Открытый урок по математике в 5 классе
Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
ЦЕЛИ:
ЗАДАЧИ:
ТИП УРОКА:
Урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор; карточки для каждого учащегося с цифрами от 0 до 9; задания для проверки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (приложение1); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор; каждому учащемуся до начала урока раздаются карточки с цифрами с 0 до 9 и под учебник кладется задание для проверки.
КОММЕНТАРИИ:
В скобках после вопроса учителя идут предположительные ответы, которые могут дать учащиеся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Присаживайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.
2. Постановка цели урока
- Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число…
- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, перевод десятичных дробей в обыкновенную дробь и обратно. )
- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Умножением десятичных дробей, сложением и вычитание десятичных дробей, решение задач. )
- Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей. Записываем тему урока сложение и вычитание десятичных дробей.
Слайд 1
Слайд 2
- Что должны повторить? (Сложение и вычитание десятичных дробей)
- Что должны запомнить? (Сложение и вычитание десятичных дробей столбиком)
- Разбейте по пунктам правила сложения и вычитания десятичных дробей (1. Записать числа в столбик разряд под разрядом, запятую под запятой. 2. Вычислить. 3. Снести запятую. )
- А как называется в информатике последовательность шагов? (Алгоритм)
- Таким образом, что мы должны запомнить? (Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей столбиком)
- А как убедиться, что вы правильно сделали вычисления? (Сделать проверку)
- Какие способы проверки вы знаете? (Способ подстановки, вычисления другим способом)
- Сегодня мы будем проверять с помощью подстановки.
- Что сегодня вы должны узнать? (…)
- А узнаете сегодня вы материал из истории.
3. Актуализация знаний
- Молодцы! И первое, что мы сделаем – это повторим. Перед вами лежат карточки, расположите их так, чтобы вам было удобно работать с ними.
Слайд 3
- Найдите ошибки и поднимите карточки. (2,3,5,8)
- Объясните, почему подняли именно эти номера? (Во втором не выполняется условие записи числа разряд под разрядом. В третьем – по правилам сравнения в первом числе десятых частей меньше, чем десятых во втором числе. В пятом - 9+3=12, два пишем, один запоминает, 0+2=2 и ещё один, корой запоминали, получим 3, и один сносим.В восьмом – нули можно убирать только в конце дробной части десятичной дроби. )
к СЛАЙДу 2
IV. Формирование умений и навыков
- Какие дроби мы изучали? (Обыкновенные и десятичные)
- А какие дроби чаще встречаются? (Десятичные)
- Как вы думаете почему? (Легко вычислять, действия с десятичными дробями как с натуральными числами, вся вычислительная техника на десятичных дробях. )
Слайд 4
Используя свойства сложения и вычитания вычислить удобным способом:
1)3,21+(6,58+2,79)=?
2)(3,256+2,6)+(1,744+3,4)=?
3)(23,624+24,33)-20,33= ?
Слайд 5
Решаем уравнение :
1. 16,5 – а = 1,9 2) (х - 4,6) + 3,7 = 4,3
а = 16,5 – 1,9 х – 4,6 = 4,3 – 3,7
а = 14,6 х - 4,6 = 0,6
х = 4,6 + 0,6
х = 5,2
Два ученика работают на скрытой доске , остальные выполняют самостоятельно , затем сверяются.
Слайд 6
Решаем задачи:
1. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 22,7 км/ч, а скорость течения реки 3,6 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения реки.
(Решают в тетрадях, затем один ученик записывает на доске.)
2. Одна сторона треугольника 83,6см, вторая на 14,6см длиннее первой, а третья на 8,6см короче второй. Найдите периметр треугольника.
Решение:
( Решают в тетрадях, затем сверяем решения)
4. Физминутка
Слайд 7
1 Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
(Выполняем движения по тексту.)
