Открытый урок по математике в 5 классе Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
Оценка 4.6

Открытый урок по математике в 5 классе Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
05.03.2020
Открытый урок по математике в 5 классе Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
УРОК 1.docx

Открытый урок по математике в 5 классе

Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

ЦЕЛИ:

  • Формировать навык сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную письменную речь;
  • Воспитывать прилежание, активность, взаимопомощь, самостоятельность.

ЗАДАЧИ:

  • Повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
  • Повторить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик;
  • Закрепить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в столбик.

ТИП УРОКА:    

Урок обобщения и систематизации знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:  

Мультимедийный проектор; карточки для каждого учащегося с цифрами от 0 до 9; задания для проверки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: 

Создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (приложение1); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор; каждому учащемуся до начала урока раздаются карточки с цифрами с 0 до 9 и под учебник кладется задание для проверки.

КОММЕНТАРИИ:

 В скобках после вопроса учителя идут предположительные ответы, которые могут дать учащиеся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Присаживайтесь!

 Раз, два, три, четыре, пять

 Начинаем мы считать.

 Бегать, прыгать мы не будем.

 Будем весь урок решать.

2. Постановка цели урока

- Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число…

- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, перевод десятичных дробей в обыкновенную дробь и обратно. )

- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Умножением десятичных дробей, сложением и вычитание десятичных дробей, решение задач. )

- Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей. Записываем тему урока сложение и вычитание десятичных дробей.

Слайд 1

Слайд 2

- Что должны повторить? (Сложение и вычитание десятичных дробей)

- Что должны запомнить? (Сложение и вычитание десятичных дробей столбиком)

- Разбейте по пунктам правила сложения и вычитания десятичных дробей (1. Записать числа в столбик разряд под разрядом, запятую под запятой. 2. Вычислить. 3. Снести запятую. )

- А как называется в информатике последовательность шагов? (Алгоритм)

- Таким образом, что мы должны запомнить? (Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей столбиком)

- А как убедиться, что вы правильно сделали вычисления? (Сделать проверку)

- Какие способы проверки вы знаете? (Способ подстановки, вычисления другим способом)

- Сегодня мы будем проверять с помощью подстановки.

- Что сегодня вы должны узнать? (…)

- А узнаете сегодня вы материал из истории.

3. Актуализация знаний

- Молодцы! И первое, что мы сделаем – это повторим. Перед вами лежат карточки, расположите их так, чтобы вам было удобно работать с ними.

Слайд 3

- Найдите ошибки и поднимите карточки. (2,3,5,8)

- Объясните, почему подняли именно эти номера? (Во втором не выполняется условие записи числа разряд под разрядом. В третьем – по правилам сравнения в первом числе десятых частей меньше, чем десятых во втором числе. В пятом - 9+3=12, два пишем, один запоминает, 0+2=2 и ещё один, корой запоминали, получим 3, и один сносим.В восьмом – нули можно убирать только в конце дробной части десятичной дроби. )

к СЛАЙДу 2

IV. Формирование умений и навыков

- Какие дроби мы изучали? (Обыкновенные и десятичные)

- А какие дроби чаще встречаются? (Десятичные)

- Как вы думаете почему? (Легко вычислять, действия с десятичными дробями как с натуральными числами, вся вычислительная техника на десятичных дробях. )

Слайд 4

Используя свойства сложения и вычитания вычислить удобным способом:

1)3,21+(6,58+2,79)=?

2)(3,256+2,6)+(1,744+3,4)=?

3)(23,624+24,33)-20,33= ?

Слайд 5

Решаем уравнение :

1.       16,5 – а  = 1,9       2) (х - 4,6) + 3,7 = 4,3

     а = 16,5 – 1,9           х – 4,6 = 4,3 – 3,7

             

                     а = 14,6                  х - 4,6 = 0,6

                                                         

                                                     х = 4,6 + 0,6

                                                         

                                                      х = 5,2

Два ученика работают на скрытой доске , остальные выполняют  самостоятельно , затем сверяются.

Слайд 6

Решаем задачи:

1.       Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 22,7 км/ч,   а скорость течения реки 3,6 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения реки.

(Решают в тетрадях, затем один ученик записывает на доске.)

2.        Одна сторона треугольника 83,6см, вторая на 14,6см длиннее первой, а     третья на 8,6см короче второй. Найдите периметр треугольника.

 

Решение:

  1. 83,6 + 14,6 = 98,2 (см),
  2. 98,2 – 8,6 = 89,6 (см),
  3. 3) 83,6 + 98,2 + 89,6 = 271,4 (см).

( Решают в тетрадях, затем сверяем решения)

4.  Физминутка

Слайд 7

1 Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

(Выполняем движения по тексту.)

