Открытый урок по литературному чтению на тему: М.М.Зощенко " Золотые слова" 3 класс
Оценка 4.9

Открытый урок по литературному чтению на тему: М.М.Зощенко " Золотые слова" 3 класс

Оценка 4.9
docx
19.05.2021
Открытый урок по литературному чтению на тему: М.М.Зощенко " Золотые слова" 3 класс
золотые слова Зощенко.docx

 

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Класс:  3 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: продолжить формировать навыки беглого чтения и правильной речи.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

 Развивающие: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. 

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать  любовь  к книгам и чтению.

 

Ход урока:

I.  Оргмомент.        Смело, чётко говорим и тихонечко сидим!

 Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

 

II. Речевая разминка.

Три сороки – тараторки таратоли на горке.

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

(Болтливого человека сравнивают с сорокой)

 

Учитель: Я предлагаю вам обратиться к нашей шкатулке  слов.

(учащиеся вынимают карточки со словами и зачитывают)

  спасибо

 

  До свидания

 

  извините

 

  здравствуйтездравствуйтездравствуйте

 

  простите

 
 


                    

  Доброй ночи

 

  пожалуйста

 

  благодарю

 

Доброе утро

 

  Спокойной ночи

 
 

 

 


Учитель:  А что это за слова? Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

 А как можно назвать  человека, который всегда  говорит такие волшебные слова? (воспитанный человек)

 Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

 

Учитель:

На доске записаны два слова: Этика, этикет.  

Учитель: Что общего у этих слов? (однокоренные)

Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

Учитель: В толковом словаре  В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

 

III. Подготовка к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Знаете ли вы этого человека? Это М.М.Зощенко. (биография)

Учитель: В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

 

IV.Сообщение темы, целей урока.

         Сегодня мы  будем знакомиться  с  творчеством  Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

        Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

        Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

       Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

 

Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная  работа.

(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаятьсясознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

 

V. Первичное чтение.

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

1.    Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

          Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

          Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

          Как наказал отец Миньку и Лёлю?

          Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

          Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

 

Лексическая работа.

  Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

 

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

 

ФИЗМИНУТКА

 

2.Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

 

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и Миньки?  Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

 

3.Чтение до конца.

    Почему папа назвал их поведение глупым?

 

VI. Беседа.

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

В чем  заключается основная мысль рассказа?

 

VII.Итог урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

 

Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

 

Закончите урок одним из предложений:

 

Я узнал на уроке….

Мне было интересно потому , что…

Я сделал вывод, что…

 

VIII. Домашнее задание.    

Выразительное чтение  и тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Верно, это воспитанный человек

Верно, это воспитанный человек

Читают учитель и хорошо читающие учащиеся

Читают учитель и хорошо читающие учащиеся

VII .Итог урока. Рефлексия. Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком

VII .Итог урока. Рефлексия. Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2021