Открытый урок по литературному чтению
4 класс «Лесной доктор»
Цели и задачи:
воспитывать способность замечать красоту природы, бережное отношение к животным, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
Задачи урока:
- расширять читательский кругозор детей;
- познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина и с художественными особенностями произведения;
- развивать навыки выразительного чтения;
- учить анализировать произведение.
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Создаем хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Произнесите добрые слова.
2.Подготовка к восприятию.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением этого писателя. А кто это? (Пришвин)
- Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали? «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Старый гриб», «Золотой луг», «Лесная капель».
(Ребята высказывают свои предположения).
3. Знакомство с творчеством М. М. Пришвина.
Сегодня мы познакомимся с творчеством М. М. Пришвина, который писал о природе и в защиту природы (на доске – портрет Пришвина). М. М. Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Он прошел большой трудовой путь, был агрономом, народным учителем, ботаником. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. Писатель великолепно знал природу. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.
Прочитайте цитату из книги М. М. Пришвина “Дорога к другу”: (запись на доске)
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни …
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина
И охранять природу – значит охранять Родину. [1]
Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? Что значит охранять природу?
Что может каждый из вас сделать для охраны природы? (Дети высказывают свое мнение).
В нашей стране существует Закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, заботиться о ней.
Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир.
4.Знакомство с текстом стр.130-131
-Почему рассказ назван «Лесной доктор»?
-Зачем автор пошел в лес?
-Что заметил он в лесу?
-Кто накидал шишки? Какой вывод можно сделать о дятле
-Какую ошибку допустили пареньки?
-Почему дятел наделал столько дырок в стволе дерева? Он испортил его?
-Можно ли назвать дятла лесным доктором?
5.Лексическая работа.
Дупляные птицы – это птицы, которые живут в дуплах.
Сухостойный лес – засохшие на корню деревья, бесплодный лес.
Свирель –древний духовой музыкальный инструмент
Экспонат -всякий предмет на выставке, выставленный для обозрения публики.
6.Анализ произведения.
Простой вопрос: Что случилось в лесу?
Объясняющий вопрос: Почему автор боялся за дерево?
Уточняющий вопрос? Верно ли утверждение, что дятел – «лесной доктор»?
Оценочный вопрос: Какие чувства испытывал автор, увидев спиленную осину?
Практический вопрос: А вы бы смогли отличить живое дерево от сухостоя?
Творческий вопрос: Предположите, что было бы с осиной, если бы ее не спилили?
7. Физминутка.
Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устаёт,
Клювом мошек достаёт.
Замолчит на миг. И вдруг
Снова слышим тук – тук – тук.
8.Упражнения на развитие беглости чтения.
· Многократное чтение. В течение одной минуты вы читаете текст, отмечаете, где остановились и подсчитываете количество слов.
-Сколько слов вы прочитали?
Снова читаете этот же текст сначала в течение одной минуты и снова отмечаете, где остановились.
Подсчитайте разницу.
-На сколько слов стало больше?
Читаем этот же текст третий раз.
-Не сколько слов стало больше?
· Чтение в темпе скороговорки. Этот же текст читаем в темпе скороговорки (30 секунд).
· Выразительное чтение. А теперь читаем этот же текст выразительно.
-Чему нас учит этот рассказ?
Надо быть внимательным к своей работе, грамотным.
9. Рефлексия.
Продолжите предложения:
Я узнал(а) на уроке…..
Мне было интересно….
У меня получилось…
10. Домашнее задание.
Пересказ рассказа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.