5. Самостоятельная  работа

Выполнив задания к карточкам 1-5, ребята узнают о цветах и травах, растущих в Республике Калмыкия

КАРТОЧКА 1

номер задания

Е

Р

А

Б

Ч

Ц

1

2,223

3,55

5,154

4,21

5,135

3,21

2

104,24

100,5

95,61

98,8

6,3

33,5

3

0,2

0,11

0,23

1,15

1,98

7,9

4

6,55

6,05

30,7

4,05

10,8

30,75

5

31,55

30,7

13,48

15,2

29,4

32,22

6

5,23

6,21

18,3

14,5

13,6

8,19

Задания к карточке 1

  1. 2,125 + 3,01 = ?
  2. 103,11 – 7,5 = ?
  3. Решить уравнение  2 – х = 0,85
  4. Решить уравнение  х + 12,45 = 18,5
  5. В первый день продали 12,5 м. ткани, а во второй день еще 19,05 м. Сколько ткани продали за 2 дня?
  6. Масса двух качанов капусты 12,47 кг, а одного из них 4,28. Какова масса другого качана?

КАРТОЧКА 2

номер задания

Ь

Н

О

Л

П

Ы

1

4,954

5,701

9,553

7,65

7,83

9,72

2

4,03

3,24

1,84

4,09

5,13

5,04

3

11,32

0,39

12,372

12,93

7,81

14,85

4

100,8

139,25

4,39

18,95

12,05

116,86

5

8,82

5,59

105,31

5,14

9,9

8,07

6

28,11

35,9

30,17

33,88

32,76

19,9

Задание к карточке 2

  1. 5,51 + 2,32 = ?
  2. 4,34 – 2,5 = ?
  3. Решить уравнение  х – 10,5 = 2,43
  4. Решить уравнение  152 – х = 35,14
  5. Металлическую балку длинной 8,75 м. разрезали на две части. Длина одной части 3,16 м. Найти длину второй части.
  6. Яблоки с ящиком весят 30,9 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 2,79 кг?

 

КАРТОЧКА 3

номер задания

Ь

П

Л

Ю

А

Т

Н

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,74

17,85

15,85

2

28

8,984

98,84

20,291

25,2

28,891

29

3

56,6

70,6

76,6

56,6

45,9

62,8

64,5

4

93,54

87,45

94,4

54,21

100

179,56

42,9

5

8

4,4

14,8

5,1

6,3

7,8

7

6

3,66

3,0076

0,376

0,021

3,76

3,222

180

7

3,09

195,4

108

189,5

170,8

187,3

185,8

Задания к карточке 3

  1. 5,9 + 11,95 = ?
  2. 27,9 – 7,609 = ?
  3. Решите уравнение  х – 47,5 = 29,1
  4. Решите уравнение  146 – х = 52,46
  5. В дно реки забили бетонный стол высотой 9,6 м. так, что 3,4 м. было в земле , а 1,8м. под водой. Какова глубина реки в этом месте?
  6. Запишите число , состоящее из 3 целых и 76 тысячных
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км., а во второй день на 52,6 км. меньше . Какой путь проехал автомобиль во второй день?

КАРТОЧКА 4

номер задания

Б

Е

З

В

Р

Й

О

1

7,098

7

6,918

7,9

8,112

31,299

61,098

2

14

8,909

15,21

14,282

9,72

8,7

9

3

69

71,6

70,5

12,8

19,85

12,6

14,15

4

6

23

13,59

14

13,01

12,59

24

5

90

47,3

95

2,5

78,7

80

87,1

6

25,543

3,348

7

28,891

25,1

27,28

9

7

141,3

140

89,3

123,5

122

190,2

129,5

8

3,25

0,24

2,4

2,04

0,204

0,024

2,45

Задание к карточке 4

  1. 34,008 – 27,09 = ?
  2. 8,312 + 5,97 = ?
  3. Решите уравнение  х – 29,5 = 42,1
  4. Решите уравнение  5,29 + х = 18,3
  5. В одном 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5  кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078).
  7. Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см.короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
  1. Запишите обыкновенную дробь  https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B24%7D%7B100%7D в виде десятичной.

 В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова :

ЧАБРЕЦ, ПОЛЫНЬ, ТЮЛЬПАН, ЗВЕРОБОЙ

А теперь узнаем что это за растения и каковы их свойства.