5. Самостоятельная работа
Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о цветах и травах, растущих в Республике Калмыкия
КАРТОЧКА 1
номер задания |
Е |
Р |
А |
Б |
Ч |
Ц |
1 |
2,223 |
3,55 |
5,154 |
4,21 |
5,135 |
3,21 |
2 |
104,24 |
100,5 |
95,61 |
98,8 |
6,3 |
33,5 |
3 |
0,2 |
0,11 |
0,23 |
1,15 |
1,98 |
7,9 |
4 |
6,55 |
6,05 |
30,7 |
4,05 |
10,8 |
30,75 |
5 |
31,55 |
30,7 |
13,48 |
15,2 |
29,4 |
32,22 |
6 |
5,23 |
6,21 |
18,3 |
14,5 |
13,6 |
8,19 |
Задания к карточке 1
КАРТОЧКА 2
номер задания |
Ь |
Н |
О |
Л |
П |
Ы |
1 |
4,954 |
5,701 |
9,553 |
7,65 |
7,83 |
9,72 |
2 |
4,03 |
3,24 |
1,84 |
4,09 |
5,13 |
5,04 |
3 |
11,32 |
0,39 |
12,372 |
12,93 |
7,81 |
14,85 |
4 |
100,8 |
139,25 |
4,39 |
18,95 |
12,05 |
116,86 |
5 |
8,82 |
5,59 |
105,31 |
5,14 |
9,9 |
8,07 |
6 |
28,11 |
35,9 |
30,17 |
33,88 |
32,76 |
19,9 |
Задание к карточке 2
КАРТОЧКА 3
номер задания |
Ь |
П |
Л |
Ю |
А |
Т |
Н |
1 |
10,7 |
11,44 |
9,05 |
14,75 |
13,74 |
17,85 |
15,85 |
2 |
28 |
8,984 |
98,84 |
20,291 |
25,2 |
28,891 |
29 |
3 |
56,6 |
70,6 |
76,6 |
56,6 |
45,9 |
62,8 |
64,5 |
4 |
93,54 |
87,45 |
94,4 |
54,21 |
100 |
179,56 |
42,9 |
5 |
8 |
4,4 |
14,8 |
5,1 |
6,3 |
7,8 |
7 |
6 |
3,66 |
3,0076 |
0,376 |
0,021 |
3,76 |
3,222 |
180 |
7 |
3,09 |
195,4 |
108 |
189,5 |
170,8 |
187,3 |
185,8 |
Задания к карточке 3
КАРТОЧКА 4
номер задания |
Б |
Е |
З |
В |
Р |
Й |
О |
1 |
7,098 |
7 |
6,918 |
7,9 |
8,112 |
31,299 |
61,098 |
2 |
14 |
8,909 |
15,21 |
14,282 |
9,72 |
8,7 |
9 |
3 |
69 |
71,6 |
70,5 |
12,8 |
19,85 |
12,6 |
14,15 |
4 |
6 |
23 |
13,59 |
14 |
13,01 |
12,59 |
24 |
5 |
90 |
47,3 |
95 |
2,5 |
78,7 |
80 |
87,1 |
6 |
25,543 |
3,348 |
7 |
28,891 |
25,1 |
27,28 |
9 |
7 |
141,3 |
140 |
89,3 |
123,5 |
122 |
190,2 |
129,5 |
8 |
3,25 |
0,24 |
2,4 |
2,04 |
0,204 |
0,024 |
2,45 |
Задание к карточке 4
В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова :
ЧАБРЕЦ, ПОЛЫНЬ, ТЮЛЬПАН, ЗВЕРОБОЙ
А теперь узнаем что это за растения и каковы их свойства.
Слайд 8
ЧАБРЕЦ
Чабрец – это трава полезна для человека. Чабрец надо собирать в пору цветения, но не рвать с корнем. Отвар чабреца помогает при укусах насекомых, лечит ангину. Полезен чай с чабрецом, используется при заболеваниях десен, заживляет раны.
Слайд 9
ПОЛЫНЬ
Существует множество разновидностей этой травы. Лекарства из
полыни восстанавливает силы после продолжительной болезни.
Слайд 10
ТЮЛЬПАН
Тюльпан – это гордость и краса калмыцкой степи, это наше богатство и его нужно охранять. Они цвели на территории сегодняшней Калмыкии испокон веков и внесены в Красную Книгу России. Это очень неприхотливые растения , которые приспособились к солонцеватым почвам Калмыкии , прекрасно переносят засуху и зимнее пересыхание почв.
Слайд 11
ЗВЕРОБОЙ
Зверобой – трава целительным действием. Повышает кровяное давление . Ещё с древних времён применяли настои из травы зверобоя, приготовленные на воде, для лечения заболеваний сердца, простуды, гриппа, головных болей, заболеваний печени, желудка.
Вспомним, что говорил поэт А.Яшин:
«И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем».
Слайд 12
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнать о ней как можно больше.
Из истории дробей…
К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе.
Целую часть от дробной отделяли в Китае особым знаком «дянь» (точка). Большое внимание дробям уделял среднеазиатский ученный ал-Коши. В Европе дроби были открыты нидерландским математиком и инженером С.Стевином
В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей «Арифметике»
На Руси дроби называли долями, позднее «ломанными числами». Перед вами названия некоторых дробей:
- половина, полтина; – полтреть; – треть; – седьмина; – пол-полтреть; – четь; –полчеть; – пятина; – десятина.
Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Современную запись дробей ввели арабы.
6. Итог урока и домашнее задание
- Проговорите еще раз алгоритм сложения десятичных дробей в столбик.
- Проговорите еще раз алгоритм вычитания десятичных дробей в столбик.
- Чем отличаются алгоритмы (В первом сложение, а во втором вычитание)
- Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений)
- А какое задание мы не рассматривали? (Применение сложения и вычитания к сравнению)
- Это задание вы посмотрите дома. Открываем дневники, записываем домашнее задание №312 – номер на сравнение, №309 – решение уравнений, №315 – задача на движение по реке.
7. Рефлексия
- На уроке вы все хорошо работали. Помогите мне проверить вас и поставить вам хорошую оценку в журнал. У каждого под учебником лежат карточки с заданием. Вы записываете на них только ответ.
- Поменяйтесь работами.
- Проверьте, ставя + или -. Посчитайте количество плюсов и минусов.
- Поставьте оценку и распишитесь. Поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки у кого пять. Молодцы. Поднимите – у кого четыре. Хорошо. А остальным нужно еще дома поработать.
- Листочки с заданиями вложите в тетрадь, и предайте её вперед.
- Спасибо. Урок окончен.
Поделиться…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.