площадь треугольников на глаз: - Какова площадь круга: больше или ме- ньше? |
Выполняют самостоятельно задания проблемного характера. Самостоятельная работа. Решают задания на карточках. 1) 1, 4, 5, 6. 2) а) Площадь 1 фигуры = 14 квадратиков Площадь 2 фигуры = 9 квадратиков Площадь 3 фигуры = 5 квадратиков Значит 14 > 9 > 5 б) Площадь 1 фигуры = 8 кв. Площадь 2 фигуры = 7 кв. Значит 8 >7 3) Площади треугольников равны. Площадь круга меньше. Выполняют самопроверку. Выполняют проверку по эталону на инте- рактивной доске. |
Предметные: умеют определять площа- ди разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади. Регулятивные - контролируют и оцени- вают свою деятельность, при необходи- мости вносят корректировки; способны к саморегуляции. Личностные - самоопределение к учеб- ной деятельности; проявляют самостояте льность, личную ответственность. |
8. Итог урока (реф- лексия учебной дея- тельности). Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме. |
Организация обобщения изученного материала. Помощь в подведение итогов урока. - Что такое площадь? - Какие способы сравнения площадей вы сегодня узнали? - Что сегодня на уроке осталось для вас непонятным? - За что вы можете себя похвалить? Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Оцените свою работу на уроке при по- мощи смайликов |
Помогают учителю подвести итоги. Обобщают, высказывают своё мнение. Повторение, закрепления знания. Ответы детей. - Площадь - это числовая характеристика фигуры. - На глаз, наложением, наложением фигур друг на друга, подсчетом квадратов, на ко торые разбита фигура. Высказывают мнение. Осуществление рефлексии. Оценивают свою работу на уроке при по- мощи смайликов. |
Регулятивные - оценивают свою деяте- льность и деятельность партнеров по об- разовательному процессу, при необходи- мости вносят корректировки. Познавательные - строят логическую це почку рассуждений; анализируют, срав- нивают, делают выводы. Коммуникативные - вступают в коллек- тивное обсуждение, умеют слушать, слы- шать и понимать партнёров. Личностные - принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявля ют самостоятельность. |
9. Инструктаж по вы полнению домашнего задания. Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и спо соб выполнения домаш него задания. |
Проведение инструктажа. Домашнее задание, комментарии по его выполнению, учебник стр. 57.
·
|
Осмысление и запись в дневники до- машнего задания. Слушают учителя и записывают в свои дневники домашнее задание. |
Предметные: умеют сравнивать фигуры по площади. Личностные: самоопределение к учеб- ной деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.