Слайд 8

ЧАБРЕЦ

Чабрец – это трава полезна для человека. Чабрец надо собирать в пору цветения, но не рвать с корнем. Отвар чабреца помогает при укусах насекомых, лечит ангину. Полезен чай с чабрецом, используется при заболеваниях десен, заживляет раны.http://content.foto.mail.ru/mail/shurshunchik1988/_answers/i-33.jpg

Слайд 9

ПОЛЫНЬ
Существует множество разновидностей этой травы. Лекарства из полыни  восстанавливает силы после продолжительной  болезни. Попутный ветер: Памятник природы Каменная балка

Слайд 10

ТЮЛЬПАН

Тюльпан – это гордость и краса калмыцкой степи, это наше богатство и его нужно охранять. Они цвели на территории сегодняшней Калмыкии испокон веков и внесены в Красную Книгу России. Это очень неприхотливые растения , которые  приспособились к солонцеватым почвам Калмыкии , прекрасно переносят засуху и зимнее пересыхание почв.Буддизм в Калмыкии Буддизм в Калмыкии

Слайд 11

ЗВЕРОБОЙ

 Зверобой – трава целительным действием. Повышает кровяное давление . Ещё с древних времён применяли настои из травы зверобоя, приготовленные на воде, для лечения заболеваний сердца, простуды, гриппа, головных болей, заболеваний печени, желудкаКнига о зверобое. - 28 Февраля 2014 - Blog - Dsocial

Вспомним, что говорил поэт А.Яшин:

«И конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем».

Слайд 12

Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнать о ней как можно больше.

Из истории дробей…

К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе.

Целую часть от дробной отделяли в Китае особым знаком «дянь» (точка). Большое внимание дробям уделял среднеазиатский ученный ал-Коши. В Европе дроби были открыты нидерландским математиком и инженером С.Стевином

 В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей «Арифметике»

На Руси дроби называли долями, позднее «ломанными числами». Перед вами названия некоторых дробей:

https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B2%7D  - половина, полтинаhttps://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B6%7D – полтреть; https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B3%7D – треть;https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%5Cfrac%7B1%7D%7B7%7D – седьмина;https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%5Cfrac%7B1%7D%7B12%7D – пол-полтреть;https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%5Cfrac%7B1%7D%7B4%7D – четь;https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%5Cfrac%7B1%7D%7B8%7D –полчеть;https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5C+%5Cfrac%7B1%7D%7B5%7D – пятина; https://www.google.com/chart?cht=tx&chf=bg,s,FFFFFF00&chco=000000&chl=%5Cfrac%7B1%7D%7B10%7D – десятина.

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. Современную запись дробей ввели арабы.

6. Итог урока и домашнее задание

- Проговорите еще раз алгоритм сложения десятичных дробей в столбик.

- Проговорите еще раз алгоритм вычитания десятичных дробей в столбик.

- Чем отличаются алгоритмы (В первом сложение, а во втором вычитание)

- Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений)

- А какое задание мы не рассматривали? (Применение сложения и вычитания к сравнению)

- Это задание вы посмотрите дома. Открываем дневники, записываем домашнее задание №312 – номер на сравнение, №309 – решение уравнений, №315 – задача на движение по реке.

7. Рефлексия

- На уроке вы все хорошо работали. Помогите мне проверить вас и поставить вам хорошую оценку в журнал. У каждого под учебником лежат карточки с заданием. Вы записываете на них только ответ.

- Поменяйтесь работами.

- Проверьте, ставя + или -. Посчитайте количество плюсов и минусов.

- Поставьте оценку и распишитесь. Поменяйтесь обратно работами. Поднимите руки у кого пять. Молодцы. Поднимите – у кого четыре. Хорошо. А остальным нужно еще дома поработать.

- Листочки с заданиями вложите в тетрадь, и предайте её вперед.

- Спасибо. Урок окончен.

Поделиться…


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок по математике в 5 классе

Открытый урок по математике в 5 классе

Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число… -

Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число… -

СЛАЙДу 2 IV. Формирование умений и навыков -

СЛАЙДу 2 IV. Формирование умений и навыков -

Решение: 83,6 + 14,6 = 98,2 (см), 98,2 – 8,6 = 89,6 (см), 3) 83,6 + 98,2 + 89,6 = 271,4 (см)

Решение: 83,6 + 14,6 = 98,2 (см), 98,2 – 8,6 = 89,6 (см), 3) 83,6 + 98,2 + 89,6 = 271,4 (см)

Решить уравнение 2 – х = 0,85

Решить уравнение 2 – х = 0,85

Задания к карточке 3 5,9 + 11,95 = ? 27,9 – 7,609 = ?

Задания к карточке 3 5,9 + 11,95 = ? 27,9 – 7,609 = ?

Решите уравнение х – 29,5 = 42,1

Решите уравнение х – 29,5 = 42,1

ЗВЕРОБОЙ Зверобой – трава целительным действием

ЗВЕРОБОЙ Зверобой – трава целительным действием

Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений) -

Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020